Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:39, курсовая работа
Задачи:
Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
I глава. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии
1.1. Формы проявления нарушений поведения 5
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 8
II глава. Девиантное поведение и личность
2.1. Девиантные явления в жизни подростка 15
2.2. Личная характеристика «трудного» подростка 24
Заключение 28
Список литературы 30
Курсовая работа
Социально-психологический
Челябинск, 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕВведение 3
I глава. Проблема девиантного
и делинквентного поведения
1.1. Формы проявления нарушений поведения 5
1.2. Психологические факторы
II глава. Девиантное поведение и личность
2.1. Девиантные явления в жизни подростка 15
2.2. Личная характеристика «
Заключение 28
Список литературы 30
Введение
Подростковый возраст – это
время становления характера. Именно
в этот период влияние среды, ближайшего
окружения оказывается с
В этой литературе о переходном возрасте
подростков часто фигурирует понятие
«трудный». Проблема «трудных» подростков
– одна из центральных психолого-
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.
Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.
Объект
– социально-психологические
Субъект –
подростки с отклоняющимся
Задачи:
Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
Определить психологические
Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
I Проблема девиантного и
1.1. Формы проявления нарушений поведения.
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми , отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.
Однако подростки могут
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.
Во-первых, сказываются внутренние
трудности переходного
Подростковая делинквентность
в подавляющем большинстве
Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. [6]
Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.
Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.[10]
Все формы отклоняющего поведения
закономерно приводят к нарушению
законодательных норм. Выход за рамки
социальных правил, сопровождающийся
необычайной жестокостью, всегда подозрителен
как возможная психическая
Девиантные и делинквентные
формы поведения – это
1.2. Психологические факторы
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства.
В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально- психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.
Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации.
Отечественные психологи и многие современные зарубежные учёные отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.
Претерпевая качественныё изменения, действуют они не прямо, а через специальные факторы.
Формирование преступных тенденций большинством авторов принято рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных причин. Социальное влияние (Внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию. [8]
Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью. [9]
Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка.
Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет.
Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.
Ускорение Биологических и
Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью» (H.Remschmidt.,1992). Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира.
Многие Агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса. [9]
Особо следует назвать те осложнения
подросткового возраста, которые
влечёт за собой бурное и неравномерное
развитие организма, сопровождающее процесс
полового созревания подростка. Эта
неравномерность может