Социальная психология больших групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

В немецком городе Дуйсбурге 24 июля 2010 года на фестивале электронной танцевальной музыки "Love Parade" вследствие большого наплыва посетителей произошла давка, в которой, по данным на настоящий момент, погибли 19 человек и 340 человек получили травмы.
Давка на фестивале возникла, поскольку слишком много народу пытались попасть на мероприятие. Многие из желающих попасть на фестиваль не могли не видеть, что фестивальная площадка была полностью заполнена людьми.

Содержание

1. Самостоятельная работа № 1. «Психология и феноменология толпы»………………..….3
1.1 Давка на фестивале «Love Parade»…………………………………………………….....3
1.2 Флешмоб «Батарейка»………………………………………………………………….....3
1.3 урожая в Индии……………………………………………………………………………4
2. Самостоятельная работа № 2. «Способы управления толпой»…………………………….6
1. Социально-психологические способы управления толпой……………………………...6
2. Риторика – наука публичного выступления………………………………………………8
3. Этапы публичного выступления…………………………………………………………..9
4. Вербальные техники публичного выступления…………………………………………10
5. Конструктивные и неконструктивные приемы выступления………………………….11
6. Невербальные средства публичного выступления……………………………………...13
7. Кросс-культурные различия в технике публичного выступления……………………..14
3. Практическая часть ………………………………………………………………………19
Текст выступления Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда………….…..……..19
Анализ речи…………………………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

ккр спбг.doc

— 157.50 Кб (Скачать)


Министерство образования

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине

«Социальная психология больших групп»

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнила: студентка гр. 820581

Именгалиева А. Е.

Проверила: асс. каф. психологии,

Перегудина В.А.

 

 

 

 

 

 

 

Тула, 2011 г.

Содержание

1. Самостоятельная работа № 1. «Психология и феноменология толпы»………………..….3

    1.1 Давка на фестивале «Love Parade»…………………………………………………….....3

    1.2 Флешмоб «Батарейка»………………………………………………………………….....3

    1.3 урожая в Индии……………………………………………………………………………4

2. Самостоятельная работа № 2. «Способы управления толпой»…………………………….6

   1. Социально-психологические способы управления толпой……………………………...6

    2. Риторика – наука публичного выступления………………………………………………8

    3. Этапы публичного выступления…………………………………………………………..9

    4. Вербальные техники публичного выступления…………………………………………10

    5. Конструктивные и неконструктивные приемы выступления………………………….11

    6. Невербальные средства публичного выступления……………………………………...13

    7. Кросс-культурные различия в технике публичного выступления……………………..14

3. Практическая часть ………………………………………………………………………19

    Текст выступления Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда………….…..……..19

    Анализ речи…………………………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа № 1. «Психология и феноменология толпы»

1) 2010г. В субботу, 24 июля в Германии на фестивале "Love Parade" возникла давка.

В немецком городе Дуйсбурге 24 июля 2010 года на фестивале электронной танцевальной музыки "Love Parade" вследствие большого наплыва посетителей произошла давка, в которой, по данным на настоящий момент, погибли 19 человек и 340 человек получили травмы.

Давка на фестивале возникла, поскольку слишком много народу пытались попасть на мероприятие. Многие из желающих попасть на фестиваль не могли не видеть, что фестивальная площадка была полностью заполнена людьми. Территорию фестиваля оцепили полицейские и через громкоговорители объявили о том, что вход на фестиваль закрыт, однако зрители продолжали штурмовать оцепление. Единственным местом, через которое можно было пройти на территорию фестиваля, оказался туннель, где из-за скопления людей и началась давка.

Тип толпы: активная, спасающаяся толпа.

Этой толпе характерна неспособность к осознанию и эмоциональность (страх).

Для индивида в панической толпе характерны: инстинктивность поведения, заражаемость и социальная деградация. Эта толпа стремится избежать опасности, в данном случае выбраться из давки, но из-за охватившего толпу страха, она лишь мечется, затаптывая друг друга, не в состоянии помочь себе. Лидером здесь может выступать лишь спасатели и административные структуры. Люди «заражаются» непосредственно наблюдением за поведением окружающих.

2) Флешмоб «Батарейка».

Прхождение флешмоба: На главную площадь нашего города  проходит так называемый «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка», его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится «на подзарядку»). Это служит сигналом, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил, в конце концов впадая «в спячку» ровно на две минуты, считая секунды про себя. По завершении двух минут следует финал — участники расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Играют так, как будто внутри медленно «садится батарейка». Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно «уснуть» стоя. Главное — удивить окружающих. Ну и логично, что если «села батарейка», то глаза закрыты.

Тип толпы: конвенциональной. Она образуется на основе интереса к  заранее объявленному массовому развлечению и готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. Флешмо́б от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа» —  акция, в которой большая группа людей  внезапно появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся.

На флешмобе наблюдается заражаемость и высокая эмоциональность. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление, ведь человек склонен к подражанию. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Вероятно,что даже не являясь участником человеку захочется присоединиться,попробывать.

Мотивация на личный интерес отсутствует, люди собирающиеся на флешмобе за редким исключением даже не знакомы ими движит лишь интерес и желание развлечься. В некой степени здесь присутствует и физическая активность.

Участник анонимен,но в данном случае это понятие не носит отрицательный характер.

Заражаемость, собираясь вмести люди чувствуют возможность веселиться и «чудить», если индивид не станет в одиночку вести себя так комично, то в толпе- свободно.

Особенность такой толпы-это отсутствие лидера. Здесь в роли лидера может быть каждый. А психическое заражение поражает каждого из участников.

3) ) В Индия, Сабаримале 14.01.2011 в заключительный день празднования урожая Макара-Санкранти. Индийская астрология утверждает, что именно в этот день солнце заходит в дом знака Козерога. И в этот день сотни тысяч людей посещают храм Айяппана, который является структурной единицей керальского храмового комплекса Сабаримала. Люди шли плотным потоком по узкой горной дороге, когда неожиданно в толпу на полной скорости въехал автомобиль. Началась паника. Расталкивая друг друга, паломники пытались скорее выбраться оттуда, что привело к давке. Как итог - 104 жертвы и более 70 пострадавших. Местные власти объявили по погибшим трехдневный траур.

  В данном случае толпой является публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов. Толпа здесь анонимная, разнородная, конвенциональная – образованная на основе интереса к заранее объявленному массовому  конкретному поводу - заключительный день празднования урожая Макара-Санкранти. Такой вид готов лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

  В описанном выше случае проявилась одна из важных психологических характеристик толпы - ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы — утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

  Так же здесь проявлены психологическое заражение, которое обычно способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление; импульсивность, – эти качества ярко вспыхнули, а катализатором стал неожиданно врезавшийся в толпу автомобиль. Потерь могло бы быть намного меньше, если бы люди организованно расступились, и пострадавшим от машины оказали бы первую помощь вместо того, чтобы поддаться панике и тем самым спровоцировать еще большие потери и травмы в результате хаоса и давки, - но это утопия, к сожалению, в неорганизованной толпе такое практически невозможно. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. У людей уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа № 2. «Способы управления толпой»

1. Социально-психологические способы управления толпой.

Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Толпой можно управлять и манипулировать, направляя её действия в нужном направлении. В топе всегда есть:  зачинщики, являющийся центральным компонентом или ядром толпы; сторонники – люди, активно поддерживающие зачинщиков; сторонники – поддерживающие пассивно; периферия – удаленные от центра части толпы, создающие по большей части объём толпы.

Существует несколько способов эффективных управления толпой с внешней и с внутренней стороны. Социально - психологическое воздействие на толпу с внешней стороны будет более эффективно, при  воздействие на удаленные от центра части толпы, так как их внимание легче переключается. При воздействии с внутренней стороны более эффективно будет воздействие на центр (ядро) толпы, где происходит преувеличение нагрузки на внушаемость и реактивность.

В зависимости от произошедшего события, массовое поведение людей будет различным по силе своего проявления, поэтому и воздействие, оказываемое на толпу будет различным в зависимости от целей и моральных качеств воздействующей группы. 

Цели воздействия могут быть: деструктивными, а последующая оценка действий в решающей мере определяется идеологическими установками, нельзя полностью отказаться от оценочных суждений, но главным образом внимание следует сконцентрировать на технологиях и приемах управления толпой изнутри.

Примеры способов управления толпой с внутренней стороны:

- Внедрении "своих" людей в ядро агрессивной толпы.  Имитируя испуг, распуская слухи: "Они готовятся открыть огонь! Мы все погибнем!" (и если подать соответствующий выстрелу звук), то в толпе вместо агрессии возникает массовая паника, что в свою очередь позволяет "управляющим" выиграть время, избежать нападения и т.д.

- Переключение внимания агрессивной толпы на нейтральный объект. Например, когда перед толпой в свою защиту выступает президент и ему агрессивно настроенная толпа высказывает свои претензии по поводу того что разворовали всю Росссию, президент может сказать да вот Лужков он виноват, у него десять коттеджей, 5 вил, а я ничего не знал. И толпа сразу же переключает своё внимание на указанный объект, начиная искать оправдания бывшему обвиняемому и ища доказательства для настоящего. Президент в данном случае отвел от себя удар, став неким лидером, а люди "набросились" на жертву нужную президенту.     

Примеры способов управления с внешней стороны:

- Переключение внимания на другой объект, данных ход нацелен на периферию.  Ярким примером данного воздействия на толу, является автомобильная авария, популярная в данном обществе динамичная игра в исполнении умелых игроков, раздача или дешевая продажа дефицитных товаров и т. д. могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

- Различные приемы, связанные с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа в отличие от экспрессивной аритмична и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению. Примером данного способо управления является, ситуация сложившаяся в конце 70-х годов советская газета под иронической рубрикой «Их нравы» сообщила о том, что в Южно-Африканской республике изобретен «музыкальный танк». Это действительно был танк, преобразованный специально для борьбы с уличными беспорядками. Вместо пушки у него на вооружении брандспойты, «стреляющие» мощной струей холодной воды, а вместо пулемета - сильные динамики, «стреляющие» во все стороны громкой ритмической музыкой. Под воздействием звуков люди невольно начинают двигаться в такт, и толпа из агрессивной превращается в экстатическую. Энергия ярости уходит в танец, и это помогает избежать худшего. Африканское изобретение возникло, конечно, не на пустом месте. Давно известно удивительное влияние ритма на толпу. После того, как толпа «поймалась на ритм», ее можно удерживать в экстатическом состоянии сколь угодно долго: пока музыка продолжается, люди, попавшие под ее влияние, не способны по собственной воле избавиться от наваждения (отсюда, вероятно, народные сказки про волшебную гармонь и волшебную флейту). Но при уличных беспорядках доводить людей до полного изнеможения, как правило, нежелательно - у кого-то не выдержит сердце и т. д. - и чаще всего задача состоит в том, чтобы выиграть время.

Толпу можно как создать, так и  разрушить, используя ряд приёмов направить её действие в нужном направлении. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто её сохранил (лидер). Человек же в толпе теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий.

2. Риторика – наука публичного выступления.

Рито́рика (риторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.

В русской риторической науке обычно подчёркивалось, что красота и выразительность речи нужны для её убедительности. Так, М.В.Ломоносов в "Кратком руководстве к красноречию" отмечал: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению".                                               Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточённых споров вокруг риторики, основанием для осуждения, которое сопровождало её в течение ряда веков и тысячелетий. И до сих пор слово риторика порой употребляется в негативном смысле. Толковые словари современного русского литературного языка отмечают его переносное значение: "эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность".

Информация о работе Социальная психология больших групп