Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:39, курсовая работа
Задачи:
Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
I глава. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии
1.1. Формы проявления нарушений поведения 5
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 8
II глава. Девиантное поведение и личность
2.1. Девиантные явления в жизни подростка 15
2.2. Личная характеристика «трудного» подростка 24
Заключение 28
Список литературы 30
Компенсаторные механизмы, посредством
которых подросток «
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [12]
Заключение
Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.
Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:
Наследственно-биологических
Ближайшего социального
Личностные характеристики подростка:
особенности характера и
Правосознание подростка.
Таким образом, антисоциальное поведение
несовершеннолетнего
В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо:
Суждение о нем выносят
Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних. - Свердловск, 1985
2. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997
3. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989
4. Кон И. С. Психология
5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001
6. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий
у подростков. - М., 1999
7. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983
8. Личность преступника. - М., 1975
9. Можгинский Ю. Б. Агрессия
подростка: эмоциональный и
10. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987
11. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988
12. Трудный
подросток: причины и
Татенко В. А. - Киев, 1985
13. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. – М. :Знание, 1978
14. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? – М., 1988