Социализация: понятие, фазы, факторы и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Если внутренне личность существенно зависит от среды, то тем более это относится к формам ее поведения, связанным с общением и взаимодействием людей, описываемым и объясняемым в социальной психологии.
Наиболее распространенной из теорий, разработанных в социальной психологии, помогающих нам понять, как человеком приобретаются, поддерживаются и сохраняются определенные формы социального поведения (к нему относятся взаимоотношения людей, их реакции на социальные события и т.п.), является теория социального научения. Она в свою очередь выступает как часть социальной психологии и имеет своим предметом социализацию личности.

Содержание

1.Понятие социализации
2.Механизмы социализации
3.Фазы и этапы социализации личности
4.Факторы социализации.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социализация готовый реферат.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

   

Социализация: понятие, фазы, факторы и механизмы. 
 
 

     ПЛАН 

1.Понятие социализации

2.Механизмы социализации

3.Фазы и этапы социализации личности

4.Факторы  социализации.

Заключение

Список  использованной литературы 
 

Введение 

Если внутренне  личность существенно зависит от среды, то тем более это относится к формам ее поведения, связанным с общением и взаимодействием людей, описываемым и объясняемым в социальной психологии.

Наиболее распространенной из теорий, разработанных в социальной психологии, помогающих нам понять, как человеком приобретаются, поддерживаются и сохраняются определенные формы социального поведения (к нему относятся взаимоотношения людей, их реакции на социальные события и т.п.), является теория социального научения. Она в свою очередь выступает как часть социальной психологии и имеет своим предметом социализацию личности.

     В условиях усложнения социальной жизни  актуализируется проблема включения  человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

     Под социализацией понимается процесс  вхождения индивида в социум, что  порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре  личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее. 
 

1.Понятие социализации 

    Социализация процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества;

    - усвоение человеком социального  опыта, накопленного другими людьми  и обществом в целом;

    - становление личности в контексте  конкретной культуры;

    - процесс навязывания социальной  группой или обществом в целях социальной доктрины. Они не противоречат друг другу. Проблема активности-пассивности личности в процессе социализации.

    Социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей  и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде (желательные компоненты).

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

При более широком  истолковании (Ильясов Ф. Н.) под социализацией  понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов:

  1. интернализации социальных норм;
  2. усвоения социальных функций;
  3. вхождения в социальную группу (социальной мобильности).
 

     Социализация  идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.

     В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее  воздействие, первичная и вторичная  социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

     Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие. 
 

2.Механизмы социализации 

     Механизмы – изучение, подражание, пример, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, лидерство, мода, убеждение, идентификация, руководство.

     Г. Хибин и М. Форверг выделяют 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование).

     Два аспекта:

     1) освоение и присвоение человеком  всего богатства предметной культуры;

     2) освоение человеком всего богатства  и многообразия человеческих  общественных отношений

     Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты: учреждения, организации.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:

  1. Социально-психологические механизмы
  2. Социально-педагогические механизмы

 
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

  • Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
  • Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
  • Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
  • Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

 
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. 
 

3.Фазы и этапы социализации личности 

     Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других - нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других - нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Информация о работе Социализация: понятие, фазы, факторы и механизмы