Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:24, реферат
Цель контрольной работы:
Изучить социально-педагогическую профилактику школьной дезадаптации.
Задачи контрольной работы:
Рассмотреть общий смысл школьной дезадаптации и ее компонентов;
Раскрыть причины возникновения школьной дезадаптации;
Дать анализ формам проявления школьной дезадаптации;
2.3 Типология детско-подростковой дезадаптации
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость". Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющее их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. Так, трудновоспитуемость может проявятся как результат возрастного кризисного периода развития ребенка, подростка, либо может быть вызвана неумением педагога найти индивидуальный подход к учащемуся, проявлением у учащегося самостоятельного критического мышления, неприятием привычных трафаретных решений и т.д.
Итак, в зависимости от природы, характера
и степени дезадаптации можно выделить
патогенную
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатия, органические поражения головного мозга, отстования в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых серьезные органические повреждения.
Психосоциальная дезадаптация связана с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенным десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, является семья, школа [7,144].
1. Своевременное педагогическое
диагностирование предпосылок
2. Момент поступления
в школу должен
3. Диагностика при поступлении
ребенка в школу должна
4. Создание в образовательных
учреждениях для детей риска
педагогической среды,
5. При необходимости
6. Создавать классы компенсирующего обучения;
7. Применение психологической
коррекции, социальных
3. Заключение
В ходе работы были сделаны определенные выводы, что ситуация в мире современного детства в настоящее время очень тревожная и опасная, как для детей, так и для будущего общества. Особенно остро стоит сейчас в образовательном процессе проблема дезадаптации учащихся. Именно поэтому нельзя больше откладывать решение этой проблемы возникшей, сегодня в области образования, воспитания. Наверное, изначально, эта проблема кроется в охране здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения. Она не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-педагогических знаний в системе школьного образования. В последние годы продолжает расти количество детей с нарушением поведения. Специалисты проводят большую работу по преодолению всех поведенческих нарушений, в то же время отмечается рост дезадаптированных детей в учебных заведениях. Особенно рассматривается рост школьной дезадаптации, которую следует рассматривать, как одну из наиболее сложных явлений школьной дезадаптации. В основе возникновения школьной дезедаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера. Как показывают исследования причины школьной дезедаптации в основном лежат вне школы - в сфере семейного воспитания. Поэтому не стоит удивляться, что основной рекомендацией, которое дается родителям таких семей - это изменить что-то в своей семье! Часто родители удивлены: при чем тут семья, когда у ребенка проблемы в школе? Но в том-то и дело, что причины проблемы школьной дезедаптации школьников чаще всего связаны с отношением к ребенку и его учебной деятельности в семье.
В нашу задачу входило рассмотреть общий смысл школьной дезадаптации и ее компонентов, раскрыть причины возникновения школьной дезадаптации, дать анализ формам проявления школьной дезадаптации, описать типологию детско-подростковой дезадаптации и рассмотреть профилактику школьной дезадаптации. Таким образом в ходе работы была реализована цель и решены задачи.
Список литературы
1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988, 272 с.
2. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002, 176 с.
3. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М.,2000, 240 с.
4. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска заболеваний / Р.М.Баевский. – М., 1997, 268 с.
5. Беличева С.А. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А.Беличевой и др. – М., 1993, 211 с.
6. Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. – М., 1994, 191 с.
7. Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации / Т.В.Дорожевец. – Витебск, 1995, 182 с.
8. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров. – М., 1989, 180 с.
9. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е.Каган // Вопросы психологии. – 1984. – № 4, 168 с.
10. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н.Г.Лусканова – М., 1995, 263 с.
11.Семаго Н.Я, Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М., 2000, 208 с.
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации