Социальная активность и волевое развитие студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Объект исследования: социальная активность студентов.
Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16
ВЫВОДЫ стр. 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика исследования стр. 23
2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27
ВЫВОДЫ стр. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовик.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

     1. 2. Психологическая  характеристика студенческого  возраста.

     Для научного понимания студенчества необходим  комплексный анализ психофизиологических и социальных особенностей данной возрастной группы в соответствии с тенденциями изменений, происходящих в обществе. Это позволит дать характеристику студенчеству как относительно целостной и самостоятельной структурной прослойке общества, а также увидеть его связь и зависимость от многообразных элементов общественного бытия. Такой методологический подход характерен для наиболее известных исследователей студенческой молодежи (Б.Г.Ананьев, А.Г.Здравомыслов, С.Н.Иконникова, Я.Л.Коломинский, Б.Д.Парыгин, Н.Н.Обозов, В.Т.Лисовский, Г.В.Старовойтова, В.А.Ядов). Он позволяет рассматривать проблемы студентов не только в теоретическом ракурсе, но и с прикладных позиций, обосновывая оптимальные пути и средства их социализации в нынешних весьма противоречивых и непростых условиях.

     Студенческая  молодежь — социально-демографическая группа общества, которая готовится к высококвалифицированной профессиональной деятельности посредством получения высшего образования. Олицетворяя собой интеллектуальный потенциал молодого поколения общества, студенчество имеет ряд определенных признаков. Как возрастная категория студенты относятся ко второму периоду юности (17-18 — 22-23 года). Юношеский возраст — период целостного становления личности, время наступления социальной зрелости, формирования "Я-концепции", активного вхождения личности во все сферы общественного бытия [23, с. 3-12].

     В физиологическом плане юношеский  возраст характеризуется завершением полового развития и созревания. Формируется облик взрослого человека. В этот период наблюдается повышенный интерес как со стороны юношей, так и со стороны девушек к своему внешнему виду, стремление соответствовать эталону, принятому в их среде. Внешние данные выступают для молодых людей атрибутом регуляции их поведения.

     Физическое  развитие юношей и девушек далеко не всегда адекватно их социальной зрелости. Ряд исследований студенческой молодежи, проведенных в последнее время (В.Т.Лисовский, Д.Т.Райман, С.Д.Лаптенок, В.Г.Харчева, В.В.Сериков, Ф.Э.Шереги), свидетельствуют о радикальных изменениях в сексуальном взаимодействии студентов, переориентации их на добрачные сексуальные связи, принятии и одобрении большинством таких связей. Кризисные явления в экономической и социально-политической сферах жизни общества повлекли за собой распространение девиаций в студенческой среде и новые, ранее не свойственные студентам формы их проявления (фарцовка, вымогательство, торговля наркотиками, суицид). Соответственно, серьезно обострилась проблема здоровья студентов. По данным С.Д.Лаптенка и В.М.Яковчука, заметно увеличился удельный вес многих заболеваний в студенческой среде. Налицо диспропорция физического развития между студентами и представителями других социальных слоев общества [12, с. 72].

     В юношеском возрасте завершается  формирование организма в целом, но он ещё не окреп. Молодой человек  ещё недостаточно вынослив, довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у него происходит быстро.

     В психологическом облике человека обнаруживаются  неповторимые черты, сформировавшиеся в процессе индивидуального развития. Поэтому во вне учебной работе со студентами важно учитывать их темперамент и уравновешенность нервной системы [2, с. 7-16].

     Юноша и девушка становятся уже полноправными  членами семей - вносят свою лепту  в её бюджет, опекают младших братьев, сестёр. В тех случаях, где не учитывают качественных изменений в семейном положении, где к ним продолжают, относится как к подросткам, нередко возникают конфликты.

     В вузах в процессе самообразования  молодые люди знакомятся с основными закономерностями развития природы и общества, с достижениями науки и техники; ими приобретаются общие трудовые и профессиональные умения, и навыки. Практическое использование изучаемого материала повышает в сознании молодёжи его жизненное значение. Это активизирует учебную деятельность и приводит к глубоким преобразованиям познавательных процессов [11,с. 5-18].

     Так, восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.

     Качественные  сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая  изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.

     Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость  и распределение. Юноша или девушка  уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи.

     Совершенствуется  память. У молодых людей преобладает  смысловое запоминание, и они  по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают  смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.

     Совершенствуется  мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.

