Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Понятие социальной установки было введено в 1918 г. Томасом и Знанецким. Они определяли ее как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями. «Ценность, — говорили они, — есть объективная сторона установки. Следовательно, установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности»[2,364]. Томас и Знанецкий неоднократно подчеркивали значение для понимания социальной установки того факта, что «она по своему существу остается чьим-то состоянием». В этом определении социальная установка представлена как психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта. Она фун

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Социальные установки……………………………………...5
Социальные стереотипы……………………………………10
Предрассудки……………………………………………….13
Заключение………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности. (1).docx

— 41.05 Кб (Скачать)

   Наличие социального стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он  позволяет  сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс  познания. Основные свойства стереотипов:

- они  способны влиять на принятие  человеком решения, нередко самым  нелогичным образом;

—  в  зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют  из сознания другие, противоположные  первым;

— стереотип  обладает выраженной конкретностью 
Стереотипы бывают:

  • позитивные;
  • негативные;
  • нейтральные;
  • чрезмерно обобщенные;
  • чрезмерно упрощенные;
  • точные;
  • приблизительные.

   Определение истинности или ложности социального  стереотипа обычно строится на анализе  конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным водном случае, в другом может оказаться ложным 
и, следовательно, неэффективным при ориентации субъекта в окружающем мире.

Основные  приемы выявления стереотипов:

—  обнаружение  устойчивых тем разговоров, например,    среди знакомых;

— проведение опросов, интервью, анкетирования;

—  метод  неоконченных предложений, когда человек  продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении;

—  метод  выявления ассоциаций,' когда   группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

Восприятие, классификация и оценка социальных объектов или событий распространением их характеристик, высказанных какой-либо социальной группой на основе определенных представлений (стереотипов) носит  название стереотипизация.

     Стереотипизация служит механизмом взаимопонимания, классифицируя формы поведения, его причины и объясняя их отнесением к уже известным или кажущимся известными явлениям, 
категориям. Стереотипизация отражает схематичность и аффективную окрашенность подобного рода оценки действительности.

     С психологической точки зрения стереотипизация — это процесс, когда сходные характеристики даются всем членам какой-то группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

     Стереотипизация выполняет ряд функций, наиболее важные из которых — поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим 
группам и т.д. Иногда стереотипизация  помогает.  Особенно легко люди полагаются на стереотипы при:

  • дефиците времени;
  • чрезмерной занятости;
  • усталости;
  • эмоциональном, возбуждении;                    
  • в слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие бытия[3,35].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Предрассудки

   Предрассудок, или предубеждение, — это установка, которая препятствует адекватному  восприятию сообщения или действия, это суждение до всякого выяснения  истинного положения вещей. В  предрассудке объединяются аффект (чувства), поведенческая тенденция (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения).

   Обычно  предрассудок — это неоправданно негативная установка. Человек нередко  не осознает или не желает осознавать свою предубежденность и рассматривает  свое отношение к объекту предупреждения как следствие объективной или  самостоятельной оценки.

   Предрассудок (предубеждение) может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, исходящих из личного опыта, а  также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Нередко предрассудок используется для оправдания тех или иных, порой  неблаговидных, поступков.

   Психологически  почву  для предрассудков создают  следующие факторы.

  • Неравный статус людей: история свидетельствует, что благодатной почвой для появления предрассудков и стереотипов были экономические отношения неравенства между группами, социоэкономическая дискриминация поддерживает предрассудки.
  • Религия: религиозность способствует внушаемости людей, и это касается любых убеждений, в том числе и предрассудков именно в силу фактора веры, а не фактора знания.
  • Фаворитизм: это пристрастность к своей группе, противопоставление «мы» и «они». «Мы» — хорошие, «они» — плохие.
  • Конформизм: он облегчает возможность индивидам идти по линии наименьшего сопротивления и думать автоматически «как все». В таком случае   однажды возникший предрассудок сохраняется по инерции.
  • Институциональная поддержка: это распространение предрассудков усилиями социальных институтов, например, политических партий, движений, средств массовой информации.

   Предрассудок  — это социальная установка с  искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительное и, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.

   Основная  причина формирования предрассудков  кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение кнему. В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Например, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.

   Большую роль в смягчении и преодолении  враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями  разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют  стереотипную установку, в принципе позволяя увидеть в человеке другой расы или национальности не частный  случай "этнического типа", а  конкретного человека. Однако и это  бывает далеко не всегда. Известный  психолог Гордон Оллпорт, обобщая большой материал наблюдений и специальных экспериментов, говорит, что межгрупповой контакт способствует ослаблению предубеждения, если обе группы обладают равным статусом, стремятся к общим целям, положительно сотрудничают и взаимозависят друг от друга, если их взаимодействие пользуется активной поддержкой властей, законов или обычая. Если таких условий нет, контакты не дают положительных результатов, а то даже и усиливают старые предрассудки. Также огромное влияние на искоренение предрассудков оказывает общий идеологический и социальный климат.

   Борьба  с предрассудками - сложный и противоречивый процесс. Он включает в себя множество  разнородных компонентов:

  • сближение, полное слияние культур,
  • усвоение национальными меньшинствами общего языка, широкое распространение смешанных (межнациональных) браков,
  • преодоление традиционной обособленности и расширение сферы общения людей независимо от их этнической принадлежности,
  • коренные сдвиги в этническом самосознании и т. д.

   Все это делает социально непригодными старые этнические стереотипы как "большинства", так и "меньшинства"[3,37]. 
 
 
 
 

Заключение

     Социальная  установка, будучи сама системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем.

     Основная  опасность стереотипа и предубеждения  заключается в том, что то негативное отношение, которое возникает в  отношении группы или отдельного ее члена, в конечном итоге может  не основываться на реальных фактах. Более  того, такие явления, как социальные предрассудки и стереотипы в определенные моменты могут оказаться очень  опасными. Например, с помощью национальной розни достигается совпадение интересов  групп, осуществляющих власть и частных  лиц в части мощного источника  эмоций. Там, где негативные эмоции могли бы быть направлены на конкретных людей и группы интересов, создается  канал для "выпускания пара", куда уходит значительная часть энергии  и который дает возможность проявить сильные эмоции[2,155].

     Таким образом, изучение таких явлений, как  стереотипы, предрассудки и демонстрация их в виде дискриминирующего поведения, является очень важным в современном  мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Журавлев А. Л. Социальная психология. Учебное пособие. / М.:
  2. Майерс Д. Социальная психология. Спб, 2003 ПЕР СЭ, 2002.    351с. (Серия «Высшее психологическое образование»)
  3. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 г.
  4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979. С. 86-103

Информация о работе Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности