Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:26, контрольная работа
Понятие социальной установки было введено в 1918 г. Томасом и Знанецким. Они определяли ее как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями. «Ценность, — говорили они, — есть объективная сторона установки. Следовательно, установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности»[2,364]. Томас и Знанецкий неоднократно подчеркивали значение для понимания социальной установки того факта, что «она по своему существу остается чьим-то состоянием». В этом определении социальная установка представлена как психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта. Она фун
Введение…………………………………………………………….3
Социальные установки……………………………………...5
Социальные стереотипы……………………………………10
Предрассудки……………………………………………….13
Заключение………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………..17
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………..
Введение
Понятие социальной установки было введено в 1918 г. Томасом и Знанецким. Они определяли ее как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями. «Ценность, — говорили они, — есть объективная сторона установки. Следовательно, установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности»[2,364]. Томас и Знанецкий неоднократно подчеркивали значение для понимания социальной установки того факта, что «она по своему существу остается чьим-то состоянием». В этом определении социальная установка представлена как психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта. Она функционирует одновременно как элемент психологической структуры личности и как элемент социальной структуры, поскольку содержание психологического переживания определяется внешними, локализованными в социуме объектами [1,88].
Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента[2,364].
Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, «нормальная» социальная установка может превратиться во «вредный» стереотип. Другими причинами возникновения стереотипов такого рода обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития[1,92].
Предрассудок, или предубеждение, — это установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия, это суждение до всякого выяснения истинного положения вещей. В предрассудке объединяются аффект (чувства), поведенческая тенденция (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения) [2,93].
Социальные
стереотипы и предрассудки вольно или
невольно руководят действиями людей,
лежат в основе дискриминирующего
поведения людей. В обществе, наполненном
разными интересами, просто необходимо
каким-то образом сохранять равновесие
и устанавливать гармонию и тема
социальных установок по сегодняшний
день является актуальной.
Под установкой принято понимать благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах, а также в целенаправленном поведении. Установка— это неосознаваемая готовность к действию. Психологи считают, что любое воздействие на человека можно рассматривать с точки зрения теории установки. Когда оно имеет социальную природу, то говорят о социально-психологической природе установки. Понимание механизма действия установок облегчается пониманием действия принципа так называемой доминанты. Психофизиологам хорошо известно, что деятельность человека во многом определяется доминантой — устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга. Это есть то самое таинственное «что-то», что мешает человеку или, напротив, заставляет его предпринимать какие-либо действия в определенных ситуациях.
Считается, что доминанта в своем развитии проходит три стадии. На первой стадии доминанта возникает под влиянием внутренних химико-биологических процессов, с одной стороны, и внешних раздражителей — с другой. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые раздражители.
На
второй стадии из прежнего множества
действующих возбуждений
На
третьей стадии между доминантой
и внешним раздражителем
— устойчивостью во времени;
— способностью, с одной стороны, как бы притягивать к себе различные внешние раздражители, а с другой — подпитываться ими;
— господством одной доминанты в конкретный интервал времени (минуты, часы, а в некоторых особых случаях — месяцы и годы);
— ослаблением доминанты в связи с ее естественным разрешением. Доминанта — объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Тем не менее, человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.
Принято различать понятия «установка» и «социальная установка», несмотря на схожесть слов, раскрывающих их содержание: «склонность», «направленность», «готовность». В рамках общей психологии под установкой действительно понимается состояние готовности субъекта к определенной активности, что обусловливается действием двух факторов:
—потребностью субъекта;
— соответствующей объективной ситуацией.
Установка бывает ситуативная и фиксированная. Последняя есть закрепленная в случае повторения ситуации настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации.
В социальной психологии под социальной установкой понимается определенное состояние сознания и нервной системы, организованное и основанное на предшествующем опыте и выражающее готовность к peajmum. (В западной социальной психологии вместо термина «социальная установка» применяется термин «аттитюд». В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1)
убеждение, которое может быть
как обоснованным, так и необоснованным
(когнитивная составляющая
2)
эмоциональное отношение к
3)
соответствующая реакция,
Полагают, что социальная установка выполняет важные для субъекта функции. Эти функции следующие:
Установка может быть направлена на различные факторы деятельности, в частности на ее цель, мотив, условие.
Вопрос о том, определяют ли установки поведение, вызывает к жизни иной — основополагающий — вопрос о природе человека: какая связь существует между тем, что у нас на душе, и тем, что мы творим и действительности? Какая связь между мыслью и действием, характером и поведением, личным миром и общественными делами?
Многочисленными
остроумными психологическими, экспериментами
было доказано и то, что установки
определяют поведение, и то, что установки
на самом деле ничего не меняют. Противоречия
в тгом нет, просто помимо установок
наше поведение подвержено многим другим
влияниям. Один социальный психолог насчитал
40 различных факторов, осложняющих взаимосвязь
«установка —поведение». И, пожалуй, самый
важный из таких факторов: в условиях повседневной
жизни люди нередко выражают установки,
которых сами не придерживаются. Люди
порой говорят то, что, как им кажется,
от них хотят услышать другие. Выявлен
и эффект так называемой агрегации: воздействие
установки на поведение становится более
очевидным, когда рассматривается личность
или поведение в целом, а не отдельные
поступки.
M. Рокич высказал идею о том, что у субъекта существуют одновременно два типа социальной установки: на объект и на ситуацию. Включаться в действие может то один из них, то другой, но могут и оба сразу.
В другой концепции (Д. Кац, Э. Стотленд) высказана мысль о том, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты социальной установки. Выявлено три условия, при которых установки предсказывают поведение. Во-первых, это происходит, если удается свести до минимума другие влияния на утверждения, отражающие установки людей, и на их поведение; во-вторых, если установки в точности соответствуют изучаемому поведению. И наконец, лучше предсказывает поведение сильная установка.
Зачастую люди действуют автоматически, не раздумывая, согласно своему привычному шаблону. Такая бездумная реакция является адаптивной, что дает возможность человеческому уму заниматься другим делом. При новой ситуации поведение людей становится не таким автоматическим. Шаблон исчезает. Они думают, прежде чем совершить какой-то поступок.
Выявлено, что люди, хотя бы на несколько мгновений вспоминавшие свое прежнее поведение, выражали установки, которые лучше предопределяли их будущее поведение. Значит, установки, приходя нам на ум, направляют наше поведение. Люди, осознающие самих себя, обычно ладят со своими установками.
Установка, как было отмечено раньше, подразумевает оценку. Установка — это связь, создаваемая человеком, между объектом и его оценкой. Когда связь прочна, столкновение с объектом вызывает Соответствующую установку. Чем сильнее будет связь, тем сильнее становится установка. Впоследствии ситуация может автоматически вызывать определенную установку. Тем не менее люди вырабатывают свои установки таким образом, что иногда они действуют, а иногда — нет. Если установки рождаются как результат жизненного опыта, они скорее всего будут закреплены и станут определять поступки.
Таким образом, общепризнано, что установки определяют поведение. Это верно, что люди иногда отстаивают то, во что верят, но верно и то, что люди верят в то, что отстаивают.
Психологические
эксперименты показывают, что установки
не могут определять поведение, если
внешние воздействия сильнее
внутренней убежденности.
Социальным
стереотипом считается
тex или иных черт в группах людей. Например,
«Уверенность в себе чаще наблюдается
у мужчин, чем у женщин», «Политики — лгуны»
Итальянцы эмоциональные».
Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой шоди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами. Или чем меньше группа, чем менее она влиятельна, тем больше се члены оперируют стереотипами.
Социальный
стереотип далеко не всегда точен. Возникая
в условиях ограниченной информации
об объекте, стереотип может оказаться
ложным и выполнять консервативную,
а то и реакционную роль,
искажая знания людей и серьезно деформируя
межличностные взаимодействия.
Информация о работе Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности