Социальные группы массового стихийного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем говорить о стихийных группах, нужно понять то, что их образовало, а именно общественное мнение. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества. В определенный момент динамичность общественного мнения, а также включенность в него эмоциональных оценок действительности могут стать стимулом для образования стихийной группы.

Содержание

Введение.
1. Социальные группы массового стихийного поведения
1.1. Общая характеристика и типы стихийных групп
1.2. Социальные движения.
2. Способы воздействия на массы.
2.1. Заражение как особый способ воздействия на массы
2.2. Внушение как способ воздействия на массы
2.3. Подражание как способ воздействия на массы
2.4. Характеристика лидеров стихийных групп.
Заключение
Библиографический список 20
Приложение 1………………………………………………………………… …21
Приложение 2…………………………… ………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Социально-психологическая характеристика стихийных групп.doc

— 137.50 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

Введение.

1. Социальные группы массового стихийного поведения

1.1. Общая характеристика и типы стихийных групп

1.2. Социальные движения.

2. Способы воздействия на массы.

2.1. Заражение как особый способ воздействия на массы

2.2. Внушение как способ воздействия на массы

2.3. Подражание как способ воздействия на массы

2.4. Характеристика лидеров стихийных групп.

Заключение

Библиографический список              20

Приложение 1………………………………………………………………… …21

Приложение 2…………………………… ………………………………………22

Приложение 3…………………………… ………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Прежде чем говорить о стихийных группах, нужно понять то, что их образовало, а именно общественное мнение. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества. В определенный момент динамичность общественного мнения, а также включенность в него эмоциональных оценок действительности могут стать стимулом для образования стихийной группы.

Французский социальный мыслитель Г. Лебон наиболее известен как автор теории поведения толпы. Она была выдвинута в начале ХХ века, когда в Европе происходили глубокие перемены. В основе теории лежит мысль о том, что с людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы.

Особый интерес и актуальность представляет изучение социальных движений, которые охватывают различные стороны нашей жизни и которых с каждым годом становится больше. Также интерес представляют механизмы образования и управления стихийными группами. Лебон в своих произведениях пишет, что в стихийной группе, а именно в главном ее проявлении- толпе, происходит фиксирование идей и чувств и исчезновение собственной личности человека, в нем в этот момент преобладает бессознательное. Прекращение  деятельности  мозговых полушарий   и   преобладание   спинного   мозга. Понижение   умственных  способностей и  полное  изменение чувств. Измененные чувства могут  быть  лучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместе толпу. Но сначала нужно дать общую характеристику стихийных групп и способов воздействия, реализуемых в них.

 

 

 

 

1. Социальные группы массового стихийного поведения

 

1.1. Общая характеристика и типы стихийных групп

 

Приступая к классификации социальных групп, следует выделить разновидность, в строгом смысле не являющуюся ''группой'', скорее кратковременным объединением большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Группы о которых мы говорим возникают чаще всего стихийно, члены их не обязательно осознают свои цели, но активно действуют. Среди стихийных групп выделяют толпу, массу и публику.

Рассмотрим эти группы подробнее.

Толпа более полно исследованная стихийная группа. Лебон говорил о ней так: Под  словом  "толпа"  подразумевается  в  обыкновенном смысле  собрание индивидов,  какова бы ни была их национальность,  профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это  собрание. Но с психологической  точки зрения слово это  получает уже совершенно другое значение. При  известных условиях -- и притом только при этих условиях -- собрание  людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи  всех  отдельных единиц,  образующих  целое, именуемое толпой,  принимают одно и то же направление.  Образуется коллективная  душа, имеющая,  конечно,  временный  характер,  но  и  очень  определенные  черты. Собрание  в  таких  случаях становится  тем,  что я назвал бы, за  неимением лучшего выражения,  организованной  толпой или толпой одухотворенной, составляющей  единое  существо и  подчиняющейся  закону  духовного  единства толпы. Длительность существования толпы определяется значимостью инцидента: толпа  может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства  толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к целенаправленному движению. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в это время в толпе могут возникнуть элементы организации. Но они очень нестабильны: толпа легко может, и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам , одним словом – «социальное животное, сорвавшееся с цепи» [цит. по: Московиси, 1996. С.28].

Выделяются следующие виды толпы:

      окказиональная - толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию;

      конвенциональная - связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая (временно) следовать достаточно диффузным нормам поведения;

      экспрессивная - совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза);

      действующая толпа:

      агрессивная - объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту;

      паническая - стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;

      стяжательная - вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в транспорте и т.п.);

      повстанческая - объединенная в связи с общим возмущением действиями властей; такая толпа нередко составляет атрибут революционных потрясений.

Отсутствие ясных целей, диффузность структуры легко превращают один вид толпы в другой.

Следующей стихийной группой является масса.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно четкими границами. Масса - это множество людей без особых достоинств, это средний, заурядный человек. По мнению Хосе Ортега - И-Гассета, принадлежность к массе - чисто психологический признак, совсем не обязательно, чтобы субъект физически принадлежал к ней. О каждом человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что от такой же как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все.[1]

Различают открытую и закрытую массу. Открытая масса, раз возникнув, стремится стать больше. Жажда роста - это первое и высшее свойство массы. Она старается втянуть в себя каждого, кто в пределах ее досягаемости. Масса распадается также внезапно, как возникает. В этой спонтанной форме она крайне восприимчива. Открытость, обеспечивающая рост, - одновременно ее слабое место.

Противоположностью открытой массе, которая может расти до бесконечности, которая существует везде и именно поэтому привлекает всеобщий интерес, является закрытая масса. Она отказывается от роста и делает упор на структуру. В ней четко видна граница. Пространство, которое заполняет закрытая масса, именно для нее предназначено.

В массе большую роль играют организаторы: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это - лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.

Следующая форма стихийной группы - публика.

Публика тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади и др. Публику часто именуют аудиторией. Г.Тард одним из первых разделил толпу и публику, обозначив отличительную особенность последней как психические связи ,так как она разобщена и поэтому медленнее включается в любое действие. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.

 

1.2. Социальные движения.

 

Социальные движения - особый класс социальных явлений, имеющих отношение к массовому стихийному поведению. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано и не имеет формы; коллективное поведение находится на примитивном уровне, а механизмы взаимодействия элементарны и спонтанны.

Социальные движения можно подразделить на общие, специфические и экспрессивные.[2]

Общее социальное движение: рабочее, молодежное, женское, движение за мир и др. Их основу составляют последовательные и всеобъемлющие изменения человеческих ценностей - изменения, которые могут быть названы культурными течениями. Они символизируют какие-то сдвиги в мышлении людей, и особенно по линии тех представлений, которые они имеют о самих себе, а также о своих правах.

В какой-то период времени множество людей может развить какую-то новую точку зрения на свои права. Это означает возникновение некоторого нового набора ценностей, которые влияют на тот способ, каким люди представляют себе свою собственную жизнь.

Общие социальные движения неорганизованны, не имеют ни устоявшегося руководства, ни признанного членского состава; им свойственна низкая степень управления и контроля. Такое движение является кратковременным в своем развитии и состоит из весьма разрозненных проявлений активности. Оно может выказать значительный порыв в одном пункте, неохоту и инерцию - в другом; оно может преуспеть в одной сфере и не проявить себя в другой. Развитие очень неровно, сопровождается задержками, отступлениями и частыми возвращениями к пройденным этапам.

Общие социальные движения  развиваются главным образом неформально, неприметно и в значительной степени неофициально. Их средствами взаимодействия являются, прежде всего, чтение, беседы, разговоры, дискуссии и следование примерам. Их достижения и действия сосредоточены в сфере индивидуального опыта.

Специфические социальные движения: реформистские и революционные движения. Специфическое социальное движение - это движение, обладающее четко определенной целью, которую оно стремится достичь. В этом усилии оно развивает свою организацию и структуру, что делает его обществом.

Специфическое социальное движение развивает признанное и принятое руководство и определенный членский состав. Оно формирует некий корпус традиций, некий преобладающий набор ценностей, какую-то философию, определенные наборы правил. Его члены преданы и верны друг другу. Внутри него развивается определенное разделение труда, особенно в форме какой-то социальной структуры, в которой индивиды занимают определенные положения. Таким образом, индивиды развивают индивидуальности и представления о самих себе, образуя индивидуальный диалог социальной структуры.

Социальное движение специфического типа не возникает с такой структурой и организацией в уже готовом виде. Наоборот, его организация и его культура развиваются в процессе его становления. По мере развития движение стремится стать собранным и постоянным.  Оно проходит стадии беспокойства, всеобщего возбуждения и институционализации.

Основные экспрессивные движения - религиозные движения и мода.

Религиозные движения начинаются, по существу, как культы; они берут начало в ситуации, которая психологически схожа с ситуацией толпы. Они представляют собой обращение внутрь беспокойства и напряжения в форме расстроенных чувств, которые, в конечном счете, выражаются в движении, предназначенном для того, чтобы разрядить это напряжение. Напряжение в этом случае находит выход не в целенаправленном действии, а в своем выражении. Эта характеристика свидетельствует о природе той ситуации, в которой возникают религиозные движения. Это такая ситуация, в которой люди расстроены и выведены из равновесия, но не в состоянии действовать; другими словами, это ситуация фрустрации. Неспособность разрядить напряжение в направлении какого-то реального изменения социального строя оставляет единственную альтернативу - экспрессивное поведение.

Мода, являясь экспрессивным движением, обнаруживает себя в манерах, искусствах, литературе и философии, она может даже проникать в определенные сферы науки. Для ее функционирования моды необходимо классовое общество, так как в своих существенных проявлениях она не наблюдается ни в однородном обществе, ни в обществе кастовом.

Специфические социальные движения, религиозные и модные движения могут сливаться. Так, революционное движение может иметь множество черт религиозного движения, а его успех может зависеть от того, станет ли оно модным.

2. Способы воздействия на массы.

 

2.1. Заражение как особый способ воздействия на массы

 

Феномен заражения известен с самых ранних этапов человеческой истории и имел проявления в виде массовых вспышек различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники и др. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.[3] Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин,1971.С.10).
Так как это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, подчиняясь ему. Так же выделяют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Информация о работе Социальные группы массового стихийного поведения