Социально-психологическая совместимость членов группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Первостепенное влияние на сплоченность всего коллектива оказывает руководитель. Очень важны его организаторские способности, личное профессиональное мастерство, авторитет, причем не только в своем коллективе, но также и более широких кругах. Большую роль для сплоченности играют стиль руководства и черты характера данного руководителя.

Содержание

Введение
Социально-психологический климат
Психологическая совместимость группы
Психологическая совместимость и конфликт в межличностных отношениях

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение

Работа содержит 1 файл

социально-психологическая совместимость членов группы.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

  1. Социально-психологический климат
  2. Психологическая совместимость группы
  3. Психологическая совместимость и конфликт в межличностных отношениях

     Заключение

     Глоссарий

     Список  использованных источников

     Приложение 

     Введение

     Обобщенными профессиональными и психологическими характеристиками любого производственного коллектива служат его эффективность и сплоченность.

     Под эффективностью понимается качество и  продуктивность выполняемой работы. Критериями эффективности являются реальные результаты деятельности, ее полезность, вклад в общее дело предприятия или организации, известные окружающим достаточно точно и полно.

     Сплоченность  характеризует единство действий, поведения, понимания и оценки происходящих событий, однородность возникающих  при этом настроений и чувств, уровень взаимной привязанности, согласия, взаимопомощи и поддержки соратников по работе.

     Степень сплоченности конкретного коллектива известна руководству и сослуживцам  далеко не всегда. Качество производственной деятельности определяется прежде всего профессиональным мастерством и опытом, поэтому высокая эффективность может быть достигнута и при недостаточной сплоченности. Это не значит, однако, что сплоченность не имеет существенного значения. В определенной степени она влияет на качество деятельности, во многом определяет удовлетворенность работой, настроение, положительное эмоциональное состояние в период отдыха, воздействуя тем самым на желание продолжать трудовую деятельность, а также на состояние здоровья и профессиональное долголетие.

     Формируют сплоченность в основном три фактора: личность руководителя, квалификация и мастерство членов коллектива и их психологическая совместимость.

     Первостепенное  влияние на сплоченность всего коллектива оказывает руководитель. Очень важны  его организаторские способности, личное профессиональное мастерство, авторитет, причем не только в своем коллективе, но также и более широких кругах. Большую роль для сплоченности играют стиль руководства и черты характера данного руководителя.

     Основная  часть

     1. Социально-психологический климат

     Межличностные отношения, возникающие в результате общения  людей в их группе, определяют важнейшее  явление, получившее название психологической  совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется социально-психологическим климатом или атмосферой.

     Социально-психологический климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.

     Социально-психологический  климат — это важнейший компонент  психологического климата группы в  целом, в который кроме него входят цветовой климат, создаваемый цветовой гаммой окружающего (в частности, цветом помещения и станков), и звуковой климат, определяемый не только производственными шумами, но и так называемой функциональной музыкой. 
Общественное настроение, как и все другие общественно-психологические явления, отличаются от индивидуально-психологических тем, что в них каждая конкретная личность выступает одновременно и в качестве субъекта, отражающего другие личности, и в качестве объекта, отражаемого другими личностями. В реальной контактной группе, и тем более в коллективе, это происходит как одновременное взаимодействие, являющееся сущностью межличностных отношений, проявляющихся в общении. Анализируя взаимодействие двух личностей в любом общественно-психологическом процессе, «вырванном» из всеобщей связи явлений, можно видеть, что каждая из них причина действий другой. 
Здесь речь идет о малых, реальных, контактных группах, так как помимо них существуют условные (статистические) группы.

     Любая контактная группа связывает личности, входящие в нее, механизмами воли. При этом воли отдельных людей в группе «достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую,— из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее».

     Все человеческие группы различаются по их общественному положению, величине: внешней и внутренней организации. Существенный, но не единственный компонент  внутренней организации группы — ее психологический климат. 
Наименьшая группа состоит из двух человек, объединенных разными взаимоотношениями, но общей целью совместной деятельности. Это может быть учитель и ученик, звеньевой и член звена. Наибольшая группа — человеческое общество.

     По  самой человеческой природе любое скопление людей, если оно достаточно продолжительно, всегда стремится получить какую-то организацию. В одних случаях такая организация возникает без внешних стимулов, происходит внутренняя организация группы. В других — группа получает организацию и структуру извне. При этом внешняя (официальная) и внутренняя (неофициальная) структуры могут совпадать или быть более или менее согласованными.

     Когда внешняя и внутренняя структуры  группы совпадают, то дополняют и  взаимно укрепляют друг друга, как у нас в выборных организациях (партийных, комсомольских, профсоюзных группах), а также в различного типа производственных бригадах, одновременно являющихся и бригадами коммунистического труда.

     Высшая  форма организованной группы — коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов). 
Коллектив — это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Иными словами, «коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества».

     Цели  деятельности коллектива, обязательно  вынесенные за рамки данной группы, создают отношения ответственной  зависимости внутри группы. В этом сущность коллектива, ибо, замкнув цели деятельности внутри себя и оторвавшись  от целей общества, он перестает быть коллективом, превращается в существующую лишь для себя корпорацию. Следовательно, коллектив — это всегда группа людей, но не каждая группа. Каждый подлинный коллектив — часть большего, который в свою очередь часть еще большего: звено — часть учебной группы или производственной бригады, а они — часть коллектива училища или предприятия. 
Коллективизм — солидарность человека с целями развития общества. Такая общественная солидарность проявляется, прежде всего, в труде. В ее структуру входят: трудовая и общественная активность, чувство ответственности и долга, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и другим в интересах коллектива и общества в целом.

