Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:44, реферат
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,
«индивид», «личность».
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Социализация, как процесс формирования личности.
Как ясно из выше сказанного,
огромное влияние на развитие и формирование
личности оказывает процесс
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация –
это процесс усвоения индивидом
образцов поведения, ценностей, необходимых
для его успешного
Социализация охватывает
все процессы приобщения к культуре,
обучения и воспитания, с помощью
которых человек приобретает
социальную природу и способность
участвовать в социальной жизни.
В процессе социализации принимает
участие все окружающее индивида:
семья, соседи, сверстники в детских
заведениях, школе, средства массовой
информации и т. д. Для успешной социализации
(становления личности), по Д.Смелзеру,
необходимо действие трех факторов: ожидания,
изменения поведения и
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация –
это способ осознания принадлежности
к той или иной общности. Через
идентификацию дети принимают поведение
родителей, родственников, друзей, соседей
и т.д. и их ценности, нормы, образцы
поведения как свои собственные.
Идентификация означает внутреннее
освоение ценностей людьми и представляет
собой процесс социального
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса.
В 20 веке в социологии
запада утвердилось понимание
Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.
Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.
Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества
В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.
Воспитание, как процесс формирования личности.
На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.
Воспитание - это
процесс целенаправленного
Возникает вопрос. Что
же играет определяющую роль в формировании
личности, её социальной активности и
сознания – внешне высшие сверхестественные,
природные силы или же социальная
среда? В концепциях наибольшее значение
придается нравственному
«вечных» идей человеческой морали осуществляемого
в форме духовного общения.
Проблема воспитания
– одна из вечных социальных проблем,
окончательное решение которой
в принципе не возможно. Воспитание
остается не только одной из самых
массовых форм человеческой деятельности,
но и продолжает нести основную нагрузку
по формированию человеческой социальности,
поскольку основная задача воспитания
– изменения человека в направлении,
определенном общественными потребностями.
Воспитание – деятельность по передаче
новым поколениям общественно –
исторического опыта, планомерное
и целенаправленное воздействие, обеспечивающее
формирование личности, её подготовку
к общественной жизни и производительному
труду. Рассматривая воспитание как
функцию общества, которая состоит
в сознательном воздействии на индивида
с целью подготовки выполнения им
той или иной общественной роли путём
передачи ему накопленного человечеством
социального опыта, выработки определенных
черт и качеств, можно определить
специфичность предмета социологии
воспитания.
Социология воспитания – формирование
личности как конкретного носителя социальности
с определенными мировоззренческими,
нравственными, эстетическими установками
и жизненными устремлениями в результате
воспитания как целенаправленной деятельности
общества. С одной стороны, воспитание
личности направленно на приобщение человека
к ценностям культуры, с другой стороны
– воспитание состоит в индивидуализации,
в обретении личностью собственного «Я».
При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.
Заключение.
Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.
Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов.
В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального «Я».
Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности.
Становление социального
«Я» возможно только как процесс
усвоения мнения значимых людей для
человека, то есть через понимание
других ребенок приходит к формированию
своего социального «Я» (впервые
это процесс описал
Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально
– психологическом уровне становление
социального «Я» происходит через интериоризацию
культурных норм и социальных ценностей.
Это процесс превращения внешних норм
во внутренние правила поведения.
Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отношений.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.