Социально-психологические аспекты эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических аспектов эксперимента;
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать сущность понятия эксперимента в психологии;
2) Анализировать социально-психологические аспекты эксперимента;
3) Сделать выводы по изученному материалу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
§1. Общая характеристика эксперимента в психологии………………..4
§2.Социально-психологический аспект эксперимента: анализ и история развития…………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 34.29 Кб (Скачать)

     1) Влияние оказывает не любой  наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем этот эффект существеннее.

     2) Влияние тем больше, чем труднее  задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные способности более  подвержены воздействию (в сторону  снижения эффективности). Наоборот, старые, простые, перцептивные и  сенсомоторные наывки легче проявляются,  продуктивность их реализации в присутствии значимого другого наблюдателя повышается.

     3) Соревнование и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект (как положительную, так и отрицательную тенденцию).

     4) "Тревожные" испытуемые при  выполнении сложных и новых  заданий, требующих интеллектуальных усилий, испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности.

     5) Действие "эффекта Зайонца" хорошо описывается законом оптимума активации Йеркса - Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает мотивацию испытуемого. Соответственно оно может либо улучшить продуктивность, либо привести к "перемотивации" и вызвать срыв деятельности.

     Следует различать мотивацию участия  в исследовании от мотивации, возникающей у испытуемых по ходу эксперимента при общении с экспериментатором.

     Считается, что в ходе эксперимента у испытуемого  может возникнуть какая угодно мотивация. М.Т. Орне полагал, что основным мотивом испытуемого является стремление к социальному одобрению, желание быть хорошим: он хочет помочь экспериментатору и ведет себя так, чтобы подтвердить гипотезу экспериментатора. Существуют и другие точки зрения. Полагают, что испытуемый стремится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые по его мнению, более высоко оцениваются экспериментатором. Помимо проявления "эффекта фасада" существует и тенденция вести себя эмоционально стабильно, "не поддаваться" давлению ситуации эксперимента.

     Ряд исследователей предлагают модель "злонамеренного испытуемого". Они считают, что испытуемые враждебно настроены по отношению к экспериментатору и процедуре исследования и делают все, чтобы разрушить гипотезу эксперимента.

     Но  более распространена точка зрения, что взрослые испытуемые стремятся только точно выполнять инструкцию, а не поддаваться своим подозрениям и догадкам. Очевидно, это зависит от психологической зрелости личности испытуемого.

     Исследования, проведенные для определения  роли мотивации социального одобрения, дают весьма разноречивые результаты: во многих ранних работах эта роль подтверждается, в последующих исследованиях отрицается наличие у испытуемых мотивации высокой оценки своих результатов.

     Итог  дискуссии подвел Л.Б. Кристиансен. С его точки зрения, все варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить актуализацией  одного мотива - стремления к позитивной репрезентации, т.е. стремление выглядеть в собственных глазах как можно лучше. Взрослый испытуемый, входя в ситуацию эксперимента, ориентируется в ней и ведет себя в соответствии с ситуацией, но побуждается стремлением "не потерять лица" перед самим собой. Он обращает внимание на слухи об эксперименте и его целях, на инструкцию и сообщения экспериментатора в процессе беседы, на специфические черты личности экспериментатора, условия проведения исследования (оборудование лаборатории, состояние помещения, комфортность обстановки и др.), учитывает особенности общения с экспериментатором в ходе эксперимента. Опираясь на эти признаки, испытуемый строит "внутреннюю" модель экспериментальной ситуации. Метод "обмана", если подмена целей эксперимента обнаружена испытуемым, не будет эффективным. Испытуемые, у которых возникает подозрение, что при помощи инструкции пытаются манипулировать их поведением, обмануть их и т.д., воздерживаются от ожидаемых экспериментатором действий, сопротивляясь его влиянию. Для себя они объясняют это сопротивление тем, что манипулировать человеком помимо его воли недостойно.

     И вместе с тем эксперимент активизирует мотив саморепрезентации, поскольку его условия неестественны и отличны от предшествующего опыта индивида.

     Демонстративные личности склонны превращать эксперимент  в театр: они чувствуют себя на сцене, ведут себя неестественно  и нарочито. "Тревожные" личности могут вести себя скованно, напряженно и т.д.

     Мотивация саморепрезентации оказывается  наиболее сильной, если испытуемый считает, что его поведение в эксперименте личностно детерминировано, т.е. его поступки - не следствие экспериментальных воздействий, а проявление реальных намерений, чувств, убеждений, способностей и т.д. Если же испытуемый полагает, что его поведение в эксперименте зависит от условий, содержания зданий, взаимодействия с экспериментатором, то мотивация репрезентации не проявляется в его поведении.

     Л.Б. Кристиансен, наиболее известный специалист по проблеме саморепрезентации на ход  эксперимента, сделал неутешительный вывод на основе своих собственных и чужих исследований: мотив саморепрезентации контролировать крайне трудно, поскольку не определены условия, в которых он проявляется, и направления его влияния на экспериментальные результаты.

