Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы:
 Изучить социально-педагогическую профилактику школьной дезадаптации.
Задачи контрольной работы:
 Рассмотреть общий смысл школьной дезадаптации и ее компонентов;
 Раскрыть причины возникновения школьной дезадаптации;
 Дать анализ формам проявления школьной дезадаптации;

Работа содержит 1 файл

сам текст.docx

— 401.78 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Типология детско-подростковой дезадаптации

 

В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или  иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость". Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющее их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. Так, трудновоспитуемость может проявятся как результат возрастного кризисного периода развития ребенка, подростка, либо может быть вызвана неумением педагога найти индивидуальный подход к учащемуся, проявлением у учащегося самостоятельного критического мышления, неприятием привычных трафаретных решений и т.д.

Итак, в зависимости от природы, характера  и степени дезадаптации можно выделить        патогенную                       дезадаптацию


                                   психосоциальную                 детей и

                                   социальную                        подростков

 

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатия, органические поражения головного мозга, отстования в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых серьезные органические повреждения.

Психосоциальная дезадаптация связана с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенным десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, является семья, школа [7,144].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Профилактика школьной дезадаптации

 

1. Своевременное педагогическое  диагностирование предпосылок и  признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка;

2. Момент поступления  в школу должен соответствовать  не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет);

3. Диагностика при поступлении  ребенка в школу должна учитывать  не столько уровень умений  и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка;

4. Создание в образовательных  учреждениях для детей риска  педагогической среды, учитывающей  их индивидуально-типологические особенности; использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций;

5. При необходимости использовать  консультативную помощь детского психиатра;

6. Создавать классы компенсирующего обучения;

7. Применение психологической  коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями [11,183].

3. Заключение

 

В ходе  работы были сделаны  определенные выводы, что ситуация в мире современного детства в настоящее время очень тревожная и опасная, как для детей, так и для будущего общества. Особенно остро стоит сейчас в образовательном процессе проблема дезадаптации учащихся. Именно поэтому нельзя больше откладывать решение этой проблемы возникшей, сегодня в области образования, воспитания. Наверное, изначально, эта проблема кроется в охране здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения. Она не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-педагогических знаний в системе школьного образования. В последние годы продолжает расти количество детей с нарушением поведения. Специалисты проводят большую работу по преодолению всех поведенческих нарушений, в то же время отмечается рост дезадаптированных детей в учебных заведениях. Особенно рассматривается рост школьной дезадаптации, которую следует рассматривать, как одну из наиболее сложных явлений школьной дезадаптации. В основе возникновения школьной дезедаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера. Как показывают исследования причины школьной дезедаптации в основном лежат вне школы - в сфере семейного воспитания. Поэтому не стоит удивляться, что основной рекомендацией, которое дается родителям таких семей - это изменить что-то в своей семье! Часто родители удивлены: при чем тут семья, когда у ребенка проблемы в школе? Но в том-то и дело, что причины проблемы школьной дезедаптации школьников чаще всего связаны с отношением к ребенку и его учебной деятельности в семье.

В нашу задачу входило рассмотреть общий смысл школьной дезадаптации и ее компонентов, раскрыть причины возникновения школьной дезадаптации, дать анализ формам проявления школьной дезадаптации, описать типологию детско-подростковой дезадаптации и рассмотреть профилактику школьной дезадаптации. Таким образом в ходе работы была реализована цель и решены задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Александровская  Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988, 272 с.

2. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002, 176 с.

3. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М.,2000, 240 с.

4. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска заболеваний / Р.М.Баевский. – М., 1997, 268 с.

5. Беличева С.А. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А.Беличевой и др. – М., 1993, 211 с.

6. Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. – М., 1994, 191 с.

7. Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации / Т.В.Дорожевец. – Витебск, 1995, 182 с.

8. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров. – М., 1989, 180 с.

9. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е.Каган // Вопросы психологии. – 1984. – № 4, 168 с.

10. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н.Г.Лусканова – М., 1995, 263 с.

11.Семаго Н.Я, Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М., 2000, 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации