Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 14:28, контрольная работа
Цель исследования: анализ социально-психологических аспектов эксперимента;
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать сущность понятия эксперимента в психологии;
2) Анализировать социально-психологические аспекты эксперимента;
3) Сделать выводы по изученному материалу.
Введение……………………………………………………………………3
§1. Общая характеристика эксперимента в психологии………………..4
§2.Социально-психологический аспект эксперимента: анализ и история развития…………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….18
Контрольная работа
по дисциплине «Экспериментальная психология»
на тему: «Социально-психологические аспекты эксперимента»
Чебоксары 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Общая характеристика эксперимента в психологии………………..4
§2.Социально-психологический
аспект эксперимента: анализ и история
развития…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………….18
Введение
«Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.
Выделяют главным образом три вида экспериментов:
Лабораторный эксперимент
Полевой, или естественный эксперимент
Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент» [7]
Цель исследования: анализ социально-психологических аспектов эксперимента;
Задачи исследования:
Объект исследования: эксперимент в психологии;
Предмет исследования: аспекты психологического эксперимента;
Гипотеза
исследования: социально-психологические
аспекты эксперимента способствуют развитию
исследований в психологии, таким образом,
научная сторона тоже совершенствуется.
§1 Общая характеристика эксперимента в психологии
«Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
• Возможность выбрать момент начала события. Возможность в любое время вызвать интересующие процессы.
•
Повторяемость изучаемого события.
Возможность организации
• Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными. Экспериментатор всегда может добиться изменения результатов, меняя параметры.
Возражения против эксперимента:
• Считается, что эксперимент – очень механическая вещь.
• В эксперименте можно исследовать только простейшие процессы.
• В эксперименте присутствует лабораторный эффект (человек в эксперименте ведет себя не так как в жизни).
Роберт
Вудвортс, опубликовавший свой классический
учебник по экспериментальной психологии,
определял эксперимент как
В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула. Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом, окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:
Выделяют следующие этапы проведения эксперимента:
• Планирование эксперимента, подготовка опыта (создание и апробация измерительной аппаратуры, оборудование места).
• Инструкция. Должна вырабатывать у испытуемых хорошее отношение к исследованию, мотивировать их на участие в эксперименте. В то же время она не должна говорить точно о тех факторах, которые будут исследоваться.
• Фаза стимуляции. Влияние независимых переменных.
• Стадия регистрации данных. Создается матрица сырых данных. Если в эксперименте используется наблюдение, важно чтобы наблюдателей было больше. Автор эксперимента обычно в регистрации данных не участвует.
•
Табулирование первичных
Классификация экспериментов:
1.
Констатирующий (пилотажный) эксперимент.
Цель – уточнение, проверка
предварительно неоформившихся
гипотез. Берется маленькая
2.
Причинно-следственный
3.
Критический эксперимент.
4. Психометрический (тестовый) эксперимент. Это методы, использующие шкалирование или измерение.
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на
• те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
• те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
• и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
Методы контроля:
1.
Метод исключения (если известен
определенный признак –
2.
Метод выравнивания условий (
3.
Метод рандомизации (применяется
в случае, если влияющий фактор
не известен и избежать его
воздействия невозможно). Способ
перепроверки гипотезы на
«Возможность наблюдения и измерения переменных есть условие применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических переменных. Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера. Это может быть полученная на основе методик психологического наблюдения частота встречаемости тех или иных изменений в поведении испытуемых. Определение переменной в самом общем значении этого слова может звучать следующим образом: переменная – это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены. Проблема измерения переменных с целью построения психологических шкал является предметом другого раздела экспериментальной психологии – психологического шкалирования. Для введения в нормативы экспериментального метода достаточно указать основные виды переменных как уже измеренные, а точнее – методически представленные, и учитывать их роль с точки зрения места в организации эксперимента (роли управления переменными и фиксации результатов с точки зрения установления каузальной зависимости).» [2, c. 56]
Таким
образом, метод эксперимента является
одним из эффективных способов исследования
в экспериментальной
§2.Социально-
«Основоположником изучения социально-психологических аспектов эксперимента стал С. Розенцвейг. В 1933 году он опубликовал аналитический обзор по этой проблеме, где выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:
1.Ошибки "отношения к наблюдаемому". Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.
2.Ошибки,
связанные с мотивацией
3.Ошибки
личностного влияния,
В
настоящее время эти источники
артефактов не относятся к социально-
Испытуемый
может участвовать в
Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных - "эффект плацебо", "эффект Хотторна", "эффект аудитории".
Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.
Эффект Хотторна проявился при проведении социальнопсихологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Учасники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы. Эффект Хотторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную ("ортогональную"), а также знакомить с инструкциями как можно более безразличным тоном.
Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Г, Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах, показываемых на публике и на тренировке. Зайонц обнаружил, что во время обучения присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели. Когда деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается. После проведения дополнительных исследований были установлены такие зависимости:
Информация о работе Социально-психологические аспекты эксперимента