Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 11:33, реферат
Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики. Социально-психологическая cпецифика управления предприятиями общественного питания. Влияние социально-психологического климата на профессиональное общение с посетителями. Лидерство.Роль лидерства во взаимоотношении с подчиненными.
Федеральное
агенство по образованию
Студент
Камалова Зоя Васильевна
Социально-психологический климат на предприятиях общественного питания.Его влияние на профессиональное общение спосетителями.
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики.
Понятие
«социально-психологический климат» используют
для интегральной характеристики трудовых
коллективов.Социально-
Важнейшие
признаки благоприятного СПК:
Наиболее общим образом социально-психологический климат коллектива (СПК) можно определить как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, характеризуется различной степенью осознанности. СПК - качественная сторона отношений между людьми, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в трудовом коллективе. СПК складывается постепенно в процессе совместной жизнедеятельности людей, приобретает относительную самостоятельность и сам начинает влиять на поведение и результаты деятельности членов коллектива.
Важнейшей проблемой в изучении социально
- психологического климата является выявление
факторов, которые его формируют. Наиболее
важными факторами, определяющими уровень
психологического климата производственного
коллектива являются личность руководителя
и система подбора и расстановки административных
кадров.На него оказывают влияние и личностные
качества руководителя, стиль и методы
руководства, авторитет руководителя,
а также индивидуальные особенности членов
коллектива. Социально-психологические
процессы происходящие в коллективе включают
в себя характер официальных организационных
связей между членами коллектива, закрепленный
в формальной структуре данного подразделения.
Возможные различия между типами такой
структуры можно показать на основе выделенных
Л.И. Уманским следующих «моделей совместной
деятельности».
Экспериментальные
исследования Л.И. Уманского показывают
прямую зависимость между этими моделями
и уровнем развития группы как коллектива.Чем
выше степень единства формальной и неформальной
структур коллектива, тем позитивнее воздействия,
формирующие климат коллектива.
Основными
положительными сторонами предприятий
общественного питания являются быстрая
оборачиваемость денежных средств и мобильность
структурных изменений, что позволяет
достичь наибольшей рентабельности. В
то же время существуют определенные трудности
в формировании кадровой политики. Решение
вопросов, связанных с управлением чаще
всего является прерогативой первых лиц
- руководителей-администраторов, но не
специалистов профессионалов. В ресторанах,
где работа по персоналу ведется профессионально,
успешно решаются такие психологические
задачи:социально-
В современных условиях решение этих проблем является значимым для конечного успеха ресторанного предприятия.
Нарастающая динамика предложений и спроса на рынке, возникновение новых ресторанных концепций и форм обслуживания предполагает гибкое изменение структуры ресторана и, как следствие, - изменение принципов работы персонала и с персоналом. В связи с этим основными приорететами структурных изменений являются:акцентирование внимания на корпоративных требованиях;решение задач в комплексе, охватывая все подразделения;распределение целей и задач оперативного и долгосрочного характера;определение промежуточных сроков для контроля и сравнения полученных результатов с поставленной целью.
Определяя организационную структуру ресторана, необходимо учитывать трудоемкость и квалификацию работников на каждом уровне.
В ресторанном бизнесе существуют специфические условия трудовой деятельности - высокий процент текучести кадров, и, как следствие - необходимость постоянной работы по поиску новых специалистов.
Считается нормальным, если в течение года число уволенных сотрудников превышает 60-70%. Это связано со многими причинами - частые стрессы, необходимость постоянного самоконтроля, тяжелые условия труда в производственных подразделениях, сменный график, работа в ночное время. Другой отличительной особенностью является то, что большинство работников ресторана (официанты, повары, кондитеры и другие вспомогательные службы) имеют средний уровень образования, что сужает возможности использования всего спектра поисков. Таким образом, эти два фактора - высокая текучесть и средний уровень образования - должны в первую очередь определять политику поиска кадров.
Одним из основных недостатков ресторанного бизнеса при управлении персоналом является отсутствие стабильности для работников на большинстве предприятий. Постоянное развитие, сочетаемое с неизбежными структурными изменениями, обострение конкуренции внедрение новых технологий ведет за собой снижение доли низкоквалифицированного труда. На уровне работы с коллективом эти изменения проявляются в усилении значения одних служб и ослаблении других.
Персоналу важно чувствовать внимание и заботу со стороны руководства, понимание особых условий труда. Затраты на социально - психологическую поддержку персонала окупаются уверенностью в его надежности и предсказуемости, стабильностью работы и повышением ее качества, личной заинтересованностью в результате.
Информация о работе Социально-психологический климат на предприятиях общественного питания