     Вместе  с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности;  увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.

     В последнее время многие авторы с  тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избранная профессия отвечает их склонностям и особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов старших классов считают получение знаний по избранной специальности необходимым условием жизненного становления [5,  с.32],[6].

     В юношеском возрасте активно формируются  гражданские качества. Особенно успешно  развивается чувство коллективизма. Юноши и девушки влияют на коллектив  благодаря своим индивидуальным качествам. Каждый привносит что-то своё, особенное, и поэтому коллектив становится человеку более дорог. Там, где это не учитывается, молодые люди склонны утверждать себя различного рода оригинальничанием (изощряются в одежде, причёсках, вступают в неформальные объединения, становятся завсегдатаями «тусовок», начинают употреблять наркотики и т. д.) [11, с. 5-18].

     В сознании некоторой части студенчества произошло смещение понятий, ценностей, жизненных установок. Стремление выделиться, во что бы то ни  стало доказать окружающим и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действием другого рода - стать «как все». Слиться с общей массой. Сама индивидуальность уже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместо индивидуальности - полная безликость.

     Коллектив способствует развитию общественной активности молодых людей. Надо помочь каждому  расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Сохранение этого представления отрицательно сказывается на формировании ценностных качеств личности - инициативности, активности, принципиальности, ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи в общественную жизнь, предоставление её максимальных возможностей при организации общественных дел развивает общественную активность [22].

     В период юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском  общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и  интеллектуальные контакты друзей.

     Сфера чувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и вузе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и внутренних конфликтов.

     Интересы  молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов.

     Характерным для юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.

     Студенческая  молодежь — это, прежде всего, субъект активного действия. С одной стороны, каждое новое поколение студентов осваивает сложившиеся традиции в конкретных социальных условиях бытия, а с другой — активно влияет на характер деятельности, внося в нее радикальные изменения и содействуя тем самым изменению самого социального бытия. Видоизменять деятельность, проявлять социальную активность и инициативу, перестраивать образ жизни и мыслей, создавая тем самым новую реальность, — это и означает быть субъектом истории [1, с. 6-7].

     Современное поколение студенческой молодежи живет  в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации. На студенческую молодежь, ее духовный облик и ценностные ориентации влияют все общественные катаклизмы эпохи, глобальные проблемы современности, в том числе такие, как проблемы мира, охраны окружающей среды, профессиональные предпочтения и национальные традиции. Все это требует внимательного отношения к молодежи, глубокого научного исследования ее проблем. 
 

     1.3 Социальная активность  как показатель  успешной социализации личности.

     Понятия «социальная активность» и «социально активная личность» широко используются в работах философов, социологов, психологов и педагогов. Но, несмотря на это, в научной литературе до сих пор не выработано единого подхода в понимании данного социального феномена. Большинство работ в этой области представляют собой конкретно-научные исследования, в которых социально активная личность рассматривается в узком аспекте или в ключе какой-то конкретной деятельности. В психологической науке, за отдельными исключениями, специальных работ, посвящённых социальной активности нет. В то время как интерес к этому феномену растёт с каждым годом, и особую актуальность вопросы социальной активности приобретают в связи с изучением «молодёжи как субъекта мирового развития» [4, с.3]. Таким образом, проведя работу с литературой, в которой, так или иначе, затрагивается феномен «социальной активности», мы сделали вывод, что ни одно из раскрываемых в ней понятий, являясь близким к понятию «социальная активность», всё же не отражает его в полной мере. Поэтому мы приняли решение понимать социальную активность через призму всех тех характеристик, которые выделялись учеными, работающими над этой проблемой. В общем виде, «социальная активность» в этих работах определяется как качество личности, проявляющееся в различных видах общественно-значимой деятельности, которое имеет сложную структуру и включает потребности, мотивы, интересы, установки и т.д. Однако этот термин существует и используется не только в науке, но и в повседневной жизни. Поэтому неопределённость этого понятия в науке вызывает неподдельный интерес к тому, какие представления сформированы в «повседневной жизни» - в обществе о «социальной активности» и «носителях» характеристики «социально активный» - «социально активных людях».

     Формирование  и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни молодежь часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая  усилий для преобразования окружающей действительности.

     Социальная  активность является одним из важнейших  показателей социализации человека – усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

     Понятие «активность» в русском языке  трактуется как нечто деятельное, энергичное, развивающееся. В различных областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности.

Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов