Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:42, реферат
Как видим, предметом данной работы является изучение конкретных методов социальной помощи личности на разных жизненных этапах. Отсюда, цель работы составляет, во-первых, выявление проблем, характерных для каждого возрастного периода, а во-вторых, определение специфики социальной помощи людям различных возрастов.
Введение
Глава I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные периоды
1.1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы
Глава II. Специфика социальной помощи личности в
различные возрастные периоды
2.1. Оказание социальной помощи детям, подросткам и молодежи
2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)
2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов
Заключение
Список использованной литературы
В свою очередь, период детства в соответствии с социальной периодизацией можно разделить на: преддошкольный (до 3-х лет), дошкольный (от 3-х до 6-7 лет), школьный (младший – от 6-7 до 10 лет, старший школьный – от 11 до 14 лет и подростковый - от 15 до 18 лет). Затем, переходом к трудовому этапу служит молодежный период (примерно до 25-27 лет). С началом трудовой деятельности в процессе социализации связываются период среднего (30-45 лет) и зрелого (45-50 лет) возрастов. Наконец, группы старших возрастов (от 60 до 74 лет - пожилой, 75-89 - старческий, 90 лет и старше – долгожители).4
Необходимо отметить, что в силу наиболее интенсивного биологического и социального развития именно период дошкольного детства насыщен многочисленными кризисами ( кризис первого года жизни, кризисы трех, семи лет). Однако процессы воспитания и обучения в этом возрасте происходят преимущественно в рамках семейной микросреды. В то же время, роль общественных институтов социализации (а значит, и необходимость социальной помощи непосредственно формирующейся личности ребенка) возрастает с наступлением школьного возраста.
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.
Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Это проявляется в том, что к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.
Есть типические формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте еще не могут встретиться. Сюда относятся конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия.5
Переходный
период в подростковом возрасте, кризис
среднего возраста, проблемы адаптации
людей пожилого поколения и другие
ситуации, требующие решения в ходе оказания
социальной помощи и связанные с возрастными
особенностями, рассмотрим в дальнейшем
ходе работы.
Глава II. Специфика социальной помощи личности в
различные
возрастные периоды
2.1. оказание социальной помощи
детям,
подросткам и молодежи
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных.
Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.
Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются, например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами культуры.
Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, систему непрерывного образования.
Социальная защита детства также включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа.
Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств. При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умение их применения в труде, общении, в личной жизни.6
Сказанное тесно связано с проблемой так называемых «трудных», дезадаптированных детей и подростков. Следует отметить, что работа с такими детьми требует совмещения качеств социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица) и качеств социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетними.
Работая с «трудными» детьми, необходимо ориентироваться на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов становятся гораздо понятнее, так как понимание проблемы не замыкается только на личности данного ребенка.
Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте:
В этом плане основное содержание работы социального работника - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью (поиска помощи адресатом), и принцип предложения помощи (движения помощи к адресату). Приступая к работе с «трудными» подростками, нельзя проявлять прямолинейность. Последние, в отличие от детей младшего возраста – отнють не пассивный объект социальной работы; их дезорганизующуя активность велика и заставляет с собой считаться. Предложение любой помощи со стороны социального работника должно «перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка и обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) – лишь после этого можно переходить к решению более глубинных вопросов. Следовательно, социальному работнику приходится не ориентироваться на официальные ценности, а учитывать состояние ребенка, продуцируя и реализуя те потребности, которые обусловлены его пристрастиями и предпочтениями.
Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если не игнорируют эти обстоятельства и создают в начале своеобразный костяк своих единомышленников среди «трудных» подростков, и вовлекая всех остальных в общую деятельность. Эти две разные задачи – формирование ядра своих единомышленников и влияния на наименее поддающихся – приходится решать одновременно.7
Но этим задачи социального работника не исчерпываются; он обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с подростком. В контакте с последним реализуется ярко выраженная и неудовлетворенная потребность воспитуемого в неофициальном и доверительном общении с умным взрослым, придерживающимся общепринятых моральных принципов, помогающим постигать смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений. Здесь социальному работнику важно продемонстрировать, что он не старается абсолютизировать себя и свои возможности и всегда готов принять к сведению опыт своего младшего партнера по общению, то есть самого подростка, считаясь с ним. Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы – поучение, морализирование, строгую регламентацию. Основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каков он есть.
Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения, продемонстрировала свою неэффективность и даже вред – по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на следующих положениях.
При определении целей и задач социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе невротиками, основным является понятие «особые социальные потребности». У таких детей как можно раньше должны быть выявлены и определены первичные нарушения развития.
После диагностики начинаются целенаправленные положительное воздействие, коррекция, обучение и пр. (независимо от возраста детей). Отсутствие целенаправленной психолого-педагогической помощи, пренебрежение ею может привести к необратимым последствиям – невозможности достичь определенного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
Соответствие
выбранной для данного ребенка программы
развития его реальным достижениям регулярно
контролируется. Кроме того, обеспечивается
пространственная организация реабилитационной
среды. К примеру, дети-невротики и дети-невропаты
нуждаются в особом структурировании
жизненного пространства, облегчающем
понимание ими смысла происходящего, позволяющем
предсказывать ход событий, планировать
свое поведение. Вообще, дети, имеющие
различные отклонения в развитии, нуждаются
в формировании у них механизмов сознательной
регуляции поведения, взаимодействия
с окружающими, коррекции эмоциональных
состояний. Может проводиться их комплексное
медико-психолого-социально-
Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками, детьми с особыми социальными потребностями состоит в том, что они бывают вполне довольны собой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим. Нужно что-то, ради чего ребенок захочет произвольно и сознательно отказаться от того или иного поведения. Иными словами, взрослые (родители, социальный работник, педагог) должны убедительно и наглядно доказать ребенку пагубность его поведения.
Новые свойства, появляющиеся у ребенка, и новая направленность его деятельности проявляются только в ходе его развития. Все это предполагает активный поиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции нарушенного развития подростков, которое проявляется в виде разнообразных проблем социальной адаптации.
Наиболее
адекватной технологией решения
данных задач можно считать аналитико-
Информация о работе Социальная помощь личности на разных возрастных этапах