     Главное требование коллектива к отдельной  личности, входящей в него, — сознательное подчинение личности целям, сплачивающим данную группу, превращая ее в коллектив. Этот объективный закон, стихийно проявляющийся во всяком коллективе, само укрепляет его. Но он может осуществляться и сознательно как членами коллектива по отношению друг к другу, так и его лидерами (вожаками) и официальными руководителями. Суть этого закона заключается в том, что коллектив сам проектирует и создает нужные ему личности. Задача воспитателей — содействовать этому процессу, не подменяя коллектив, а опираясь на него. 
В отличие от неорганизованных групп, где существует паритетность, т. е. равные межличностные отношения членов группы без элементов руководства и подчинения, в любой организованной группе всегда есть руководитель, вожак, лидер. Он может быть назначенным или официально выбранным либо неофициально, но фактически выдвинутым и признанным в силу положительных личных отношений к нему со стороны большинства, признающего его авторитет и по собственной инициативе прислушивающегося к нему. Когда у группы есть выраженный лидер, она называется авторитарной.

     Наиболее  крепкой становится группа, фактический  лидер которой выбран или назначен руководителем. Но нередко такого совпадения нет — тогда коллектив распадается  на отдельные, неоформленные микро группы. Общее же психологическое состояние официальной группы (коллектива) в целом в таком случае будет определяться отношениями между ее официальным и неофициальным лидерами. В тех группах, где межличностные отношения в конечном счете подчинены общей цели и мотивам, вынесенным за их рамки, существование микро групп и лидеров может не только не мешать, но даже помогать коллективу в целом и его руководителю.

     Основными показателями благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются: терпимость членов коллектива по отношению друг к другу; защищенность личности каждого в коллективе; взаимная доброжелательность; глубокая заинтересованность коллектива в переживаниях каждого его члена; такт, деликатность, чуткость во взаимоотношениях. 
Проверка усвоения сущности социально-психологического климата в группах: 
1. Что принято называть социально-психологическим климатом?

     2. Из каких основных явлений  создается психологический климат? 
3. Чем отличается общественное настроение от индивидуального?  
4. В чем заключается различие между реальными и условными группами? 
5. Что называется коллективом и почему он является высшей формой организации группы?  
6. Что служит показателем благоприятного социально-психологического климата?

     Личность  в группе, коллективе вступает в  двоякого рода отношения: деловые (официальные) и личные (неофициальные). Первые зафиксированы в документах вместе с составом группы, вторые возникают на основе симпатии, привязанности, дружбы, товарищества, антипатии, вражды и т. д. Деловые отношения можно регламентировать, личные — невозможно. Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений.

     При изучении межличностных отношений  применяются методы наблюдения, эксперимента, различного рода беседы. Одним из методов  является метод выбора. Впервые он  был предложен американским психологом Дж. Морено. Сам по себе этот метод объективен и, наряду с другими методами социальной психологии, может применяться при изучении межличностных отношений. Но, используя этот метод в психологическом исследовании, следует решительно отвергнуть его универсальность и, тем более, возможность с его помощью изучать и объяснять законы социальной жизни целого общества. Он имеет частное значение.

     Буржуазные  социологи и специалисты по социальной психологии пытаются подменить законы социальной жизни, общества, открытые классиками марксизма-ленинизма, психическими особенностями, людей, взаимоотношениями их в малых группах. Даже классовую борьбу в капиталистическом обществе они сводят к неуживчивости людей, к их дурным характерам. Для доказательства своих положений буржуазные идеологи применяют методы социометрии (измерение социальных отношений в малых группах). Одним из них является и метод выбора. Таким образом, частный метод используется буржуазными психологами в интересах господствующего класса.

     Метод выбора позволяет определить реальное место личности в деловых и  личных отношениях, установить степень  популярности членов коллектива, выявить  существование первичных групп, а также причины их образования  и распада. Метод выбора применим в тех случаях, если члены группы, коллектива знают друг друга.

Этот  метод предусматривает ответы испытуемых на вопросы о желаемых совместных делах или других акциях с членами  группы. Задаваемые вопросы называются критериями выбора. Принято различать  сильные и слабые критерии. Сильные, выявляют глубокие и устойчивые отношения, слабые — неустойчивые и поверхностные. Например, критерий «С кем из сослуживцев ты желал бы быть в одной трудовой бригаде?» можно считать сильным критерием, поскольку затрагивает существенные, действующие в течение длительного времени отношения. А критерий «Кого бы ты пригласил на экскурсию в город?» можно считать слабым, так как он затрагивает неглубокие и временные отношения. Сильные и слабые критерии могут быть разнообразными по содержанию, но общее в них — результаты, т. е. выбор партнера.

     2. Психологическая совместимость группы

 

     Число выборов может  быть неограниченным, но практика показывает, что достаточно трех выборов, чтобы  определить положение человека в  группе и его взаимоотношения. При трех выборах процедура изучения проводится так: после формулировки критерия испытуемого спрашивают, кого бы он выбрал в первую очередь, кого — во вторую (если первый выбор невозможен), кого—в третью (если не удастся выбрать второго).

     Выбор партнера может быть взаимным и безответным. В первом случае А выбирает Б, Б выбирает А. Во втором—-А выбирает Б, Б выбирает В или Г.

     

     Перед испытуемым может быть поставлен вопрос, требующий и негативного ответа (отрицательный выбор). Например: «С кем бы ты не хотел готовиться к экзаменам?», «Кого бы ты не пригласил на день рождения?»

Информация о работе Социально-психологическая совместимость членов группы