Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:12, реферат
Важным моментом в изучении конфликтов является выявление их причин. Нельзя правильно разрешить конфликт-ситуацию, не имея четкого представления о породивших ее факторах. Выделяются следующие основные причины конфликтов в производственных коллективах: • социально-экономические: недостатки в организации производства и труда, низкий уровень организационного порядка; нечетко сформулированные цели и за-,дачи подразделений и отдельных работников; несовершенство оценочных показателей деятельности коллектива, их несоответствие целям организации, ради которых она была создана; недостатки в системе материального и морального стимулирования труда, неблагоприятные условия труда; низкий уровень трудовой дисциплины;
Как было отмечено ранее, конфликт
может иметь как положительные,
так и отрицательные
Отрицательные последствия конфликта:
Последствия конфликта определяются тем, насколько эффективным будет управление конфликтом. В научной литературе описываются различные способы управления конфликтными ситуациями. Альберт, Мескон, Хедоури разделяют их на две категории: структурные и межличностные. Существует четыре структурных метода разрешения конфликта - разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.
По мнению вышеназванных американских ученых, разъяснения требований к работе является наилучшим методом управления, предотвращающим отрицательные последствия конфликта.
Руководитель должен объяснить каждому сотруднику и подразделению, какие результаты работы ожидаются от них. Какими они обладают полномочиями и ответственностью, какие существуют процедуры и правила работы.
Еще один метод управления конфликтной ситуацией - применение координационного механизма. Пример такого механизма: цепь команд, установление иерархии полномочий, что упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.
Если подчиненные имеют разногласия, конфликта можно избежать, предложив принять решение их общему вышестоящему начальнику.
Следующий метод управление
конфликтом представляет собой установление
общеорганизационных
Методом управления конфликтной ситуации является так же создание системы вознаграждения. Люди, которые вносят особый вклад в достижение общих целей, помогают другим группам организации, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе.
Среди межличностных стилей разрешения конфликтов выделяются: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
Стиль уклонения подразумевает,
что человек старается уйти от
конфликта, не попадать в ситуации,
которые провоцируют
Стиль сглаживания характеризуется тем, что руководитель старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к солидарности.
В рамках стиля принуждения преобладают попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и злоупотребляет своей властью. Недостаток этого стиля в том, что он подавляет инициативу подчиненных и приводит к игнорированию важных факторов.
Стиль компромисса характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некторой степени. Способность к компромиссу наиболее ценно в управленческих ситуациях, так как сводит к минимуму недоброжелательсность и дает возможность быстрого разрешения конфликта. Но использование компромисса на ранних стадия конфликта может помешать внимательному рассмотрению проблемы и уменьшить число альтернатив.
Стиль решения проблемы состоит в признании различия во мнениях и готовности ознакомиться с разнообразными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти наиболее приемлемый способ его разрешения. По мнению американских ученых, этот стиль является наиболее эффективным и приводит к оптимальному решению вопросов.
Виды социальной совместимости
Совместимость людей —
сложное явление, имеющее несколько
разновидностей (уровней). Это прежде всего идейно-нравственная
общность и социально-
Мы достаточно много говорили о том значении, которое имеет для благоприятного психологического климата семьи совпадение взглядов супругов на содержание основных ценностей, их нравственных установок и т. п. Следует отметить, что несовпадение по содержанию этих основных ценностей в семьях встречается не так часто. Чаще всего совместимость (или, наоборот, несовместимость) проявляется в оценке этих ценностей, их иерархии. Что является главным, что — второстепенным в жизни семьи в целом и каждого ее члена в частности, что хорошо, приемлемо, что не приемлемо и т. п. Наиболее распространенным является расхождение мнений, оно возникает при оценке ценностей «работа» и «семья».
Так, мода и модные вещи, престижность — все это может вызывать разногласия в тех случаях, когда в семье существуют разные взгляды на эти явления.
Как правило, при несовпадении ценностных ориентаций несогласие между супругами или в семье возникает чаще всего по незначительным поводам. Обсуждение кинофильма, прочитанной книги, оценка поведения знакомых — все эти невинные ситуации вдруг могут выявить серьезное разногласие в оценке жизненных позиций.
Огромный ущерб нравственно-психологическому климату семьи наносит пьянство. Постепенная деградация личности, сведение интересов к удовлетворению примитивной потребности в употреблении алкоголя, потребительское отношение к членам семьи, постоянные ссоры, скандалы — таковы лишь некоторые последствия этого уродливого явления, которое подтачивает основы жизни семьи, разрушает семейное счастье.
Еще одним случаем проявления совместимости (или несовместимости) этого вида является различная степень совпадения взглядов на способы достижения тех или иных целей: какие способы считать приемлемыми, достойными, какие — нет. Очень ярко несовпадение таких взглядов описано в повести Ю. Трифонова «Обмен». Жена главного героя использует для достижения целей, идущих в общем-то на благо всей семьи, такие средства, которые вызывают неприятие их у мужа и его родственников — матери, сестры. Несовместимость в данном случае — скрытая, внешне все обстоит благополучно, но всем плохо, неуютно в данной семье, хотя эти средства и не выходят за рамки норм морали. Умение с «кем-то» договориться, что-то пообещать, завязать «нужные» знакомства, способность «достать» дефицитные товары — все это те самые «средства», по поводу которых может возникнуть в семье стойкое несогласие, несовместимость.
Противоположная ситуация в фильме «Офицеры». Главный герой не может настоять, потребовать каких-то даже самых элементарных удобств для своей семьи. Но его жену это не раздражает— она не только любит своего мужа, но и полностью разделяет его взгляды на способы разрешения отдельных задач, возникающих в их жизни.
Итак, единство супругов в оценке событий, в нравственных и ценностных установках, в отношениях к окружающим людям создает определенную психологическую атмосферу, которая влияет как на членов семьи, так и на детей. Писатель А. Крон вспоминает: «Чему же учили меня стены родного дома? Какие истины старались внушить мне окружающие меня люди, в том числе самые близкие — отец и мать! Основную я сформировал бы так: уважай людей. Уважай их права, их труд, их покой, их мнения, их достоинство... Не надо думать, что эти слова, как некие заклинания, я слышал каждый день. Не помню, слышал ли я их вообще в то время. Зато я слышал много другого. Я никогда не слышал, чтобы о ком-нибудь, кто бывает у нас в доме, говорили плохо или неуважительно. Я никогда не слышал, что кто-то хуже нас потому, что он беднее, чем мы, меньше образован, принадлежит к другой национальности. Точно так же я никогда не слышал, что мы хуже кого-то... С детства я наблюдал отношения простые, лишенные как чопорности, так и излишней фамильярности. На «ты» переходить не спешили, целовались редко, в шутках знали меру и даже близких друзей звали по имени-отчеству. К старшим относились с уважением, иронизировать над их отсталостью было не принято, и я был приучен относиться с большим почтением к своим провинциальным дедам... Если бы мне в то время стали говорить без всякого повода, что людей надо уважать, что ложь унижает и того, кто лжет, и того, кому лгут, и т. п., я бы, вероятно, пропустил все эти слова мимо ушей. Уважение к человеку и отвращение ко лжи ребенок должен видеть воочию, только тогда они могут укрепиться и стать второй натурой».
Информация о работе Социальная совместимость и конфликты на предприятии