Социально - психологические проблемы многодетной семьи и организация социальной работы с этой категорией семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение места и роли социальной защиты многодетных семей, а также изучение социальных программ и дальнейшие пути развития, ознакомление с историей возникновения семьи.

Объектом в работе выступает многодетная семья.

Предмет: особенности исследования многодетной семьи как объекта социальной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Cоциальная работа с многодетными семьями. 2
2. Социальные проблемы многодетных семей. 2
3. Социальная помощь и льготы многодетным семьям. 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа содержит 1 файл

МНОГОДЕТНАЯ_СЕМЬЯ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

      У многодетных семей существуют также различные виды проблем:

      Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т. д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса и т. д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

      В связи с постоянным ростом цен  отмечаются крайне ограниченные возможности  удовлетворять потребности, дефицит  в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

      Бюджет  таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

  Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям [4; с. 94].

      Выживание многодетной семьи в современных  условиях возможно путем повышения  собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

      Жилищная  проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшаться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

      Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.

      Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в  связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически  не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений [4; с. 85].

      Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т. д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

      Большинство детей в многодетных семьях ведет  к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют  и менее тесно связаны со своими родителями.

      В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке [4; с. 85].

      Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

      Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10 – 15%.

      Развитие  детей в многодетных семьях нуждается  в первоочередном внимании общества.

      Социальная  незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков [4; с. 86-87].

Социально - психологические  проблемы. Проблемы взаимоотношений братьев и сестер, их также называют «сиблинговыми» отношениями, от английского «sibling» - родной брат или сестра. Большинство авторов, занимающихся изучением сиблинговых отношений, пишут о том, что число детей в семье, их пол, порядок и промежутки рождения влияют на развитие и формирование личности каждого ребенка, а так же непосредственно на их взаимоотношения. Зигмунд Фрейд одним из первых обнаружил, что позиция ребенка среди братьев и сестер влияет на его личность и будущую жизнь.

      В многодетных семьях обычно четко  определяется позиция старшего ребенка, который должен стать «родителем»  и наставником для братьев  и сестер, служить для них примером. Старшему сиблингу в большой семье  приходится во многом разделять заботы родителей о младших детях, не редки случаи, когда родители и вовсе перекладывают всю ответственность за воспитание братьев и сестер на первенца. Подобные обязанности формируют у старшего ребенка самостоятельность и сознательность, не свойственную его сверстникам. В это же самое время младший оказывается в позиции ребенка для каждого члена семьи, что сильно влияет на его развитие и взросление.

      Старший ребенок, как правило, наделяется большей  ответственностью, большими правами  и обязанностями. Он более консервативный, целеустремленный, серьезный и добросовестный, склонен к лидерству. При рождении младшего ребенка, первенец чаще всего переживает психологическую травму, связанную с потерей центрального места в семье, он стремится восстановить его. Ребенок начинает страдать от нехватки заботы и внимания, неудовлетворенности его потребностей и желаний.

      Промежуточная позиция средних детей стимулирует  развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку  были вынуждены научиться жить в  мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными  разными характерами.

Средний ребенок может демонстрировать  характеристики, как младшего, так  и старшего, или их комбинации. Однако, часто средний ребенок, если только он не является единственной девочкой или единственным мальчиком в  семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших.

      Находясь  «посередине», средний ребенок может  стать слабым, зависимым, робким, замкнутым, либо, наоборот, агрессивным, соперничающим и честолюбивым. Во многом характер и личность среднего сиблинга зависят от характера первенца и особенностей личности и воспитания родителей.

У младшего ребенка могут возникать проблемы с самодисциплиной и трудности  в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто-то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах.

Таким образом, младший ребенок всегда остается в семье «малышом», он всегда остается ребенком для своих родителей, братьев и сестер, других родственников, всегда остается желание оберегать, воспитывать и заботиться о нем. Младший сиблинг оказывается меньше всех наделен свободой и правом выбора, что может повлечь за собой появление чувства неполноценности и зависимости. Авторитеты старших детей и родителей могут сильно тормозить развитие младшего ребенка, вызывать в нем чувство вражды, зависти и отчаяния. Нередко от младшего ребенка ожидают меньше, чем от старших детей, и это может приводить к меньшим успехам и достижениям маленького сиблинга в будущем.

      Отношениям  братьев и сестер в любом случае свойственны конфликты и соперничество: старшие дети борются за то, что у них «отняли» с появлением малыша, а младшие – за то, чего у них никогда не было, поскольку они никогда не были единственными.

Таким образом, можно прийти к выводу, что конкуренция и конфликты – неизбежный спутник сиблинговых отношений, даже когда братья и сестры в целом доброжелательно настроены, все равно их отношения сохраняют элементы соперничества и соревновательности [17; с. 178 - 205]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Социальная помощь и льготы многодетным семьям.

 

      Социальный  работник осуществляет связь между  семьей и субъектами социальной помощи [8; с. 55].

      Служба  занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

      На  органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развитие потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).

      Органы  социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, современной информацией о льготах.

      Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.

      Психолог  помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент.

      Органы  здравоохранения (ОЗ) предоставляет скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.

      Торговые  организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.

      Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь – благотворительную и психологическую поддержку.

      Исполнительная  городская власть обеспечивает современную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей [18, с. 106].

      Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).

      Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

      Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.

Ассоциация  многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода, которая существует более 10 лет). Ее основная задача: организация взаимопомощи многодетным семьям, которая производится поэтапно[8; с 55].

      Ассоциация  имеет территориальную структуру  управления и проводит количественное и качественное изучение состояния  всех многодетных семей.

      Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематически проводится изучение нормативных документов; осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семейные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр и т. п.).

      Родители  избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей.

Информация о работе Социально - психологические проблемы многодетной семьи и организация социальной работы с этой категорией семей