Социальные группы массового стихийного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем говорить о стихийных группах, нужно понять то, что их образовало, а именно общественное мнение. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества. В определенный момент динамичность общественного мнения, а также включенность в него эмоциональных оценок действительности могут стать стимулом для образования стихийной группы.

Содержание

Введение.
1. Социальные группы массового стихийного поведения
1.1. Общая характеристика и типы стихийных групп
1.2. Социальные движения.
2. Способы воздействия на массы.
2.1. Заражение как особый способ воздействия на массы
2.2. Внушение как способ воздействия на массы
2.3. Подражание как способ воздействия на массы
2.4. Характеристика лидеров стихийных групп.
Заключение
Библиографический список 20
Приложение 1………………………………………………………………… …21
Приложение 2…………………………… ………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Социально-психологическая характеристика стихийных групп.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Зараза представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо  причислить  к  разряду  гипнотических  явлений. В толпе всякое чувство,  всякое действие заразительно, и притом  в такой  степени,  что  индивид  очень легко  приносит  в жертву  свои  личные интересы интересу  коллективному. Подобное  поведение, однако,  противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.[4]

Науке известно, что при помощи разнообразных процедур человека можно привести в такое состояние, что он после потери всей своей сознательной личности повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания своей личности, и что он совершает действия, самым резким образом противоречащие его характеру и навыкам. З. Фрейд в результате тщательных наблюдений установил, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих из нее, или по какой-либо другой неизвестной причине - в особое состояние, весьма близкое к ''зачарованности'', овладевающей загипнотизированными под влиянием гипнотизера. Сознательная личность совершенно теряется, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.[5]

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Паника - это распад массы в массе. Отдельный человек здесь старается отпасть от массы и бежать от нее, угрожающей ему как целое. Панику как распад можно предотвратить, продлив первоначальное состояние объединяющего массового страха.

Мир хорошо помнит возникновение массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи по радио произведения Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (около 1 200 000 человек) поверили во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан».

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых в ситуации паники очень сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей. При исследовании заражения важным вопросом является вопрос о той роли, которую играет уровень оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Этот вопрос  недостаточно изучен в науке, хотя в практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например популярного актера, являются аплодисменты. Они могут послужить ролью импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза.

Заражение  настолько  могущественно,  что он  может внушать индивидам  не только известные мнения,  но  и известные чувства.  Благодаря  именно  такому заражению,  в  известную эпоху подвергались  презрению известные  произведения, например, "Тангейзер",  спустя  несколько  лет  возбудивший восторги  тех же самых людей, которые его осмеяли.

 

2.2. Внушение как способ воздействия на массы

 

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. Некоторые сопоставляют внушение с заражением ,но есть и те кто выдвигает отличия и сводит их к следующему: 1) при заражении осуществляется сопереживание большой массы людей общего психического состояния, внушение же имеет одностороннюю направленность; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства.

Явление внушения исследуется в психологии очень давно, но большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внушение, «суггестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить о таком явлении как «социальная суггестия». В  остальном сохраняется терминология, используемая в других разделах психологической науки, изучающей это явление: человек, осуществляющий внушение – суггестор ; человек, которому внушают называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. В отечественной литературе впервые вопрос о социальной суггестии был поставлен в работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903).

В многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий дополнительный фактор воздействия - доверие к информационному источнику. Этот «эффект доверия» проявляется по отношению к личности суггестора, и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет.

Контрсуггестия показывает меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В практике социальной суггестии разработаны способы, при помощи которых можно блокировать эту «психическую самозащиту». Контрсуггестия может быть использована не только для защиты личности от суггестивного воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии выступает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной информации о суггесторе можно добиться отклонения этого недоверия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично, конечно, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия личность постарается выдвинуть новый ряд защитных мер, но до сих пор практические исследования не углубились далее первого «слоя» контрконтрсуггестии.

В повседневной жизни исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама Хотя основная черта пропаганды - апелляция к логике и сознанию, а средства, разрабатываемые здесь, - это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия определенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия. Особенно очевидным является применение этого метода в области рекламы. Здесь разработана особая концепция «имиджа», который выступает как звено в механизме суггестии.

