Социализация: понятие, фазы, факторы и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Если внутренне личность существенно зависит от среды, то тем более это относится к формам ее поведения, связанным с общением и взаимодействием людей, описываемым и объясняемым в социальной психологии.
Наиболее распространенной из теорий, разработанных в социальной психологии, помогающих нам понять, как человеком приобретаются, поддерживаются и сохраняются определенные формы социального поведения (к нему относятся взаимоотношения людей, их реакции на социальные события и т.п.), является теория социального научения. Она в свою очередь выступает как часть социальной психологии и имеет своим предметом социализацию личности.

Содержание

1.Понятие социализации
2.Механизмы социализации
3.Фазы и этапы социализации личности
4.Факторы социализации.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социализация готовый реферат.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     За  последние годы Элизабет Кюблер-Росс внесла весомый вклад в движение за возвращение достойного и гуманного  отношения к смерти. По ее утверждению, когда медицинский персонал и родные знают о том, что пациент умирает, и пытаются скрыть от него правду, они возводят барьер, препятствующий всем сторонам должным образом подготовиться к смерти. Более того, умирающий человек обычно живет надеждой и верит тому, в чем его убеждают врачи и семья. Кюблер-Росс считает, что возможность искреннего выражения чувств и должное уважение к этим чувствам принесут всем только пользу. Опросы показывают, что четверо из пяти человек предпочли бы узнать правду в случае неизлечимой болезни. Хотя люди встречают смерть по-разному - как и живут по-разному,- Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения с неминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание человеком того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Бога или судьбы временную отсрочку от смерти; депрессия, или “предваряющая скорбь”; примирение с фактом смерти. Не каждый человек проходит через все эти стадии, некоторые индивиды по многу раз возвращаются к одним и тем же чувствам. На умирающего человека оказывают влияние и многие другие факторы, включая пол, этническую принадлежность, личность человека, сопутствующие смерти обстоятельства, характер самого заболевания. Смерть можно до конца понять только в контексте предыдущей жизни человека и текущих обстоятельств. В целом за последнее десятилетие общественное и профессиональное осознание важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчок более гуманному отношению к смерти. 
 

     4.Факторы  социализации 

     Факторы социализации - это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

     В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

  • макрофакторы — космос, планета, мир ,страна,этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

    Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна(территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество(совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство);государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями).

    Современный мир изобилует глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества:экологическими (загрязнение окружающей среды),экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

    На  развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е г. XX века В. И.  Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека).

    В настоящее время экологический кризис приобретаетглобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет.

    Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

    На  социализацию подрастающего поколения  влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола (например, равенство полов в Европе, патриархат в ряде обществ Азии и Африки), полоролевые ожидания, оказывают влияние на самоопределение. Различныесоциальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни (верхний слой - политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.;базовый - интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно). Ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

    Государство можно рассматривать:

    как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан);

    как фактор относительно направляемой социализации(государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.)

    как фактор социально контролируемой социализации(государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.). 

  • мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

    Этническая  или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого  народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

    Этнические  особенности, связанные  со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей - вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) иментальные, то есть духовные (менталитет - совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

    В условиях влияния нескольких этносов  успешная адаптация состоит в  том, чтобы не только приспособиться к новой среде, но и сохранить  особенности своей этнической группы (для обучения взаимодействию представителей различных этнических групп необходимы специальные программы - ``культурные ассимиляторы'').

    Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового  образа жизни: в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна ``открытость'' общения; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

    Основные  функции средств  массовой коммуникации:поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. 
 

  • микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
 

    Общество  всегда обеспокоено тем, чтобы темпы  социализации подрастающего поколения  не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

    Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, обусловливают социальный заказ общества институтам социализации.

    Ведущая роль в процессе социализации наряду с семьейпринадлежит образовательным учреждениям - детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. 
 
 
 

Заключение 

  Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными  ролями. При этом, старшее поколение  передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

  Именно посредством  систематического взаимодействия с  другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

  Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.

  Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» 

     Резюмируя рассмотрение понятий и понимания  процесса социализации исследователями, представляющими психологию, социальную психологию и социологию можно сделать  вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».

     Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности  не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется

     На  основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества. 

Список  использованной литературы 

  1.Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002

  2.Кон И.С. Ребёнок и Общество. М., 1988

  3.Социология личности. М.,1967

  4.Психология юношеского возраста. М., 1979

  5.Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. (перевод)1976

  6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975

  7.Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Вып. 3. М.,1970

  8.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л.,1971

  9.Бернс Э.Я. Концепция и воспитание. (перевод) М., 1968

  10.Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994

Информация о работе Социализация: понятие, фазы, факторы и механизмы