Социально-психологические методы развития организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:35, отчет по практике

Описание работы

Исследование социально-психологических основ организационной культуры представляют собой совокупность сложившихся в организации индивидуально-личностных и социально-групповых психологических факторов, от которых зависит успешное управление человеческими ресурсами в организации, в конечном счете, определяющие результаты ее деятельности. К этим факторам относятся: стиль руководства, ведущие ценности руководства в отношении персонала, методы управления, эффективные для данной организации, ценности, разделяемые всеми сотрудниками организации и др.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать теоретические основы организационной культуры.
Изучить сущность социально-психологических основ организационной культуры.
Разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры исследуемой организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Социально-психологические основы организационной культуры…………...7
2.Особенности организационной культуры в педагогическом коллективе……9
Заключение………………………………………………………………………...13
Список использованных источников…………………………………………….15
Приложения……………………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

практика.doc

— 580.50 Кб (Скачать)

а) отношение к современной  системе школьного образования;

б) профессиональную позицию  внутри школьного образовательного процесса;

в) возраст;

г) отношение к инновациям;

д) семейное положение;

е) отношение к ученикам;

ж) отношение к профессии;

з) трудоемкость профессии;

и) квалификационный разряд, размер заработной платы.

Современная педагогическая цивилизация в результате анализа истории развития, по определению И.А. Колесниковой, является креативной, то есть предполагающей не "линейное", а "объемное" системно целостное видение развития человека и способов передачи опыта. Креативная педагогика предполагает изменение основной качественной характеристики педагогического процесса: педагогика мероприятий уступает место педагогике бытия. И в этой "бытийной педагогике" возрастает роль рефлексивной культуры, овладение механизмом целостного информационно-энергетического обмена в системе "Человек - Космос", ненасильственных способов разрешения конфликтов в системе "Человек - Человек", экологичных форм взаимодействия в системе "Человек - Природа".

Развитие креативной педагогической цивилизации объективно возможно при становлении в обществе новой модели образования - полифункциональной модели, - предполагающей слияние образование, по утверждению Л.Н. Лесохиной, со всеми видами человеческой деятельности, и способной реализовывать на практике то "объемное" развитие человека и способов передачи опыта, о котором говорит И.А. Колесникова.

Полуфункциональная модель образования - это саморазвивающийся  образовательный процесс, отражающий полуфункциональность образования, с  одной стороны, и многообразие человеческой деятельности - с другой. Образовательные процессы самовыражаются, " овеществляются" в социальных ситуациях, которые, в свою очередь, выступают как социально образовательные структуры, институты, организации.

Такой образовательный  процесс предполагает формирование иного типа личности педагога. А для формирования необходимо осознание своей роли как общественно и лично важной, обеспечивающей определенный престиж и самоуважение, возможность продвижения и саморазвития. Познание своей роли заключается в осознании мотивов.

По утверждению И.Н. Пашковской в мотиве, как известно, достаточно сильно представлен не только рациональный, но и эмоциональный компонент.

Однако, преодоление эмоционального в момент выбора профессии нередко  становится проблемой последующих  жизненных этапов. Первоначальные аргументы претерпевают значительные изменения. Сознание роли не статично, оно развивается, изменяется.

Реальная мотивация  гораздо более сложное явление, нежели то, как ее подает сам человек. Речь идет об "открытой" для обозрения "рациональной" части мотивации. Существует дистанция между мотивацией как устойчивой совокупностью ведущих мотивов деятельности (ориентаций) и мотивом, определяющим действия в сравнительно узкой сфере или применительно к одному поступку. Так, есть различия между понятиями "профессиональная мотивация" и мотивом восприятия конкретной профессиональной ситуации.

Большинство современных  педагогов сформировалось в условиях жесткой регламентации их деятельности. Социальная регуляция и саморегуляция - узловые моменты в формировании профессиональной активности. Под нею понимается сложное динамическое сочетание интеллектуальной готовности, эмоциональной вовлеченности, профессионального мастерства, направленных на совершенствование личности учащихся и самого себя как субъекта педагогического процесса. Регуляция, то есть система профессиональных норм и требований, методических предписаний и советов учителю, становится эффективной при условии саморегуляции, наличия самокритичности, самоконтроля, самодисциплины. Интегральным выражением саморегуляции выступает профессиональное самосознание педагога, в первую очередь его самооценка. Педагогический альтруизм исходит из совершенно иного профессионального самоопределения. Педагогическая деятельность воспринимается как духовная и практическая ценность. Способность альтруиста на педагогический подвиг нередко эксплуатируется учащимися и коллегами. В своем крайнем выражении альтруизм обнаруживает подлинную жертвенность, которая в ситуации обычной жизни педагога принимается как должное. Тем не менее нравственное кредо альтруиста не может не вызывать уважение к нему. Именно самоотверженность, которая ценится в идеальном учителе, присутствует в нем в полной мере.

В организации действуют  организационно-педагогические методы управления и направлены на обучение педагогов через все формы методической работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия и т.д. При помощи этих методов руководитель создает условия для профессионального роста своих сотрудников, а следовательно, для повышения качества их работы. Используются также административные методы управления, и используются они для формирования структуры управления, утверждения административных норм, издания приказов, разработку положений, должностных инструкций и т.д. они имеют педагогическую целесообразность каждого управленческого решения, логичность и четкость требований.

Социально-психологические  методы в организации направлены на воспитывающий дух и ценности педагогического коллектива, на отношения  в коллективе и его морально-психологический  климат, удовлетворенность педагогов своим трудом. Сплочение коллектива зависит от выдержки, терпения руководителя, умения воздействовать на чувства. Руководитель старается создать благоприятные социально-бытовые условия работы - все это создает благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе.

Также важным является сплочение  коллектива в процессе педагогической деятельности. Это достигается посредством  выдержки, терпения руководителя, умение воздействовать на чувства. При этом особую психологическую значимость имеют голос, дикция, тон, мимика, жесты. Опираясь на эти инструменты человеческого общения, руководитель завоевывает доверие к себе, что является важным фактором для осуществления социально-психологического управления педагогическим коллективом.

 

Заключение

Актуальность проблемы социально-психологических аспектов организационной культуры в педагогическом коллективе определяется тем, что в  настоящее время важнейшим принципом  формирования организационной культуры становится социальное партнерство, которое  представляет собой систему взаимоотношений между работниками и работодателями. Социальное партнерство обеспечивает установление высоких моральных норм трудового поведения персонала, создание и поддержание нормального психологического климата. Поэтому со стороны учреждения необходимо поддерживать и развивать социально-психологическое взаимодействие.

Если можно говорить, что организация имеет "душу", то этой душой является организационная  культура любой организации, будь то коммерческое предприятие или муниципальная служба.

Носителем организационной  культуры являются люди. Однако в педагогических организациях с устоявшейся организационной  культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие  на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Она играет важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.

 Рассматривая социально-психологические аспекты организационной культуры, мы выяснили, что наиболее важными являются ценности, существующие в организации, идеология организационной культуры, социально-психологическое взаимодействие в самом коллективе, социокультурная адаптация новых работников к организационному окружению, групповое поведение сотрудников, осуществление руководства в организации, мотивация социального поведения работников. Все перечисленное является также приоритетным, конкретно для такого коллектива как педагогический.

Полученные результаты исследования мы проанализировали по степени значимости различных факторов и сделали следующие выводы:

  • Педагогический персонал полностью устраивают санитарно-гигиенические условия труда в образовательном учреждении;
  • В коллективе сложились доброжелательные межличностные отношения.
  • Испытуемые удовлетворены выбором профессии, считают ее значимой для общества, но находят, что престижность профессии мала.
  • Работники приветствуют возможность реализовать свои индивидуальные особенности, повысить квалификацию, проявить творчество в процессе работы;
  • Педагогический персонал в основном одобряет сложившуюся организацию труда, отношение администрации к отдыху и быту работников;
  • Полностью не удовлетворяет исследуемых заработная плата в образовательном учреждении.

Важным также является создание мотивации сотрудников  к достижению целей организации. Прежде чем начинать работу по созданию мотивации сотрудников, руководитель должен помнить об основных признаках мотивирующей цели, таких как: важность целей, их соотношение с ценностями человека; ясность целей, их четкость и конкретное описание; ясность сроков достижения цели; осознание выгоды сегодняшнего положения дел; необходимость достижения цели. Это необходимо для формулировки и постановки целей в связи с запросом руководства организации.

 

Список использованных источников

1

         Аверченко Л.К. Управление общением: теория и практикумы для социальных работников. - М., 2001.

2

         Акулов В.Б., Рудакова М.Н. Теория организации. - М., 1998.

3

Агеев В.С., Психология межгрупповых отношений. - М., 2001.

4

Алиев В.Г. Организационное поведение: Учебник для вузов. - М., 2004.

5

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2004.

6

Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

7

Андреева И.В., Кошелева С.В., Спивак В.А. Управление персоналом. - СПб., 2004.

8

Альберт М., Мексон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2000.

9

Бандурка А.М. Психология управления. - Харьков, 1998.

10

Браим И. Н, Этика делового общения. - М., 1996.

11

Берн Э. Лидер и группа: о структуре  и динамике организации и групп. - Екатеринбург, 2001.

12

Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995.

13

Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: ИНФРА. 2005.

14

Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. - М., 1999.

15

Булов А. А, Основы социального менеджера. - СПб., 2001.

16

Веснин В.Р. Организационная культура. - М., 2001.


 

Приложения

 А

 

Б

В





Информация о работе Социально-психологические методы развития организационной культуры