Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:30, курсовая работа
Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Объект исследования: социальная активность студентов.
Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16
ВЫВОДЫ стр. 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика исследования стр. 23
2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27
ВЫВОДЫ стр. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.
А.А. КУЛЕШОВА
Кафедра
психологии
Тема:
Социальная активность
и волевое развитие
студентов
Курсовая
работа
МОГИЛЕВ, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7
1.3.
Социальная активность как показатель
успешной социализации личности
1.4.
Особенности развития воли студентов
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1.
Организация и методика
2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23
2.3.
Анализ и обсуждение
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1
ПРИЛОЖЕНИЕ
№2
ПРИЛОЖЕНИЕ
№3
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
Первостепенная задача высшей школы - помочь овладеть студентам средствами мышления и деятельности. Вузовское образование является, как известно, завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. Содержание образования как важнейшего фактора экономического и социального прогресса должно быть направлено на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Оно должно обеспечивать «формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира». В связи с этим, единая цель образовательной системы на всех ее уровнях и этапах - создание условий для всестороннего развития личности - приобретает особое звучание на данной образовательной ступени.
Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста.
Многие ученые обращали внимание на социальную природу человека и на то, что социальные мотивы являются одной из движущих сил развития. Социальные ценности и стремление к их реализации - одно из самых важных направлений проявления человеческой активности.
На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в развитии общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества. Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития, как результат социально ценной деятельности [14, с. 144].
Воля — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря ней человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.
Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные. Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям.
В своей работе я рассмотрю психологические характеристику возраста студентов, а также особенности волевого развития.
Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Объект исследования: социальная активность студентов.
Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы и методики исследования:
Экспериментальная база исследования – МГУ им. А. А. Кулешова. В исследовании приняли участие 10 студентов 33 группы 3 курса ФФВ.
Практическая
значимость курсовой работы заключается
в возможности использования данного
материала в процессе преподавания возрастной
психологии как учебной дисциплины.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме [24,с. 187] .
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1, с. 51]. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.
При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации [16, с. 74-86] .
Организация
и совершенствование системы
непрерывного образования учащейся
молодежи невозможно без целостного
понимания психической и
Если
изучить студента как личность, то
возраст 18-20 лет - это период более
активного развития нравственных и
эстетических чувств, становления и стабилизации
характера и, что в особенности принципиально,
овладения полным комплексом социальных
ролей взрослого человека: гражданских,
мастерски-трудовых и других. С этим периодом
связано начало «экономической активности»,
под которой демографы соображают включение
человека в самостоятельную производственную
деятельность, начало трудовой биографии
и создание своей семьи. Преобразование
мотивации, всей системы ценностных ориентации,
с одной стороны, интенсивное формирование
особых способностей в связи с профессионализацией
- с другой, выделяют этот возраст в качестве
центрального периода становления характера
и интеллекта. Это время спортивных рекордов,
начало художественных, технических и
научных достижений.
Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов