Социально-психологический климат на предприятиях общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 11:33, реферат

Описание работы

Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики. Социально-психологическая cпецифика управления предприятиями общественного питания. Влияние социально-психологического климата на профессиональное общение с посетителями. Лидерство.Роль лидерства во взаимоотношении с подчиненными.

Работа содержит 1 файл

печать.rtf

— 101.59 Кб (Скачать)

   
 
 
 
 

Федеральное агенство по образованию                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       государственное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Екатеринбургский торгово-экономический техникум           

Студент Камалова Зоя Васильевна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Шифр 20/10 Группа 3т-3 Отделение-заочное                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Психология и этика профессиональной деятельности                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Работа№1 Вариант 20                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Адрес студента Бисертская 4б кв 67                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Контактный телефон 89045403994                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Дата проверки                 Оценка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Подпись преподавателя  
 
 
 
 

Социально-психологический климат на предприятиях общественного питания.Его влияние на профессиональное общение спосетителями.     

      В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

     Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

     Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики.

     Понятие «социально-психологический климат» используют для интегральной характеристики трудовых коллективов.Социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений  проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

      Важнейшие признаки благоприятного СПК:                                        -доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;      -доброжелательная и деловая критика;                                                    -свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов,касающегося всего коллектива;                                                      -отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними  права принимать значимые для группы решений.                          -достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении.                                                                              -удовлетворенность принадлежностью к коллективу;                                          -высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях  вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;                                                                                                         -принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым  из ее членов и прочие                                                                              Таким образом характер СПК зависит от уровня группового решения.Установлено что между состоянием СПК развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности  его членов существует положительная связь.

      Наиболее общим образом  социально-психологический климат коллектива (СПК) можно определить как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, характеризуется различной степенью осознанности. СПК - качественная сторона отношений между людьми, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в трудовом коллективе. СПК складывается постепенно в процессе совместной жизнедеятельности людей, приобретает относительную самостоятельность и сам начинает влиять на поведение и результаты деятельности членов коллектива.

       Важнейшей проблемой в изучении социально - психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров.На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива. Социально-психологические процессы происходящие в коллективе включают в себя характер официальных организационных связей между членами  коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л.И. Уманским следующих «моделей совместной деятельности».                                                                  -Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других.                                  -Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство).                                                                                            -Совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.

      Экспериментальные исследования Л.И. Уманского показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива.Чем выше степень единства формальной и неформальной структур коллектива, тем позитивнее воздействия, формирующие климат коллектива.                              Социально-психологическая cпецифика управления предприятиями общественного питания.

      Основными положительными сторонами предприятий общественного питания являются быстрая оборачиваемость денежных средств и мобильность структурных изменений, что позволяет достичь наибольшей рентабельности. В то же время существуют определенные трудности в формировании кадровой политики. Решение вопросов, связанных с управлением чаще всего является прерогативой первых лиц - руководителей-администраторов, но не специалистов профессионалов. В ресторанах, где работа по персоналу ведется профессионально, успешно решаются такие психологические задачи:социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование отношений в группах и между отдельными личностями;отношения руководителя и подчиненных;управление производственными конфликтами и стрессами;оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;анализ кадрового потенциала и подбор кадров;планирование и контроль деловой карьеры наиболее перспективных сотрудников;профессиональная и психологическая адаптация работников;управление трудовой мотивацией;регулирование правовых вопросов трудовых отношений; организация обучения  и повышение профессионального роста работников.

      В современных условиях решение этих проблем является значимым для конечного успеха ресторанного предприятия.

           Нарастающая динамика предложений и спроса на рынке, возникновение новых ресторанных концепций и форм обслуживания предполагает гибкое изменение структуры ресторана и, как следствие, - изменение принципов работы персонала и с персоналом. В связи с этим основными приорететами структурных изменений являются:акцентирование внимания на корпоративных требованиях;решение задач в комплексе, охватывая все подразделения;распределение целей и задач оперативного и долгосрочного характера;определение промежуточных сроков для контроля и сравнения полученных результатов с поставленной целью.

      Определяя организационную структуру ресторана,  необходимо учитывать трудоемкость и квалификацию работников на каждом уровне.

      В ресторанном бизнесе существуют специфические условия трудовой деятельности -  высокий процент текучести кадров, и, как следствие -  необходимость постоянной работы по поиску новых специалистов.

      Считается нормальным, если в течение года число уволенных сотрудников превышает 60-70%. Это связано со многими причинами - частые стрессы, необходимость постоянного самоконтроля, тяжелые условия труда в производственных подразделениях, сменный график, работа в ночное время. Другой отличительной особенностью является то, что большинство работников ресторана (официанты, повары, кондитеры и другие вспомогательные службы) имеют средний уровень образования, что сужает возможности использования всего спектра поисков. Таким образом, эти два фактора - высокая текучесть и средний уровень образования - должны в первую очередь определять политику поиска кадров.

     Одним из основных недостатков ресторанного бизнеса при управлении персоналом  является отсутствие стабильности для работников на большинстве предприятий. Постоянное развитие, сочетаемое с неизбежными структурными изменениями, обострение конкуренции внедрение новых технологий ведет за собой снижение доли низкоквалифицированного труда. На уровне работы с коллективом  эти изменения проявляются в усилении значения одних служб и ослаблении других.

     Персоналу важно чувствовать внимание и заботу со стороны руководства, понимание особых условий труда. Затраты на социально - психологическую поддержку персонала окупаются уверенностью в его надежности и предсказуемости, стабильностью работы и повышением ее качества, личной заинтересованностью в результате.

Информация о работе Социально-психологический климат на предприятиях общественного питания