 

 

 

 

 

2.3. Подражание как способ воздействия на массы

 

Подражание тоже относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе и в условиях массового поведения. З.Фрейд отмечает, что отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным повторением со стороны других.[6]

Психический феномен стадного инстинкта наблюдается у массы так же, как и у животных. Механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения. Основные способы подражания: а) посредством наблюдения модели возникают новые реакции; б) наблюдение за вознаграждением или наказание модели усиливает или ослабляет сдерживающее поведение; в) наблюдение модели способствует актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему.[7]

Существует несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Исследование этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние); низшие (низшие по социальной лестнице) подражают высшим  и т.д.

Подражание имеет большое значение в процессе развития ребенка. Поэтому именно в детской психологии проводится основная масса экспериментальных исследований подражания (Обухова, 1995, С. 317). Так, исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978. С. 63). Очевидно, что все эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.

Воздействие не может быть рассмотрено как процесс протекающий в одном направлении: всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.

 

2.4. Характеристика лидеров стихийных групп.

 

Лишь  только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли то стадо  животных  или  толпа людей,  они инстинктивно подчиняются власти своего вождя. В  толпе людей вождь часто  бывает только вожаком,  но, тем не менее, роль  его значительна.  Его воля представляет  то ядро, вокруг которого  кристаллизуются и  объединяются мнения. Он составляет собой первый элемент организации разнородной толпы и готовит в ней организацию сект. Пока же  это не  наступит,  он  управляет  ею, так  как толпа представляет  собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина.[8]

Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей.

Лидер сначала сам был в числе тех, кого ведут; он  так  же был  загипнотизирован  идеей, двигателем которой  сделался  впоследствии. Эта идея  до  такой  степени завладела им,  что  все вокруг  исчезло для него, и всякое  противное  мнение  ему  казалось уже  заблуждением и предрассудком.

Обычно лидеры  не  принадлежат  к числу  мыслителей -  это люди действия. Они не обладают проницательностью, так  как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Чаще всего лидерами бывают психически неуравновешенные люди,  полупомешанные, находящиеся на границе  безумия. Как бы  ни  была нелепа  идея,  которую  они  защищают, и цель,  к  которой  они стремятся,  их  убеждения  нельзя  поколебать  никакими объяснениями.

Роль  всех  великих лидеров  главным  образом заключается  в том, чтобы создать веру, все равно, религиозную или, политическую,  социальную, или веру в  какое-нибудь дело,  человека или идею, вот почему  их  влияние  и  бывало всегда очень  велико. Из всех сил,  которыми располагает  человечество, сила веры всегда была  самой могущественной, и не напрасно в Евангелии говорится, что  вера  может  сдвинуть горы. Дать человеку  веру -  это удесятерить его силы. Великие  исторические события  произведены были безвестными верующими, вся сила которых  заключалась  в  их вере.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучая стихийные группы, выделяют главным образом действия толпы и людских масс. Толпа - это относительно большое число людей, находящихся в непосредственной близости друг к другу. Масса - совокупность людей, которых волнует одна и та же тема, но они не находятся в непосредственной близости друг от друга. Стихийное поведение может быть отмечено и на уровне толпы, и в массовом масштабе.

Следующую форму стихийной группы представляет публика или аудитория, в которых законы масс действуют по тому же принципу.

Социальные движения же представляют собой организованные усилия, помогающие или препятствующие социальным изменениям. Все социальные движения начинаются с недовольства существующим социальным устройством и являются сложнейшими явлениями общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками.

Само поведение стихийных групп заключается в процессе сбора или объединения людей, чтобы образовать толпу или массу. Ожидаемое в связи с определенным событием коллективное возбуждение способствует таким явлениям как заражение, внушение и подражание.

Все эти механизмы воздействия людей друг на друга взаимосвязаны в ситуации массового поведения. Заражение является бессознательной невольной подверженностью индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где воздействие через заражение многократно усиливается, является паника.

Внушение - это целенаправленное, воздействие одного индивида на другого или определенную группу. Так же существует такой вид воздействия как подражание которое является воспроизведением индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Данные способы воздействия чрезвычайно опасны, благодаря им человек утрачивает сознание и волю, превращается в социального автомата .Чем и пользуются определенные люди ,чтобы подчинить себе стихийные группы .Ярким примером может служить использование такого механизма в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социальные группы массового стихийного поведения