Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:44, реферат
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,
«индивид», «личность».
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Первичным агентом
социального взаимодействия и отношений
является личность. Что же такое
личность? Для того чтобы ответить
на этот вопрос, необходимо, прежде всего,
провести разграничение понятий
«человек»,
«индивид», «личность».
Понятие «личность»
употребляется для
Итак, существует человечество
как специфическая материальная
реальность. Но человечество, как таковое
самостоятельно не существует.
Живут и действуют конкретные люди. Существования
отдельных представителей человечества
выражается понятием «индивид».
«Индивид» - единичный
представитель человеческого
– и фейлогенеза человека, личность –
итог развития индивида, наиболее полное
воплощение всех человеческих качеств.
Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».
Личность – социальный
облик человека как субъекта общественных
отношений и действий, отражающих
совокупность социальных ролей, которые
он играет в обществе. Известно, что
каждый человек может выступать
сразу во многих ролях. В процессе
исполнения всех этих ролей у него
формируются соответствующие
Личность является
объектом изучения ряда гуманитарных
наук, прежде всего, философии, психологии,
социологии. Философия рассматривают
личность с точки зрения её положения
в мире как субъекта деятельности,
познания и творчества. Психология
изучает личность в качестве устойчивой
целостности психических
Социологический же подход выделяет в личности социально - типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии.
Понятие личность показывает,
как в каждой личности индивидуально
отражаются социально-значимые черты,
и проявляется её сущность как
совокупность всех общественных отношений.
Социология стремится выявить социальные
основы формирования личностных качеств,
социальное содержание и социальные
функции, существующих в обществе типов
личностей, то есть изучить личность
как источник общественной жизни
и её реальный носитель.
Личность с точки зрения социологии, обозначает
единичного человека, проявляющего социально-значимые
черты индивидуальной жизнедеятельности
благодаря взаимодействию с другими людьми
и тем самым способствующего стабилизации
и развитию общественных отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Социальное и биологическое.
Личность – это
сложная система способная
Ученые пришли к
выводу, что нельзя ставить знак
равенства между понятиями
Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.
На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.
Мы часто и не
без оснований говорим, что человек
и общество- часть природы. Тезис
«общество – часть природы» отражает
тот непреложный факт, что: человек,
а следовательно и общество происходит
из природы; человек – существо биологическое,
имеющее немало общих черт и свойств
с другими живыми существами и
подчиняющееся законам природы;
человек является высшей ступенью развития
живой природы. Понятие «природа» используется
как не весь реальный мир, а как внешняя
среда по отношению к человеку и обществу.
Это особенно важно тогда, когда необходимо
отразить и подчеркнуть, что человек
– это не только и не столько биологическое
(живое, природное) существо, пусть и в
высшей форме своего проявления, а качественно
новое, принципиальное, особое явление
с присутствующими только ему социальными
качествами и свойствами, вырастающими
из взаимодействия людей друг с другом.
Хотя человек произошел
от животного, и никогда не освободится
полностью от свойств, присущих животному.
Определяющим в его жизнедеятельности
есть социальное, формирование и функционирование
которого обусловлено включённостью
человека в систему общественных
отношений.
Человек использует биологические качества
не только для обеспечения выживаемости,
но и как основу духовного общения и духовной
самореализации.
У каждого родившегося ребёнка есть мозг,
голосовой аппарат, но научиться мыслить
и разговаривать он может лишь в обществе.
Конечно же, непрерывное единство биологических
и социальных качеств показывает, что
человек – существо биологическое и социальное.
В своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отношений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.
Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно первому, природа человека всецело социальна. Согласно второму – она не только социальна, но и биологически нагружена.
Включенность человека
только в два мира – в мир
общества и мир органической природы
– порождает немало проблем существования
людей.
Аристотель назвал человека политическим
животным, подчёркивая наличие в человеке
двух начал: животного и социального (политического).
В формировании способностей, чувств,
поведения, действий человека играют роль
и политическое и природное.
Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей, оценок отнюдь нельзя нивелировать особенности отдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей, наделённых характером, волей, способностями и страстями. Человек есть непосредственно природное существо. Люди не властвуют над природой, а наоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.
Формирование личности.
Слово «личность» употребляется
только по отношению к человеку,
и притом начиная лишь с некоторого
этапа его развития. Мы не говорим
«личность новорожденного», понимая его
как индивида. Мы всерьёз не говорим о
личности даже двухлетнего ребёнка, хотя
он многое приобрёл из социального окружения.
Поэтому личность не есть продукт перекрещивания
биологического и социального факторов.
Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное
выражение, а реальный факт. Но выражение
«раздвоение индивида» – бессмыслица,
противоречие в терминах. То и другое –
целостности, но разные.
Личность, в отличие от индивида, не есть
целостность, обусловленная генотипом:
личностью не родятся, личностью становятся.
Личность относительно поздний продукт
социально – исторического и онтогенетического
развития человека.
А.Н.Леонтьев подчёркивал
невозможность поставить знак равенства
между понятиями «личность» и
«индивид» ввиду того, что личность
– это особое качество, приобретаемое
индивидом благодаря
Личность невозможна
вне социальной деятельности и общения.
Только включаясь в процесс
Труд составляет основу социального бытия
человека, потому что именно в труде он
в самой большой степени выражает себя
как общественный индивид. На формирование
личности оказывают влияние факторы трудовой
деятельности, общественный характер
труда, его предметное содержание, форма
коллективной организации, общественная
значимость результатов, технологический
процесс труда, возможность для развертывания
самостоятельности, инициативы, творчества.
Личность не только
существует, но и впервые рождается
именно как
«узелок», завязывающийся в сети взаимных
отношений. Внутри тела отдельного индивида
реально существует не личность, а её односторонняя
проекция на экран биологии, осуществляемая
динамикой нервных процессов.
Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.
У новорожденного нет
личности. Ребёнок неспособен различать
собственное «Я» и окружающий
мир хотя бы потому, что у него
нет своего «Я».
Он не знает границ между собой и "не-собой",
между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением
и речью, развитие мышления и сознания
в раннем детстве (от
2 до 5 лет), затем приобретение навыков
сложной деятельности (рисование, познание,
труд), наконец обучение в школе в среднем
и позднем детстве – это стадии одного
процесса, а именно – осознания своего
«Я».
Проявляя ослушание,
ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного.
Это не только границы социально
приемлемого поведения, но и рамки
социальной ценности своего «Я» для
других: Какую ценность я представляю
для своих родителей? А для
друзей и преподавателей? Во что
они могут и во что не могут
вмешиваться? Имею ли я право на собственное
мнение? Насколько с ним считаются
другие? За какие качества они больше
всего меня ценят? Как сильно они
меня любят? А при каких обстоятельствах
они готовы мной пожертвовать?
Что такое родительская любовь? А что такое
дружба и предательство ровесников? Бессмертен
ли я и в чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становиться личностью.