Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

В настоящее время за рубежом социальная работа — отдельная научная область, в которой проводятся обширные исследования, защищаются диссертации и присваивается ученое звание Professor of Social Work (профессор социальной работы); практически каждый зарубежный университет имеет в своем составе отдельный факультет социальной работы, где требования к профессиональным навыкам выпускников очень высоки. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же необходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик.

Работа содержит 1 файл

зачет по соц работе.docx

— 65.08 Кб (Скачать)
  1. Помощь детям, подвергавшимся жестокому обращению.

Профессионал, оказывающий помощь детям, не может  рассчитывать, что эти трудности  исчезнут вдруг или постепенно, но сами по себе. В то же время в нашей  стране многие специалисты, работающие с детьми, все еще придерживаются точки зрения, что изменения социальной среды (например, помещение ребенка  в детский дом, приют) достаточно для того, чтобы компенсировать психологическую  травму, связанную с испытанным насилием. В реальности удаление ребенка из опасной ситуации далеко не всегда смягчает последствия травмы и даже может создавать дополнительные проблемы, например вызывать сепарационную тревогу (тревогу отделения от значимых близких). Удаление ребенка из среды, в которой он пережил насилие, должно являться не окончанием процесса реабилитации, а его началом. Дж. Пирс обобщил эти принципы следующим образом. 1) Вмешательство должно быть всесторонним: психолог должен быть способен работать с широким спектром проблемного поведения. Более того, при работе с детьми, пережившими насилие, психолог-психотерапевт может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую помощь. Ребенка нельзя рассматривать в изоляции от семьи. Нельзя не принимать во внимание социальную ситуацию, в которой в данный момент находится ребенок. 2) Вмешательство должно быть ориентировано на развитие ребенка. 3) Вмешательство должно быть направлено на последствия, проявляющиеся в развитии: жестокое обращение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и затруднить достижение и освоение последующих этапов. Психолог должен уметь оценивать уровень развития ребенка. 4) Вмешательство должно соответствовать этапу развития: во-первых, в зависимости от стадии развития, на которой имело место жестокое обращение, его психологические последствия могут носить разный характер. Во-вторых, известны случаи, когда ребенок, переживший насилие и получивший помощь психолога, испытывал потребность в возобновлении психотерапии в более позднем возрасте. 5) Вмешательство должно учитывать уровень развития: стратегия терапевтического вмешательства должна соответствовать стадии развития ребенка. Например, использование исключительно речевого подхода может быть крайне фрустрирующим для ребенка младшего возраста или ребенка, страдающего задержкой развития. В таком случае игровая терапия может служить хорошим примером подхода с учетом развития ребенка. Использование того же метода в работе с подростком может оказаться далеко не столь эффективным.  

  1. Психологические особенности детей  – социальных сирот.

      Подавляющее большинство воспитанников детских  домов - социальные сироты. К тому же часть детей, которых по формальным признакам можно отнести к  сиротам, на самом деле являются социальными  сиротами, т.к. их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенности социально - психологического развития таких детей заключается  в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот  характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров.

      Социальные  сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей  семье, легко усваивают позицию  потребителя, о нуждах которого заботится  государство. Условия жизни в  детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним  миром. Ребенок - сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными  факторами, осложняющими подготовку воспитанников  к самостоятельной жизни.

      Ребенок, имеющий семью, взаимодействует  с большим количеством людей. В этом взаимодействии он учится жизни, овладевает различными социальными  ролями. В детском доме самой значимой фигурой для ребенка является воспитатель, который находится  с ним в непрерывном взаимодействии, направляет его развитие. В связи  с этим исключительное значение приобретают  личность воспитателя и отношения  в учреждении в целом: все дети должны чувствовать себя, безусловно, принятыми и любимыми воспитателем и всеми сотрудниками детского дома. Без такого отношения к ребенку  его развитие будет существенно затруднено, а в отдельных случаях невозможно, так как вне рамок детского дома ему негде компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание отношений, основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества, являясь важным условием успешного развития детей - сирот, становится главной задачей воспитателя. Педагогической основой этих отношений является принятие и освоение педагогом личностного подхода в воспитании, постижение («прочитывание») им проблем ребенка, развитие способности работать не столько на организационно-педагогическом, сколько на психолого-педагогическом уровне. Позиция воспитателя существенно меняется: на первый план выходят не функции контроля и организации, а создание условий для позитивного развития воспитанников и разрешения их личностных проблем, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Усилия воспитателя при этом направляются на организацию психолого-педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания. 
       
       

  1. Психологические особенности людей  пожилого возраста.

Что можно сказать об изменениях в  личности старого человека? Что можно  отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых  мог бы получиться вот такой психологический  «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому- отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе- эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне- все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных  проявлениях положительного отношения  старого человека к жизни, к людям, к себе.

К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «… Никогда я не знал, что так  радостно быть стариком, что ни день- мои мысли добрей и светлей». Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения».

Все изменения в этом возрасте можно  классифицировать :

1. В интеллектуальной - появляются  трудности в приобретении новых  знаний и представлений, в приспособлении  к непредвиденным обстоятельствам.  Сложными могут оказаться самые  разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались  в молодости ( переезд на новую  квартиру, болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем- более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)

2. В эмоциональной сфере- неконтролируемое усиление аффективных реакций ( сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка.

    16. Психологическая  помощь подросткам. 

Каждый возраст  хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением  является и подростковый возраст.

 
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом  физических изменений. В это время  происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.

Вот его  проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

 
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому  возрасту и определенным психологическим  особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие  реакции на воздействия окружающей среды 

Причина психологических  трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Для решения  поставленных задач выбраны следующие  средства:

  1. Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.
  2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
  3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».

Программа предназначена  для подростков, характеризующихся  отклоняющимся поведением – учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр. 

    17.Психологические  проблемы гомосексуальных  отношений.

    Даже в  самых благоприятных социальных условиях, жизнь гомосексуальных  подростков значительно труднее, чем  у их ровесников. Не смея жить своей  собственной, единственно возможной  для него, жизнью, голубой подросток вынужден ухаживать за теми, кого он не может любить, и любит тех, за кем не может ухаживать. Это делает его жизнь мучительным чередованием «неподлинных» и несовместимых друг с другом ролей и масок.

Участь юных геев и лесбиянок значительно хуже положения представителей любого расового, национального или культурного меньшинства. Если еврейский, армянский, чеченский, русский – подставьте любое «нехорошее» в данной местности меньшинство – ребенок подвергается преследованию из-за своего цвета кожи, акцента или национальности, он может пойти к своим, несущим ту же стигму, родителям, поговорить с ними и получить если не помощь, то хотя бы утешение. Маленький гей или лесбиянка не могут открыться родителям, которые часто так же предубеждены, как и соученики. Он чувствует себя гадким утенком, единственным на всем белом свете.

Одно из самых страшных последствий «голубого одиночества» – так называемые «немотивированные» подростковые самоубийства. Риск суицида среди юных геев и лесбиянок особенно велик, если они: 1) слишком рано открыто обнаруживают свою гомосексуальность, 2) подвергаются в связи с этим насилию и преследованиям, 3) пытаются решить свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков и 4) отвергнуты своими семьями. Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих.

18. Психологическая  помощь заключенным.

Основными функциями психологической службы являются: диагностическая, профилактическая, консультационная, психокоррекционная, просветительская работа среди заключённых. 
Главная задача психологической службы уголовно-исправительной системы заключается в повышении результативности исправительного воздействия на осуждённых, в подготовке их к жизни после освобождения, в создании благоприятного психологического климата в стенах исправительных учреждений

Информация о работе Социальная адаптация