Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель исследования - определить значение социального положения и роли в группе.
Задачи:
• Определить сущность и свойства социальной роли;
• Выделить виды социальных ролей;
• Рассмотреть общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации;
• Обосновать базы и методы исследования социального положения;
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие cоциальной роли и социального положения ………..8
1.1 Явление социальной роли в группе ………………………………….8
1.2.Виды социальных ролей ………………………………………….....13
Глава 2. Эмпирическое исследование ………………………………….22
2.1 Обоснование базы и методов исследования ……………………….22
2.2 Описание результатов исследования ……………………………….
2.3. Рекомендации к выработке системы организации и построения
социальных ролей в коллективе …………………………………
Заключение ………………………………………………………...
Список источников и литературы ……………………………………...
В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием “психодрама”, основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями. Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на “притворной”, нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее “Я” личности не остается неизменным в результате такого социального опыта. Девушка, выходя замуж, будет иметь статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем сказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социальная роль.[18, стр.82]
Ролевое поведение.
В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.
В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного “Я”.
Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники - все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего “Я”.
Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе - каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.
Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.
Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.
Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей.
С точки зрения Морено социометрия не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников". Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает специальный вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты.[2, стр.157]
По результатам социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах - социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2.1 Обоснование базы и методов исследования.
Проблема определения социальной роли в коллективе вызывает огромный интерес к изучению со стороны исследователей. В настоящее время стали появляться психологические работы на эту тему. Однако не во всех них прослеживается разработанность целого ряда общих и частных вопросов, затрагивающих эту проблему. К ним относятся и вопросы, связанные с определенной спецификой социального положения, половой дискриминации, определение лидера в группе и т.д. В связи с этим, предлагаемое исследование направлено на изучение этих особенностей. Для достижения цели данного экспериментального исследования необходимо определить следующие задачи:
1. Обосновать базу исследования и методический инструментарий.
2. Провести эмпирическое
исследование в области
3. Выявить и описать особенности распределения социальных ролей и их эволюцию.
Далее, переходя к обоснованию методического инструментария, остановимся на описании методик, используемых в данном исследовании.
1) Методика социометрического измерения - основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследовании психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования, а также позволяет изучить структурный аспект коллектива, а именно выявление социальных ролей. Например, определение лидера группы, его сподвижников, отрицателей и нейтральных участников. Социометрический метод позволяет выразить отношения в коллективе в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии коллектива.
2) Следующая методика, применима в целях изучения распределения социальных ролей в коллективе - это «Оценка психологической атмосферы в коллективе», автором которой является Ф. Фидлер. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, так как в целях данного исследования это может быть необходимым, потому что не все участники эксперимента могут искренне отвечать на поставленные вопросы, предостерегая последствия в отношениях с коллективом. Все это повышает надежность данной методики. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
3) Необходимым выбор
методики А.В. Петровского «
4) Методика диагностики
межличностных отношений - создана
Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком
в 1954 году. Выбор данной методики
связан с тем, что, используя
ее возможно выявление
2.2 Описание результатов исследования
2.3. Рекомендации к выработке системы организации и построения социальных ролей в коллективе
Заключение.
Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к индивидуальности человека, который, входя в новое тысячелетие, ощущает острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство строить отношения между людьми требует от каждого умения заглянуть за пределы очевидного и прикоснуться к глубинным психическим процессам, на основе которых строится межличностное взаимодействие.
Стремление к определению социальной роли проходит практически через все сферы жизнедеятельности человека, на всех этапах его развития. Человек так устроен, что будучи даже в одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на представления об оценках значимых для него людей.
Проблема определения социального положения индивида связаны с жесткими условиями конкуренции и невозможности приспособления к быстро меняющимся условиям. Реальность общественных отношений всегда дана, как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности.
Очень важным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения.
Наряду с умением выбрать оптимальную стратегию развития организации, руководитель должен, прежде всего, знать типичные ошибки, и особенности присущие людям разных статусов и социальных ролей, и пытаться правильно выстроить межличностные отношения внутри организации.
Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно - психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки.
Исследователи выделяют в качестве социально-психологических факторов эффективности организаций следующие:
1. Целенаправленность, характеризующая
цели совместного
2. Мотивированность, раскрывающая
причины трудовой, познавательно,
коммуникативной и прочей
3. Эмоциональность,
4. Стрессоустойчивость,
характеризующая способность
5. Интегративность, обеспечивающая необходимый уровень единства мнений, согласованности действий.
6. Организованность, обусловленная
особенностями процессов
Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата, который включает многие вышеперечисленные факторы.
Из сказанного можно сделать вывод, что предметом труда помимо информации являются отношения в коллективе. Деятельность по налаживанию этих отношений и обосновании собственной социальной роли, носит профессиональный характер, поэтому необходим профессиональный подход по налаживанию взаимосвязей.
Список источников и литературы
1. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. - М., 1976;
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 1999.
4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1993.