Сновидения как проявление бессознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – сон как сознание личности.
Предметом являются подходы к пониманию сновидения в психологии.
Цель курсовой работы – изучение теорий сновидения представленных в психологии. Данная цель реализуется при рассмотрении и сравнении следующих работ зарубежных психологов:
•Фрейд «Толкование сновидений»
•Юнг «Значение, функция и анализ снов»
•Адлер «Сны и их толкование»

Работа содержит 1 файл

КУрсовая 2008.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

ассоциации   и   образы   такого   рода   составляют   неотъемлемую    часть

подсознания  и  присутствуют  в  сновидениях  любого   человека,   будь  он

образован  и  безграмотен,  умён  или  глуп.   Они   образуют   мост   между

присущими   нам   сознательными   способами   выражения   мыслей   и   более примитивными,  но  более  яркими   и   образными,   формами   самовыражения. Эта  промежуточная  форма  воздействует   непосредственно   на   чувства   и эмоции.  «Исторические»  ассоциации  связывают  таким   образом   рациональный мир  сознательного  и  первобытный  мир  инстинктивного.

    Общая  функция   сновидений   заключается   в   восстановлении   нашего

душевного  равновесия.   Нам   снится   именно   то,   что   требуется   для

тонкой    регулировки    психического    баланса.    Юнг    называет     это

вспомогательной или компенсаторной функцией  сновидений в   психической самонастройке. Теперь   понятно,   почему   людям,   мыслящим   нереально, имеющим  завышенное  самомнение   или   планирующим   грандиозные   проекты без  опоры  на  реальные  возможности,  снятся  полёты  и   падения.   Такие сны  компенсируют   ущербность   их   личности,   предупреждая   в   то   же время  об  опасности  следования   такой   практике.   Если   предупреждения сна  не  принять   во   внимание,   может   произойти   реальный   нечастный случай:  падение  с  лестницы,  например,  или  авария  на  дороге.

   Таким   образом,   сны   могут   иногда    предвосхищать    определённые

ситуации  задолго  до  того,  как  они  произойдут.   Это   не   обязательно

чудо  или  некая  форма   предсказания.   Многие   кризисы   в   нашей   жизни имели  долгую  неосознанную  предысторию.  Мы   приближаемся   к   ним   шаг за  шагом,  не  ведая  о  накапливающихся   опасностях.   Однако   то,   что мы  упускаем   из   виду,   часто   воспринимается   подсознанием,   которое может  передать  информацию  посредством  сновидений.

    Сны  неоднократно  могут   предупреждать  нас  подобным  образом,   хотя

почти  также  случается,  что  они  этого  не  делают.  Юнг   говорит,   что

ко  снам  непозволительно  относиться  легковесно,  «ведь  они –  порождение духа,  который  ближе  не  к  человеку,  а   к   природе,   её   дуновению; это  дух  прекрасного,  благородного,  но  и  жестокого  божества».[7 cтр.155]

    Для   стабильного   функционирования    разума    и    психологического

здоровья  необходимо,  чтобы  подсознание   и   сознание   были   неразрывно

связаны   между   собой   и   действовали   скоординировано.   Если   связь

рвётся  или  «диссоциируется»,  происходит   психологическое   расстройство.

    Символика  сновидений  играет  роль   курьера,   передающего   послания

от  инстинктивных   к   рациональным   частям   разума.   Расшифровка   этих

символов  обогащает  оскудевшие  возможности  сознания,  оно  учится   вновь  понимать  забытый  язык  инстинктов.

    Даже  цивилизованный  человек   иногда  может   обратить   внимание   на

то,  что  сон  (даже  не  оставшийся  в  памяти)  может  повлиять   на   его

настроение  в  лучшую  или   в   худшую   сторону.   Его   содержание   было

«воспринято»,   хотя   и   подсознательно.   Так   обычно   и    происходит.

Только   в  редких   случаях,   когда   сон   особенно   выразителен    или

регулярно  повторяется,  мы  приходим  к  мнению,   что   неплохо   бы   его

истолковать.

    Здесь  Юнг  предупреждает   читателя   об   опасности   легкомысленного

или  некомпетентного  анализа  сновидений.   Он   говорит,   что   состояние

ума  некоторых  людей  настолько  разбалансировано,  что  интерпретация   их снов  может  быть  чрезвычайно  рискованным  делом.

