Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:34, реферат
Социально-психологический климат в коллективе – очень важный фактор для работоспособности. Благоприятный климат эффективно влияет на повышение работоспособности и качество труда. Климат состоит из многих составляющих, одной из которых является окружающая обстановка: дизайн помещения, интерьер и т.п. На хорошее настроение и, безусловно, на здоровье влияет красивая и удобная мебель. Очень большое значение для психоэмоционального состояния человека имеет цвет окружающей его обстановки.
Наиболее сложными для разрешения являются межличностные конфликты. Для их разрешения участникам конфликта нужно выбрать форму и стиль своего поведения.
Соперничество (противоборство) характеризуется активными действиями руководителя по пресечению конфликта с использование всех доступных средств и приемов. Этот стиль может быть эффективным, если руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток его в том, что причины конфликта при этом не исчезают, и он переходит в скрытую форму.
Сотрудничество означает действия, направленные на поиск решения, удовлетворяющего всех участников конфликта. Предполагает открытый обмен мнениями, направленный на поиск точек соприкосновения, которые могут стать основой для выработки решения устраивающего конфликтующие стороны и руководства коллектива.
Игнорирование (уклонение) предполагает стиль поведения руководителя, при котором он уходит от существа конфликта, не хочет брать на себя ответственность за его решение, не придает значения спорам и разногласиям, отрицает наличие конфликта. Такое поведение обычно используется руководителем, если конфликт не особенно значим, если важнее для него сохранить хорошие отношения с оппонентами.
Приспособление (уступчивость) применяется руководителями, не имеющими большого авторитета в коллективе, или если они хотят сохранить благоприятные отношения с обеими, участвующими в конфликте сторонами, зачастую за счет ущемления собственных интересов.
Выбор
стратегии компромисса
Каждый работник выполняет свои функции не изолированно от других участников производственного процесса, а совместно с ними, т.е. он является членом определенной группы. Принадлежность человека к группе выражается в соответствующих социальных ролях, в которых фиксируются его обязанности и права относительно группы. Под ролью в психологии понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (например, должность начальника цеха). Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями, рассогласование которых может вызывать ролевые конфликты.
Для реализации программы подбора кадров необходимо изучать людей c учетом не только их направленности (установок, отношений, интересов и т.д.) и индивидуально-психологических особенностей (темперамента, индивидуального стиля деятельности и поведения), но и сработанности и совместимости их в коллективе. Сработанность и эффективность работы производственных и управленческих групп зависят от психофизиологической совместимости участников групп, наличия паритетных тактик, общности установок и интересов, отсутствия эгоцентрических устремлений и т. д. Поэтому основной задачей кадрового менеджмента второго уровня является оптимальная расстановка работников в структурах трудового коллектива и его первичных звеньев.
Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакт между работниками опосредован их действиями и поступками, мнениями и оценками. Эффективным можно считать такое сосуществование, которое удовлетворяет его участников и сохраняет определенный уровень их отношений. Несовместимость же работников порождает неприязнь, антипатию, приводит к конфликтам, что отрицательно сказывается на результатах совместной деятельности. Разграничивают явления совместимости и сработанности. Эффект совместимости чаще возникает в личных отношениях, а эффект сработанности обычно является результатом формальных, деловых отношений, связанных с производственной деятельностью. Основа сработанности — успешность и результативность именно совместной деятельности, что предполагает согласованность в работе между ее участниками.
Отечественные психологи исследовали влияние сработанности и совместимости на результаты труда работников руководящего звена. Оказалось, что для нормальной работы всего коллектива очень важна сработанность на уровне “руководитель — заместитель”, когда результаты определяются оптимальным сочетанием у них профессионально-деловых, организаторских и личностных качеств. Наиболее оптимальным оказалось сочетание “директор-администратор + заместитель-коллективист”. Худшими были результаты, когда тот и другой относились к типу администраторов. Руководителю-коллективисту работать сложнее, однако эффективность его деятельности значительно выше.
Каждый член коллектива в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, социальной ролью занимает определенное положение в системе групповых межличностных отношений. Этим обусловлена достаточно пестрая картина групповой дифференциации, в которой выделяют две основные системы: социометрическую и референтометрическую.
С помощью методов социометрии определяются популярность-непопулярность членов коллектива, их социометрический статус, а также выявляются существующие микрогруппы. При социометрическом подходе к группе основным фактором выбора в системе межличностных отношений является симпатия-антипатия. В отличие от социометрии в референтометрии основанием выбора является ценностный фактор.
У каждого человека есть своя референтная группа, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется. Предпочтительность по признаку референтности существенно отличается от предпочтительности в социометрии. Референтность лежит в более глубоких слоях внутригрупповой активности, опосредуемой ценностями, которые приняты в данном коллективе.
В любой организации параллельно существуют 2 системы управления: формальная и неформальная. Элементы формальной системы хорошо известны каждому руководителю: планирование, организация, мотивация и контроль. Однако, параллельно с этим стихийно складывается другая система, которая выполняет те же функции, но уже не с организационной, а с социальной, межличностной стороны. В то время как руководитель мотивирует сотрудника зарплатой, коллектив мотивирует его общением, защитой, признанием его как личности. Коллектив контролирует, как бы кто-нибудь не вышел за рамки негласно установленных правил.
Каждый работник, попав в организацию, оказывается между двух огней: формальными требованиями руководства и неформальными требованиями людей, которые его окружают. Причем последние оказывают на него гораздо более сильное воздействие.
Таким образом, если руководитель возьмет под контроль социальную подсистему, научится управлять конфликтами, межличностными отношениями в группе и между группами, станет неформальным лидером организации - он сможет контролировать все...
5.Влияние окружающей обстановки на климат в коллективе
Бизнес дает человеку возможность заработать средства для содержания своей семьи, дома, для воспитания и образования детей. Для хорошего положения дел в бизнесе важен, так же, дизайн здания, в котором располагаются офисы и производственные помещения. Если же предприятие занимает целый комплекс зданий, то необходимо учитывать их взаимное расположение и окружение.
Здание - это не только защита от непогоды, место, где удобно хранить и производить продукцию, вести дела и принимать клиентов. Помимо чисто архитектурных и защитных функций любое коммерческое здание выполняет и не менее важную психологическую. Работа в нем ведется не роботами, а людьми, а их поведение и настроение определяется во многом окружающей их обстановкой.
В здании, внешний облик и интерьер которого создает положительный настрой, приятно и удобно работать, проводить встречи с партнерами и клиентами. В таком месте и обстановка, и окружающая среда должны гармонировать с целями и задачами предприятия, выражать настроение коллектива в целом и его руководства в частности. Атмосфера сотрудничества способствует успеху деловых встреч, сделок. Интерьер, в котором постоянно возобновляется приток позитивной энергии, создает оптимистическое и бодрое настроение в коллективе. Для человека, занимающегося бизнесом, живущего в мире конкуренции, эмоциональных срывов, трудноразрешимых проблем, особенно важно создать на своем рабочем месте оазис эмоционального равновесия, гармонии и здравого смысла.
На психоэмоциональное состояние человека оказывает большое влияние цветовая гамма окружающей его обстановки.
В цветовой гамме кабинета должен доминировать цвет вашего элемента или той стихи, которая является источником энергии, порождающей ваш элемент. В качестве дополнения можно выбрать тот цвет, который совпадает с личными целями, направлением деятельности предприятия.
Каждому сотруднику фирмы должна быть предоставлена возможность оформить кабинет по своему вкусу, изменить положение мебели так, как ему того хочется, как ему удобнее работать. Если вас перевели в новый кабинет, то вы должны осмотреться, проверить, все ли в нем вас устраивает. При необходимости постарайтесь создать такую атмосферу, в которой вам будет хорошо работать, а успех, удача вас не покинут.
Следует помнить о том, что частые перестановки мебели, ремонты и перепланировки могут отрицательно сказаться на эффективности работы персонала офиса. Человеку необходимо время для того, чтобы ознакомиться с окружающей средой и привыкнуть к новой обстановке. Даже изменения к лучшему (например, модернизация оборудования, замена мебели на более удобную) порой снижают производительность труда. В силу привычки человеку бывает сложно адаптироваться к произведенным без его согласия переменам, поскольку изменения касаются не только интерьера, но и ритма жизни, ее порядка.
При
выборе мебели необходимо учесть ряд практических
моментов. Она должна быть удобной, надежной,
соответствовать размерам того помещения,
для которого предназначена. Поскольку
офисная мебель эксплуатируется достаточно
интенсивно, то необходимо выбирать такие
модели, которые нуждаются в минимальном
уходе. Предпочтительнее износостойкие,
безопасные (с точки зрения экологии) материалы.
Советы участникам коллектива:
1. Постарайтесь
привлечь в свой новый кабинет
как можно больше позитивной
энергии. Это активизирует
2. Постарайтесь,
чтобы на столе у вас всегда
был порядок. Скопление
3. Выработайте
у себя привычку наводить
4. Любая
из вещей, вызывающая у вас
приятные ассоциации, пробуждающая
решимость, активность и настойчивость,
заставляющая честно бороться за достойное
место в мире конкуренции, фактически
станет для вас немой сентенцией. Одного
только взгляда на такой предмет будет
достаточно, чтобы с новыми силами двинуться
вперед, сделать очередной шаг на пути
к вершине.
Заключение
Иногда
люди забывают о том, что
фирма – это нечто большее,
чем просто совокупность
Поэтому
необходимо, чтобы менеджеры имели
фундаментальные знания по
Информация о работе Социально – психологический климат в коллективе