Социально-психологический климат на предприятиях общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 11:33, реферат

Описание работы

Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики. Социально-психологическая cпецифика управления предприятиями общественного питания. Влияние социально-психологического климата на профессиональное общение с посетителями. Лидерство.Роль лидерства во взаимоотношении с подчиненными.

Работа содержит 1 файл

печать.rtf

— 101.59 Кб (Скачать)
n="justify">      В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с групповой динамикой. Групповая динамика - это очень сложный и многоплановый процесс развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также мотивации, настроений, отношений и положения всех членов. Групповая динамика определяет энергию развития группового поведения и степень эффективности решения группой стоящих перед ней задач.

      Групповая динамика непосредственно связана со стадиями группового развития. Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней задачи. Таковыми являются:Стадия формирования,стадия взрыва недовольства,стадия выработки групповых норм,стадия выполнения задания.Каждая стадия характеризуется особенностью факторов, вызывающих доминирующее влияние на поведение индивидов и развитие группы. К этим факторам относят индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного задания.

      Тем не менее, несмотря на все разнообразие отношений к группе и своему членству в ней, все индивиды испытывают потребность в конкретизации задания, своей роли в его выполнении, согласовании деятельности с другими членами группы и оформлении отношений лидерства.

      Лидерство в условиях групповой динамики и его эффективность определяется способностями лидера воспринять и удовлетворить специфические потребности группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия (модели поведения) в соответствии с готовностью членов группы подчиниться и выполнить задание. Эффективная групповая деятельность возможна лишь при гармоничном сочетании индивидуальных и групповых потребностей с обеспечением необходимых условий для выполнения задания.

      Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи. Специалисты выделяют два разных типа подчиненных:подчиненных, ориентированных на цель и подчиненных, ориентированных на задание.

      Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером прояснить конечную цель, свои ресурсы и возможности (полномочия и ответственность) и оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания. Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.

      Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т. д. Он комфортно ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах.

      Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника.

      Если лидер не предпринимал специальных мер по отбору персонала, отвечающего определенным требованиям, то, скорее всего, в составе группы будут представители обоих типов подчиненных. В данном случае эффективность лидера и групповой работы будут определяться тем, в какой степени он способен обеспечивать лидерство всеми типами подчиненных. Ведь основная проблема лидерства - поддержание консенсуса и единства группы на основе общей цели и групповых ценностей.

      В результате взаимодействия членов организации закономерно возникают противоречия и конфликты. Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия двух и более индивидов, между которыми возникло какое-либо противоречие.В силу природы человека и социально-психологических закономерностей взаимодействия людей невозможно полностью избежать социальных конфликтов. Поэтому задачей управленческого лидера является минимизация его деструктивного потенциала.В зависимости от характера конфликта, мотивов участников и влияния, которое он оказывает на организационную деятельность, определяется роль управленческого лидера в его урегулировании. Лидер может выполнять роль посредника между противоборствующими сторонами или судьи.

      В первом случае он сосредотачивает свои усилия и усилия других конструктивно настроенных членов организации на сближении позиций сторон, достижении согласия по спорным вопросам. Лидер вмешивается в конфликт или переговоры с целью оказать помощь в достижении оптимального решения по предмету конфликта.

      Во втором случае лидер,опирась на статусную власть или власть личного авторитета,оценивает ситуацию и принимает решение о прекращении конфликта конкретным способом.Он выносит окончательное решение об оценки действий участников и мерах по стимулированию поведения заинтересованных сторон.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Литература. 
 
 

Афанасьева Т.А.Социально-психологический климат.2003 

Петровский А.В.Социальная психология.1987 

Кикшель Е.Н.Управленческая психология.2002 

Аникеева Н.П.Психологический климат в коллективе. 

Анурова Н.И.Персонал в ресторане.2001 

Лукашевич В.В.Управление персаналом.2007 

Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство.1973 

Пугачев В.П.Руководство персоналом организации.2002 

Яхонтова Е.С.Эффективность управленческого лидерства.2002 

Леонова А.А.Управление персоналом:искусство или наука?1998 

Информация о работе Социально-психологический климат на предприятиях общественного питания