Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.

Содержание

I глава. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии
1.1. Формы проявления нарушений поведения 5
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 8
II глава. Девиантное поведение и личность
2.1. Девиантные явления в жизни подростка 15
2.2. Личная характеристика «трудного» подростка 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

Компенсаторные механизмы, посредством  которых подросток «восстанавливает»  подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны  его «Я». Чувство своей недостаточной  маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.

 

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

 

При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [12]

Заключение

 

Подростковый возраст – как  переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

 

Анализируя личность несовершеннолетнего  правонарушителя, отмечаем зависимость  от:

 

Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность  к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.

 

Ближайшего социального окружения  подростка: семья, социально-экономический  статус родителей, братьев, сестер, особенности  воспитания подростков, школа, положение  подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.

 

Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация  достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.

 

Правосознание подростка.

 

Таким образом, антисоциальное поведение  несовершеннолетнего взаимообусловлено  влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

 

В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо:

 

Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или  иначе находящиеся в оппозиции  к детству и психосоциальным  издержкам развития.

 

Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Алмазов Б. Н. Психологическая  средовая дезадаптация 

 

несовершеннолетних. - Свердловск, 1985

 

2. Васильев В. Л. Юридическая  психология. - СПб., 1997

 

3. Кон И. С. Психология ранней  юности.- М., 1989

 

4. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

 

5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001

 

6. Личко А. Е. Типы акцентуаций  характера и психопатий

 

у подростков. - М., 1999

 

7. Личко А. Е. Эти трудные  подростки: записки психиатра. - Л., 1983

 

8. Личность преступника. - М., 1975

 

9. Можгинский Ю. Б. Агрессия  подростка: эмоциональный и кризисный  механизм. - СПб., 1999

 

10. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987

 

11. Степанов В. Г. Психология  трудных школьников. – М., 1988

 

12. Трудный  подросток: причины и следствия  / Под редакцией 

 

Татенко В. А. - Киев, 1985

 

13. Фельдштейн  Д. И. Психология воспитания  подростка. – М. :Знание, 1978

 

14. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? – М., 1988


Информация о работе Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков