Социально-психологические аспекты эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических аспектов эксперимента;
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать сущность понятия эксперимента в психологии;
2) Анализировать социально-психологические аспекты эксперимента;
3) Сделать выводы по изученному материалу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
§1. Общая характеристика эксперимента в психологии………………..4
§2.Социально-психологический аспект эксперимента: анализ и история развития…………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 34.29 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по  дисциплине «Экспериментальная психология»

на  тему: «Социально-психологические  аспекты эксперимента»

                                          
 
 
 
 
 

                                                                             Выполнил студент 4 курса

                                                                      заочного отделения

                                                        факультета

                                                                          социальной работы

                                                                                   специальности «психология»

                                                                                     Николаев А.А.

                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

§1. Общая характеристика эксперимента в психологии………………..4

§2.Социально-психологический  аспект эксперимента: анализ и история  развития…………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     «Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

     Различными  авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в  психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

     Выделяют  главным образом три вида экспериментов:

     Лабораторный  эксперимент

     Полевой, или естественный эксперимент

     Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент» [7]

     Цель  исследования: анализ социально-психологических аспектов эксперимента;

     Задачи  исследования:

  1. Охарактеризовать сущность понятия эксперимента в психологии;
  2. Анализировать социально-психологические аспекты эксперимента;
  3. Сделать выводы по изученному материалу.

     Объект  исследования: эксперимент в психологии;

     Предмет исследования: аспекты психологического эксперимента;

     Гипотеза  исследования: социально-психологические аспекты эксперимента способствуют развитию исследований в психологии, таким образом, научная сторона тоже совершенствуется.  
 
 

     §1 Общая характеристика эксперимента в психологии

     «Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

     • Возможность выбрать момент начала события. Возможность в любое  время вызвать интересующие процессы.

     • Повторяемость изучаемого события. Возможность организации повторяемости  изучаемого процесса.

     • Изменяемость результатов путём  сознательного манипулирования  независимыми переменными. Экспериментатор  всегда может добиться изменения  результатов, меняя параметры.

     Возражения  против эксперимента:

     • Считается, что эксперимент –  очень механическая вещь.

     • В эксперименте можно исследовать  только простейшие процессы.

     • В эксперименте присутствует лабораторный эффект (человек в эксперименте ведет  себя не так как в жизни).

     Роберт  Вудвортс, опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии, определял эксперимент как упорядоченное  исследование, в ходе которого исследователь  непосредственно изменяет некий  фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает  результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным  фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью  экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением  одного — независимой переменной. В эксперименте должна быть только одна независимая переменная.

     В упрощённом примере независимую  переменную можно рассматривать  как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула. Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом, окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

     Выделяют  следующие этапы проведения эксперимента:

     • Планирование эксперимента, подготовка опыта (создание и апробация измерительной  аппаратуры, оборудование места).

     • Инструкция. Должна вырабатывать у  испытуемых хорошее отношение к  исследованию, мотивировать их на участие  в эксперименте. В то же время  она не должна говорить точно о  тех факторах, которые будут исследоваться.

     • Фаза стимуляции. Влияние независимых  переменных.

     • Стадия регистрации данных. Создается  матрица сырых данных. Если в эксперименте используется наблюдение, важно чтобы  наблюдателей было больше. Автор эксперимента обычно в регистрации данных не участвует.

     • Табулирование первичных данных.

     Классификация экспериментов:

     1. Констатирующий (пилотажный) эксперимент.  Цель – уточнение, проверка  предварительно неоформившихся  гипотез. Берется маленькая группа, и на этой группе пробуем  свою идею (действует она или  нет).

     2. Причинно-следственный эксперимент.  Цель – установление и открытие  причинно-следственных связей между  независимой и зависимой переменными. 

     3. Критический эксперимент. Проводится  в случае, если получили столкновение  результатов. Цель – установить  какие факторы вызывают появление сталкивающих результатов. Найти, где произошла ошибка. Выбирается явление, которое противоречит психологической данности и анализируется, почему это так. Цель – выявить факторы, которые дополнительно влияют на независимую переменную.

     4. Психометрический (тестовый) эксперимент.  Это методы, использующие шкалирование  или измерение. 

     В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить  на

     • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах  исследования,

     • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы  испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

     • и те, в которых испытуемому  неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

     Методы  контроля:

     1. Метод исключения (если известен  определенный признак – дополнительная  переменная, то его можно исключить). / Исключение людей, любящих вино.

     2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной  вмешивающийся признак, но его  избежать нельзя). / Нельзя было  избежать воздействия 1-ой и  2-ой рюмки. 

     3. Метод рандомизации (применяется  в случае, если влияющий фактор  не известен и избежать его  воздействия невозможно). Способ  перепроверки гипотезы на разных  выборках, в разных местах, на  разных категориях людей и  т.п. / Выявление профессионального  выгорания – проверяются влияющие  факторы в разных профессиях.» [6] 

     «Возможность наблюдения и измерения переменных есть условие применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических переменных. Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера. Это может быть полученная на основе методик психологического наблюдения частота встречаемости тех или иных изменений в поведении испытуемых. Определение переменной в самом общем значении этого слова может звучать следующим образом: переменная – это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены. Проблема измерения переменных с целью построения психологических шкал является предметом другого раздела экспериментальной психологии – психологического шкалирования. Для введения в нормативы экспериментального метода достаточно указать основные виды переменных как уже измеренные, а точнее – методически представленные, и учитывать их роль с точки зрения места в организации эксперимента (роли управления переменными и фиксации результатов с точки зрения установления каузальной зависимости).» [2, c. 56]

     Таким образом, метод эксперимента является  одним из эффективных способов исследования в экспериментальной психологии. 

     §2.Социально-психологический  аспект эксперимента: анализ и история  развития

     «Основоположником изучения социально-психологических аспектов эксперимента стал С. Розенцвейг. В 1933 году он опубликовал аналитический обзор по этой проблеме, где выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

     1.Ошибки "отношения к наблюдаемому". Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

     2.Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого.  Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями эксперимента, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

     3.Ошибки  личностного влияния, связанные  с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

     В настоящее время эти источники  артефактов не относятся к социально-психологическим (кроме социально-психологической  мотивации).

     Испытуемый  может участвовать в эксперименте либо добровольно, либо по принуждению.

     Само  участие в эксперименте порождает  у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных - "эффект плацебо", "эффект Хотторна", "эффект аудитории".

     Эффект  плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

     Эффект  Хотторна проявился при проведении социальнопсихологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Учасники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы. Эффект Хотторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную ("ортогональную"), а также знакомить с инструкциями как можно более безразличным тоном.

     Эффект  социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Г, Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах,  показываемых на публике и на тренировке.  Зайонц обнаружил, что во время обучения присутствие зрителей смущает  испытуемых  и снижает их результативные показатели.  Когда деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается. После проведения дополнительных исследований были установлены такие зависимости:

Информация о работе Социально-психологические аспекты эксперимента