Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:12, реферат
Важным моментом в изучении конфликтов является выявление их причин. Нельзя правильно разрешить конфликт-ситуацию, не имея четкого представления о породивших ее факторах. Выделяются следующие основные причины конфликтов в производственных коллективах: • социально-экономические: недостатки в организации производства и труда, низкий уровень организационного порядка; нечетко сформулированные цели и за-,дачи подразделений и отдельных работников; несовершенство оценочных показателей деятельности коллектива, их несоответствие целям организации, ради которых она была создана; недостатки в системе материального и морального стимулирования труда, неблагоприятные условия труда; низкий уровень трудовой дисциплины;
Производственные конфликты в коллективах
Важным моментом в изучении конфликтов
является выявление их причин. Нельзя
правильно разрешить конфликт-
а) повышенном эмоционально-психическом фоне взаимодействия и усиления неудовлетворенности ситуацией;
б) учащении локальных конфликтов;
в) появлении «отклоняющегося поведения»;
г) поиске «виноватого».
Способы и формы проявления неудовлетворенности могут быть различными:
• личные беседы нескольких человек;
• выступления на собраниях отдельных представителей коллектива;
• массовые увольнения по собственному желанию почти всей бригадой после обсуждения конфликта, сознательно или стихийно;
• саботаж (коллективное невыполнение указаний руководства);
• коллективная голодовка (могут быть десятки участников);
• забастовка (предупредительная, прекращение работы, оккупация, захват власти и другие формы забастовок);
• массовые демонстрации и митинги;
• бунт (может сопровождаться порчей оборудования, поджогами, мародерством и т. д.).
Социальная напряженность — это конфликт (противоположность) интересов социальных групп, который в том или ином виде присутствует всегда и проявляется в личностных и межгрупповых интересах. Социальная напряженность имеет свои пределы, является обычным социальным явлением и при нормальном развитии коллектива колеблется в пределах норм напряженности — фона, при катастрофическом развитии — переходит границы нормы и становится сверхнапряженностью, которая разрушает коллектив.
В качестве основных стадий развития социальной напряженности можно выделить семь:
1. Фоновый уровень социальной напряженности-норма.
2. Латентная стадия (скрытая, невидимая) нарастания социальной напряженности, выше нормы или на ее границе, еще не осознанная участниками событий.
2. Стадия проявления социальной напряженности посредством учащения конфликтов, роста недовольств и осознания конфликтности ситуации выработки требований.
4. Инцидент, или критическая стадия перехода социальной напряженности в острый конфликт.
5. Стадия ускоренного развития социального конфликта — взрыв.
6. Стадия наивысшего развития социальной напряженности — пик конфликта (кульминация).
7. Спад социальной напряженности до фонового уровня, прекращение социального конфликта.
Предпосылкой возникновения
конфликтной ситуации, как показывают
и теория, и практика, является неблагоприятное
психологическое состояние
Производственный конфликт выполняет ряд специфических функций, которые не поддаются однозначной оценке. Конфликты влияют на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов и в этом смысле вносят клад в интеграцию социальной организации предприятия. Так, конфликт рабочих с администрацией по поводу платы или расценок труда, с одной стороны, усиливает «взаимную конфронтацию, а с другой — повышает сплоченность самих рабочих на основе общности интересов и предъявляемых требований.
Трудовые конфликты выполняют ф
Стремясь избежать эскалации конфликта, администрация прислушивается к сигналам злоупотребления или нарушения прав работников. И хотя основным мотивом переориентации административного персонала по-прежнему остается сохранение власти, объективно он принимает необходимые меры, препятствующие перерастанию ситуации деструктивный конфликт.
В современной конфликтологии приоритет отдается инновационной, творческой функции конфликта. Если доказано, что с его помощью можно преодолеть препятствия на и экономического, социального или духовного развития коллектива, то в обязанность субъекта разрешения конфликта входит извлечение максимальной пользы из него.
Конфликт внутри первичного производственного коллектива по поводу значимых групповых ценностей и норм приводит к изменению социально-психологического климата: сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения. Урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает интенсификацию социальной активности. Напротив, негативное разрешение проблематизирует его существование.
Информационная функция
Социальный конфликт выполняет также функции познания и обучения сторонами друг друга.
Социальный конфликт, в том числе в сфере производственных отношений, вызывает как консервативные, так и прогрессивные, как полезные, так и вредные изменения. Лишь постконфликтный анализ позволяет выделить ведущий вектор конфликтного процесса.
Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения
Современный подход к сущности
конфликта рассматривает его
как неизбежный, и даже в некоторых
случаях необходимый элемент
Итак, конфликт может быть функционален и вести к повышению эффективности в организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для управления конфликтом необходимо выяснить возникновение конфликтной ситуации.
В научной литературе выделяются различные виды конфликтов. Например, Мескон, Альберт, Хедоури различают четыре основных вида конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт - особый вид конфликта. Одна из самых распространенных его форм - ролевой конфликт. Его суть состоит в том, что человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Также подобный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями человека. Кроме того, внутриличностный конфликт, возможно, является ответом на перегрузку в работу или малую нагрузку.
Межличностный конфликт является
наиболее распространенным типом конфликта.
В организациях он проявляется по-разному.
Чаще всего это борьба руководителей
за ресурсы, капитал, рабочую силу, одобрение
проекта и т.п. Каждый из них пытается
убедить вышестоящих
Люди с различными чертами характера, взглядами, ценностями иногда не могут поладить друг с другом, так как их взгляды и цели в корне отличаются друг от друга. Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда личность занимает позицию отличную, от позиции группы. В процессе производства в группе устанавливаются определенные нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой, и тем самым удовлетворить свои социальные потребности. Но если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.
Аналогичный конфликт может
возникнуть на почве должностных
обязанностей руководителя: между необходимостью
обеспечивать соответствующую
Межгрупповой конфликт возникает в результате того, что любая организация состоит из множества групп, как формальных, так и неформальных. Неформальные группы могут считать, что руководящая группа относится к ним не справедливо и намерена снижать эффективность труда.
В работах российских и зарубежных ученых типы конфликтов определяются также в зависимости от причин конфликтов. Основными причинами являются: ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость в задании, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а так же плохие коммуникации.
Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководитель должен решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть цели организации. Выделение большей доли ресурсов одной группе означает, что другие получат меньше от общего числа. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти всегда ведет к различным видам конфликтов.
Если в организации человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы, также возникает вероятность возникновения конфликта.
Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированным и разбиваются на подразделения. Это происходит потому что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целям всей организации.
Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для из группы и личных потребностей. Таким образом, различие в ценностях - весьма распространенная причина конфликта.
Различие в манере поведения
и жизненном опыте также могут
увеличить вероятность
Неудовлетворительные
Информация о работе Социальная совместимость и конфликты на предприятии