Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:26, контрольная работа
Понятие социальной установки было введено в 1918 г. Томасом и Знанецким. Они определяли ее как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями. «Ценность, — говорили они, — есть объективная сторона установки. Следовательно, установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности»[2,364]. Томас и Знанецкий неоднократно подчеркивали значение для понимания социальной установки того факта, что «она по своему существу остается чьим-то состоянием». В этом определении социальная установка представлена как психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта. Она фун
Введение…………………………………………………………….3
Социальные установки……………………………………...5
Социальные стереотипы……………………………………10
Предрассудки……………………………………………….13
Заключение………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………..17
Наличие социального стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он позволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания. Основные свойства стереотипов:
- они
способны влиять на принятие
человеком решения, нередко
— в зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым;
— стереотип
обладает выраженной конкретностью
Стереотипы бывают:
Определение
истинности или ложности социального
стереотипа обычно строится на анализе
конкретной ситуации. Любой стереотип,
будучи истинным водном случае, в другом
может оказаться ложным
и, следовательно, неэффективным при ориентации
субъекта в окружающем мире.
Основные приемы выявления стереотипов:
— обнаружение устойчивых тем разговоров, например, среди знакомых;
— проведение опросов, интервью, анкетирования;
— метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении;
— метод выявления ассоциаций,' когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.
Восприятие, классификация и оценка социальных объектов или событий распространением их характеристик, высказанных какой-либо социальной группой на основе определенных представлений (стереотипов) носит название стереотипизация.
Стереотипизация
служит механизмом взаимопонимания, классифицируя
формы поведения, его причины и объясняя
их отнесением к уже известным или кажущимся
известными явлениям,
категориям. Стереотипизация отражает
схематичность и аффективную окрашенность
подобного рода оценки действительности.
С психологической точки зрения стереотипизация — это процесс, когда сходные характеристики даются всем членам какой-то группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотипизация
выполняет ряд функций, наиболее важные
из которых — поддержание идентификации
личности и группы, оправдание возможных
негативных установок по отношению к другим
группам и т.д. Иногда стереотипизация
помогает. Особенно легко люди полагаются
на стереотипы при:
Предрассудок, или предубеждение, — это установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия, это суждение до всякого выяснения истинного положения вещей. В предрассудке объединяются аффект (чувства), поведенческая тенденция (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения).
Обычно
предрассудок — это неоправданно
негативная установка. Человек нередко
не осознает или не желает осознавать
свою предубежденность и рассматривает
свое отношение к объекту
Предрассудок
(предубеждение) может быть следствием
поспешных и необоснованных выводов,
исходящих из личного опыта, а
также результатом
Психологически почву для предрассудков создают следующие факторы.
Предрассудок — это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительное и, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.
Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение кнему. В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Например, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.
Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе позволяя увидеть в человеке другой расы или национальности не частный случай "этнического типа", а конкретного человека. Однако и это бывает далеко не всегда. Известный психолог Гордон Оллпорт, обобщая большой материал наблюдений и специальных экспериментов, говорит, что межгрупповой контакт способствует ослаблению предубеждения, если обе группы обладают равным статусом, стремятся к общим целям, положительно сотрудничают и взаимозависят друг от друга, если их взаимодействие пользуется активной поддержкой властей, законов или обычая. Если таких условий нет, контакты не дают положительных результатов, а то даже и усиливают старые предрассудки. Также огромное влияние на искоренение предрассудков оказывает общий идеологический и социальный климат.
Борьба с предрассудками - сложный и противоречивый процесс. Он включает в себя множество разнородных компонентов:
Все
это делает социально непригодными
старые этнические стереотипы как "большинства",
так и "меньшинства"[3,37].
Заключение
Социальная установка, будучи сама системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем.
Основная опасность стереотипа и предубеждения заключается в том, что то негативное отношение, которое возникает в отношении группы или отдельного ее члена, в конечном итоге может не основываться на реальных фактах. Более того, такие явления, как социальные предрассудки и стереотипы в определенные моменты могут оказаться очень опасными. Например, с помощью национальной розни достигается совпадение интересов групп, осуществляющих власть и частных лиц в части мощного источника эмоций. Там, где негативные эмоции могли бы быть направлены на конкретных людей и группы интересов, создается канал для "выпускания пара", куда уходит значительная часть энергии и который дает возможность проявить сильные эмоции[2,155].
Таким
образом, изучение таких явлений, как
стереотипы, предрассудки и демонстрация
их в виде дискриминирующего поведения,
является очень важным в современном
мире.
Список литературы
Информация о работе Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности