Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:50, контрольная работа
Положение о значении социальной среды и общения ребенка с взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие человека интерпретируется по-разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в различных школах и направлениях - бихевиоральной психологии, теории социального научения, эпигенетическом подходе, модели экологических систем, психологии операционального развития интеллекта, культурно-историческом подходе.
Введение.
1. Социализация и развитие личности.
2. Структурное самосознания личности (5 звеньев).
Заключение.
Литература.
Имя и его значение. В дошкольном
возрасте ребенок начинает
Ребенок
органично, начиная с раннего
возраста, идентифицирует свое имя
с собой телесным. Формирование образа
тела. При нормальных условиях ребенок
постоянно вправляются в
Хочется еще раз подчеркнуть
определяющую роль взрослого,
который эмоционально и
Второе звено структуры самосознания – посягательство на признание - одна из самых значительных человеческих потребностей. Она основывается на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества.
Посягательство на признание
со стороны взрослого.
Посягательство на признание
может проявляться и в
Третье звено структуры самосознания несет в себе ценностные ориентации на свой пол как на социальную роль и физическую и психическую сущность.
Половая идентификация –
В специальном эксперименте
Позиция ребенка как
Четвертое звено структуры самосознания несет в себе ценностные ориентации на индивидуальный жизненный путь человека. В данном случае речь идет о психологическом время личности.
Психологическое время
Пятая звено структуры самосознания несет в себе ценностные ориентации на социальное пространство, представленный в общественном сознании правами и обязанностями.
Социальное пространство –
Заключение
Социальная
ситуация развития - сущностная характеристика
возрастного периода развития, введенная
Л.С. Выготским. Социальная ситуация развития
как единственное и неповторимое,
специфическое для данного
1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев);
2) особенности понимания
Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а, следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.
Ключевыми
и, в известном смысле, модельными для
изучения закономерностей становления
новой социальной ситуации развития можно
считать два возрастных периода - начало
младшего школьного возраста и подростковый
период. Переход от старшего дошкольного
к младшему школьному возрасту уникален.
В этом возрасте социальная ситуация развития
целенаправленно изменяется в соответствии
с общественно заданной траекторией развития
ребенка, его переходом на новую ступень
образовательно-воспитательного процесса.
Общество ставит перед ребенком особую
задачу освоения новой социальной ситуации
развития и становления новой субъектности,
что происходит в процессе принятия и
присвоения новой социальной позиции
школьника. Анализ того, как ребенок решает
эти задачи, позволяет более четко дифференцировать
основные структурные компоненты социальной
ситуации развития в их динамической взаимосвязи
и взаимообусловленности. Особенности
подросткового возраста определяются
необходимостью решения таких новых задач
развития, как перестройка системы отношений
с родителями и формирование личностной
автономии. На этом этапе один из центральных
компонентов структуры социальной ситуации
развития – детско - родительские отношения
- подвергаются существенной трансформации
по инициативе самих подростков в контексте
формирующегося чувства взрослости (Д.Б.
Эльконин, Т.В. Драгунова). Активная роль
подростков в проектировании и преобразовании
детско-родительских отношений здесь
так велика, как ни на одном из возрастных
этапов. Освоение человеком по мере возрастного
развития новых социальных форм общения
и взаимодействия, включение его во все
новые социальные институты воспитания
и образования усложняет структуру социальной
ситуации развития и делает особенно актуальной
задачу изучения возрастной специфики
влияния этих социальных контекстов на
формирование личности человека, и, в частности,
ядерного образования Я-концепции - самооценки.
Выявление детерминирующего значения
каждого из социальных контекстов - планов
общения и сотрудничества с педагогами,
родителями, сверстниками, друзьями, родственниками
позволит прогнозировать и предупреждать
возможные искажения в развитии «человека»
благодаря использованию развивающего
потенциала этих социальных контекстов.
Литература: