Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:42, реферат
Как видим, предметом данной работы является изучение конкретных методов социальной помощи личности на разных жизненных этапах. Отсюда, цель работы составляет, во-первых, выявление проблем, характерных для каждого возрастного периода, а во-вторых, определение специфики социальной помощи людям различных возрастов.
Введение
Глава I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные периоды
1.1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы
Глава II. Специфика социальной помощи личности в
различные возрастные периоды
2.1. Оказание социальной помощи детям, подросткам и молодежи
2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)
2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов
Заключение
Список использованной литературы
Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими подростками из групп риска предусматривает изучение причин деформации личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.10
Перед социальным работником и психологом стоит задача по формированию у «трудного» подростка полноценной потребности к нормальной жизни взамен зачастую лишь словесно высказанной готовности «исправиться» (в этом заключается специфика подросткового возраста). Такого рода задачи могут реализовываться в четыре этапа: первый – мотивационный (создание высокой личной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях); второй – ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы, потенциально «опредмечивающие» существующее потребностное состояние); третий – установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки на бесконфликтные отношения с родителями); четвертый – деятельностный (разработка для подростка развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках определенной деятельности – спортивной, творческой, учебной и т. д.). Реабилитация связывается с расширением причин изменения поведения подростков, появлением новых предметов деятельности, - иными словами, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы.
В итоге можно сказать, что асоциальная деятельность подобных трудновоспитуемых подростков еще не означает неосознанного стремления, скажем, к совершению преступлений. Здесь важно лишь одно: воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона их жизни целиком и полностью не превратилась в их суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать возрастным и индивидуальным потребностям.11
Свои особенности имеет формирование социальной защищенности выпускников детских домов. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей (в настоящее время это в основном жертвы социального сиротства: их родители вполне здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности), осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в детском доме. В этом плане особую актуальность приобретают связи с социальной жизнью.
Социализация воспитанников детских домов осуществляется в тесном взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Социальную помощь оказывают школьный психолог и школьный социальный работник. Стержнем социальной защиты таких детей является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы.
Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания первой помощи, организации досуга (в частности, воспитанники здесь постигают функции членов семьи). Нельзя не учитывать, что подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых выбирают на усыновление.12
Очевидно, что критическим фактором,
определяющим особенности
Наконец,
задачей социального работника
в детском доме должна быть и помощь
в оптимизации отношений
В деятельности школы-интерната приобретают особую актуальность принципы практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности, как-то: начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное образование. Затем, учебная, трудовая деятельность должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего развития, опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в соответствии с индивидуальными особенностями.
Один из важнейших путей решения задач социальной защиты - профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений. Система профориентации представляет собой непрерывный процесс и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах, выполняя диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительным количеством молодых людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта (в нашем случае – социального работника) оказать индивиду реальную помощь в таком самоопределении, без какого-либо нарушения основных этических норм взаимодействия с клиентами.14
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах – ключевой элемент при формировании системы их социальной защиты. Согласно исследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения
Основными
задачами отделения социальной реабилитации
являются: организация поэтапного выполнения
программ социальной реабилитации молодежи;
восстановление утраченных контактов
с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных
отношений, устранение психотравмирующих
ситуаций, выработка навыков общения на
основе норм нравственности; содействие
в получение специальности и работы; оказание
комплексной медико-психологическойаиаправо
2.2.
Проблемы среднего
и зрелого возраста (на
примере социальной
работы с женщинами)
Социальные проблемы среднего и зрелого возраста, с одной стороны, весьма сложны, поскольку требуют дифференцированного подхода с точки зрения социального положения, полового, религиозно-этнического и других признаков клиента. Эти признаки формируют совокупность различных социальных проблем таких групп населения, как, например, военнослужащие, женщины, представители национальных и религиозных меньшинств и др.
С другой стороны, для всех
этих групп характерен широко
известный «кризис среднего
Названный кризис представляет собой, по сути, психологическое явление своеобразной разочарованности, когда приходит осознание, что надежды молодости уже никогда не сбудутся; приходит усталость от монотонности семейной жизни, однообразия трудовых отношений. Это вызывает общую апатию и зачастую глубокую депрессию. Если же названные явления сопровождаются, скажем, бедственным материальным положением, жестокостью в семье, положением национального и религиозного изгоя самого клиента и его семьи, то для разрешения всего комплекса проблем потребуется сложная социально-экономическая, психологическая помощь.
Вообще говоря, кризис среднего возраста неоднотипен, его различные проявления свойственны конкретным возрастным промежуткам периода «зрелости». Так, в возрасте 30-35 лет клиент обычно сталкивается с проблемой «упущенных надежд» молодости, разочарованием в семейной жизни, жилищными и бытовыми трудностями. По мере приближения к пожилому возрасту актуализируются проблемы нереализованности растраченного «впустую» потенциала, одиночества и ненужности во все более ускоряющемся темпе жизни, материальной обеспеченности в условиях приближающейся старости. Сказанное определяет и различие в методах социальной работы с такими людьми – будь то консультация, психологический тренинг, групповая работа, социально-экономическая помощь. 16
Принимая во внимание ограниченный объем работы, рассмотрим проблемы среднего возраста на примере социальной помощи женщинам (учитывая на фоне социально-гендерной типологии особенности возрастной периодизации).
Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их причин общей социально-психологической проблематикой общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.
Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщине возможность найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и (при необходимости) свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные и внесемейные составляющие. Согласно исследованиям, потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами мотивов:
Для женщин единственным вариантом позитивного развития ситуации является необходимость быстрее изжить иллюзии о возможности чьего-то благодетельного вмешательства в их ситуацию, положение и благополучие их семей и строить свою жизнь, максимально используя принципы личностной независимости и свободы выбора.
Применительно
к занятости это должно означать
борьбу за достижение таких условий,
когда способность к
Независимость и свобода выбора должна обеспечиваться женщине и в семейных отношениях. Она должна сама выбирать наилучший вариант для себя и своей семьи: быть домохозяйкой, живущей на доходы мужа, или быть независимой в плане доходов, самой обеспечивать свою семью – данный выбор предусматривает изменение политики труда и занятости в стране таким образом, чтобы честный общественно полезный труд давал людям возможность получать доходы, достаточные для обеспечения жизни.
Информация о работе Социальная помощь личности на разных возрастных этапах