Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:22, реферат
В настоящее время за рубежом социальная работа — отдельная научная область, в которой проводятся обширные исследования, защищаются диссертации и присваивается ученое звание Professor of Social Work (профессор социальной работы); практически каждый зарубежный университет имеет в своем составе отдельный факультет социальной работы, где требования к профессиональным навыкам выпускников очень высоки. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же необходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик.
Профессионал,
оказывающий помощь детям, не может
рассчитывать, что эти трудности
исчезнут вдруг или постепенно, но
сами по себе. В то же время в нашей
стране многие специалисты, работающие
с детьми, все еще придерживаются
точки зрения, что изменения социальной
среды (например, помещение ребенка
в детский дом, приют) достаточно
для того, чтобы компенсировать психологическую
травму, связанную с испытанным насилием.
В реальности удаление ребенка из
опасной ситуации далеко не всегда
смягчает последствия травмы и даже
может создавать дополнительные
проблемы, например вызывать сепарационную
тревогу (тревогу отделения от значимых
близких). Удаление ребенка из среды, в
которой он пережил насилие, должно являться
не окончанием процесса реабилитации,
а его началом. Дж. Пирс обобщил эти принципы
следующим образом. 1) Вмешательство
должно быть всесторонним: психолог
должен быть способен работать с широким
спектром проблемного поведения. Более
того, при работе с детьми, пережившими
насилие, психолог-психотерапевт может
быть вынужден вмешиваться в условия среды
и окружения, чтобы предоставить ребенку
всеобъемлющую помощь. Ребенка нельзя
рассматривать в изоляции от семьи. Нельзя
не принимать во внимание социальную ситуацию,
в которой в данный момент находится ребенок.
2) Вмешательство должно
быть ориентировано
на развитие ребенка. 3) Вмешательство
должно быть направлено
на последствия, проявляющиеся
в развитии: жестокое обращение может
нарушить способность ребенка справляться
с этапными задачами развития и затруднить
достижение и освоение последующих этапов.
Психолог должен уметь оценивать уровень
развития ребенка. 4) Вмешательство
должно соответствовать
этапу развития: во-первых, в зависимости
от стадии развития, на которой имело место
жестокое обращение, его психологические
последствия могут носить разный характер.
Во-вторых, известны случаи, когда ребенок,
переживший насилие и получивший помощь
психолога, испытывал потребность в возобновлении
психотерапии в более позднем возрасте.
5) Вмешательство должно
учитывать уровень развития: стратегия
терапевтического вмешательства должна
соответствовать стадии развития ребенка.
Например, использование исключительно
речевого подхода может быть крайне фрустрирующим
для ребенка младшего возраста или ребенка,
страдающего задержкой развития. В таком
случае игровая терапия может служить
хорошим примером подхода с учетом развития
ребенка. Использование того же метода
в работе с подростком может оказаться
далеко не столь эффективным.
Подавляющее
большинство воспитанников
Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок - сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.
Ребенок,
имеющий семью, взаимодействует
с большим количеством людей.
В этом взаимодействии он учится жизни,
овладевает различными социальными
ролями. В детском доме самой значимой
фигурой для ребенка является
воспитатель, который находится
с ним в непрерывном
Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому- отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе- эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне- все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.
Фундаментальные
исследования отечественных и зарубежных
ученых свидетельствуют о
К.И.
Чуковский писал в своем
Все изменения в этом возрасте можно классифицировать :
1.
В интеллектуальной - появляются
трудности в приобретении
2. В эмоциональной сфере- неконтролируемое усиление аффективных реакций ( сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка.
16.
Психологическая
помощь подросткам.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Это самый долгий переходный период,
который характеризуется рядом
физических изменений. В это время
происходит интенсивное развитие личности,
ее второе рождение. Из психологического
словаря: «Подростковый
возраст — стадия онтогенетического
развития между детством
и взрослостью (от 11–12
до 16–17 лет), которая
характеризуется качественными
изменениями, связанными
с половым созреванием
и вхождением во взрослую
жизнь». Попробую немного рассказать
об особенностях и трудностях подросткового
возраста.
Вот его проявления:
Суть "подросткового комплекса"
составляют свои, свойственные этому
возрасту и определенным психологическим
особенностям, поведенческие модели,
специфические подростковые поведенческие
реакции на воздействия окружающей
среды
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:
Программа предназначена
для подростков, характеризующихся
отклоняющимся поведением – учащихся
общеобразовательных школ, профессиональных
училищ и пр.
17.Психологические проблемы гомосексуальных отношений.
Даже в самых благоприятных социальных условиях, жизнь гомосексуальных подростков значительно труднее, чем у их ровесников. Не смея жить своей собственной, единственно возможной для него, жизнью, голубой подросток вынужден ухаживать за теми, кого он не может любить, и любит тех, за кем не может ухаживать. Это делает его жизнь мучительным чередованием «неподлинных» и несовместимых друг с другом ролей и масок.
Участь юных геев и лесбиянок значительно хуже положения представителей любого расового, национального или культурного меньшинства. Если еврейский, армянский, чеченский, русский – подставьте любое «нехорошее» в данной местности меньшинство – ребенок подвергается преследованию из-за своего цвета кожи, акцента или национальности, он может пойти к своим, несущим ту же стигму, родителям, поговорить с ними и получить если не помощь, то хотя бы утешение. Маленький гей или лесбиянка не могут открыться родителям, которые часто так же предубеждены, как и соученики. Он чувствует себя гадким утенком, единственным на всем белом свете.
Одно из самых страшных последствий «голубого одиночества» – так называемые «немотивированные» подростковые самоубийства. Риск суицида среди юных геев и лесбиянок особенно велик, если они: 1) слишком рано открыто обнаруживают свою гомосексуальность, 2) подвергаются в связи с этим насилию и преследованиям, 3) пытаются решить свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков и 4) отвергнуты своими семьями. Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих.
18. Психологическая помощь заключенным.
Основными
функциями психологической
Главная задача психологической службы
уголовно-исправительной системы заключается
в повышении результативности исправительного
воздействия на осуждённых, в подготовке
их к жизни после освобождения, в создании
благоприятного психологического климата
в стенах исправительных учреждений