     Например, мотив саморепрезентации взаимодействует  с мотивом социального одобрения: испытуемые особенно стремятся проявить себя "лучшим образом" тогда, когда экспериментатор не может их непосредственно уличить во лжи. Если испытуемых попросить дать оценку своего интеллекта, она особо завышается тогда, когда экспериментатор не собирается "проверять" их интеллект. Если же испытуемым известно, что после субъективного оценивания своего интеллекта им следует выполнять тест, они оценивают его значительно ниже.

     Кроме того, если испытуемый полагает, что  экспериментатор им манипулирует, у  него также более сильно проявляется мотивация саморепрезентации.

     Таким образом, и мотивация саморепрезентации, и мотивация социального одобрения (вопреки первоначальной гипотезе Кристиансена) равно актуализируется у испытуемых в психологическом эксперименте.

     Для контроля влияния личности испытуемого  и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных  приемов. Перечислим их и дадим характеристику каждому.

     1. Метод "плацебо вслепую", или  "двойной слепой опыт". Контролируется эффект Розенталя (он же - эффект Пигмалиона). Подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная процедура проводится в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая группа получает "нулевое" воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию. Этот план позволяет элиминировать и эффект ожиданий испытуемого, и эффект ожиданий экспериментатора.

     Психофармаколог Х.К. Бичер исследовал с помощью  этого экспериментального плана влияние морфия на болевую чувствительность. Работая по схеме "плацебо вслепую", он не смог различить данные контрольной группы от данных экспериментальной. Когда же он провел эксперимент традиционным способом, то получил классические различающиеся кривые.

     "Двойной  слепой опыт" контролирует эффекты  Розенталя и Хотторна.

     2. "Метод обмана". Основан на  целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. При его применении возникают, естественно, этические проблемы, и многие социальные психологи гуманистической ориентации считают его неприемлемым.

     Экспериментатор придумывает ложные цели и гипотезу исследования, независимые (ортогональные) от основных. Выдуманные цель и гипотеза сообщаются испытуемому. Содержание ложной гипотезы варьирует в зависимости от характера эксперимента: могут применяться как простые гипотезы "здравого смысла", так и сложные теоретические конструкции, которые получили название "когнитивные плацебо".

     Возможным вариантом "метода обмана" является простое сокрытие истинных целей и гипотезы эксперимента. В данном случае испытуемые будут сами придумывать варианты и вместо учета влияния ложной гипотезы нам придется разбираться в фантазиях испытуемого, чтобы устранить влияние этой неконтролируемой переменной. Таким образом, лучше предложить испытуемому хоть какой-то вариант гипотезы, чем не предлагать никакой. Метод "когнитивного плацебо" предпочтительнее.

     3. Метод "скрытого" эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации так называемого "естественного" эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участие в исследовании в качестве испытуемого. По сути метод "скрытого" эксперимента является модификацией "метода обмана", с той лишь разницей, что испытуемому не надо давать ложную информацию о целях и гипотезе исследования, так как он уже обманом вовлечен в исследование и не знает об этом. Этических проблем здесь возникает еще больше, так как, применяя "метод обмана", мы оповещаем испытуемого о привлечении его к исследованию (даже к принудительному); здесь же испытуемый полностью подконтролен другому лицу и является объектом манипуляций.

     Здесь очень велика опасность всяческих  злоупотреблений со стороны недобросовестных исследователей. И вместе с тем  эта модель часто применяется в социальной психологии.

     Главная трудность проведения такого эксперимента - учет неконтролируемых переменных, поскольку этот эксперимент может быть лишь натуральным.

     Метод "естественного эксперимента", предложенный А.Ф. Лазурским, является одной из модификаций этого исследовательского приема.

     4. Метод независимого измерения  зависимых параметров. Применяется очень редко, так как реализовать его на практике очень трудно. Эксперимент проводится с испытуемым по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его,

     например, при контроле результатов учебной  или трудовой деятельности бывшего испытуемого.

     5. Контроль восприятия испытуемым  ситуации. Обычно для этого применяется  предложенная Орне схема постэкспериментального  интервью. Кроме того, используются меры для того, чтобы учитывать или контролировать отношение испытуемого к экспериментатору и эксперименту, понимание им инструкции, принятие целей исследования. К сожалению, данные, получаемые при постэкспериментальном опросе, позволяют лишь отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию при интерпретации результатов эксперимента, когда уже ничего нельзя исправить.

     Как всегда, следует помнить, что нет  абсолютного метода и приема, все  они хороши или плохи в зависимости  от конкретной ситуации. Ни один не дает абсолютно достоверного знания.»[5]

     Таким образом, социально-психологический  аспект эксперимента в психологии выявляет взаимосвязь испытуемого и экспериментатора. 
 

     Заключение

     Таким образом, по ходу  изученного материала можно сделать следующие выводы:

  1. метод эксперимента является  одним из эффективных способов исследования в экспериментальной психологии;
  2. социально-психологический аспект эксперимента в психологии выявляет взаимосвязь испытуемого и экспериментатора.
  3. нет абсолютного метода и приема, все они хороши или плохи в зависимости от конкретной ситуации. Ни один не дает абсолютно достоверного знания.
  4. Основоположником изучения социально-психологических аспектов эксперимента стал С. Розенцвейг.
  5. Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных - "эффект плацебо", "эффект Хотторна", "эффект аудитории".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

Информация о работе Социально-психологические аспекты эксперимента