    Юнг  также  обращает  наше  внимание  на  то,   что   верить   сонникам

крайне  неразумно.   «Ни   один   встречающийся   во   сне   символ   нельзя

отделять  от  личности  его  увидевшего,  поэтому  ни  один  сон  не   может

быть    истолкован    прямо    и    однозначно,    как     это     делает

энциклопедический  словарь,  разъясняя  понятие  за  понятием.  У   каждого

человека  столь  индивидуален   метод   компенсирующего   и   дополняющего воздействия  подсознания  на  сознание,  что   нельзя   быть   уверенным   в том,  что  сны  и  их  символика  вообще  поддаются  классификации».

      В  начале  своей  работы  Юнг  отметил   разницу   между   знаком   и

символом.   Знак    всегда    меньше,    нежели    понятие,    которое    он

представляет,   в   то   время   как   символ   всегда   больше,   чем   его

непосредственный   очевидный   смысл.  Символы    к    тому    же    имеют

естественное   и   спонтанное   происхождение.  Во   снах   символы   также

возникают  спонтанно,  поскольку   сны   случаются,   а   не   изобретаются;

следовательно,   они   являются   главным   источником   нашего   знания   о

символизме.

    Очень   важным,   возможно   решающим,   вкладом    Юнга    в    науку,

является   открытие   коллективного бессознательного.   Хотя   уже   Зигмунд   Фрейд   признавал   существование архаико-мифологического  мышления,   неоспоримая   заслуга   открытия   этой области   психики,   которая    не    ограничивается   индивидумом,   но,  несомненно,   имеет   «коллективные»   черты, принадлежит Юнгу. Как первооткрыватель «коллективного    бессознательного»   Юнг    значительно опередил  Фрейда.

    Относительно  поверхностный   слой  подсознания,  несомненно,   является

личностным.  Мы  называем  его  личным  бессознательным.  Однако   под   ним находится  более  глубинный  слой,  который  не   основывается   на   личном опыте,  а  является  врождённым.  Этот  более  глубокий  слой   представляет собой  так  называемое  коллективное  бессознательное.   Юнг   выбрал   это выражение  для  указания  на  всеобщую  природу  этого  психического   слоя.

  Мы   имеем   дело   с   неосознаваемой   связью    психики    с    богатой

сокровищницей    образов    и    символов,    через    которые    индивидуум

подключатся  к  общечеловеческому.

    Чтобы    обозначить    сохраняющееся     в     психике     коллективное

бессознательное   по   его   основной   характерной   форме,   Юнг    выбрал

понятие  «архетип». Он даёт   ему   следующее   определение: «Архетип   в

значительной   мере   представляет   собой    бессознательное    содержание,

которое  изменяется  через  осознание  и  восприятие – и   именно   в   духе

того  индивидуального  сознания,  в  котором  оно  проявляется».

    Это  обстоятельство  имеет   прямое   отношение   к   толкованию   снов.

Если   человек   считает   сон   символическим,   то   очевидно   он  будет

интерпретировать  его  иначе,  чем  тот,  кто  верит,  что   энергия   мысли

или  эмоции  известна   заранее   и   лишь   «переодета»   сном.   В   таком

случае   толкование   сна   почти   не   имеет    смысла,    поскольку    вы

обнаруживаете  то,  что заранее было  известно.

    Однако   насколько   можно   судить   по   сновидениям,    подсознание

мыслит   инстинктивно.  Это   важная   особенность. Логический   анализ

является  прерогативой  сознания –  мы   делаем   наш   выбор,   исходя   из

здравого   смысла   и   имеющихся   знаний. Действия   же  подсознания,

направляются  главным  образом   инстинктивными   импульсами,

представленными    соответствующими    образными    мыслями,     то     есть

архетипами. 

    Энергетику  архетипов  можно  почувствовать  по   особому   очарованию,

сопровождающему   их   появление.   Они   как   будто   завораживают.    Эта

особенность  характерна  и   для   личных   комплексов,   только   последние

проявляются    в    истории    индивида,   а общественные  комплексы

архетипического  характера – в истории человечества.  Личные   комплексы могут  породить  лишь  пагубное  пристрастие  к  чему-либо,  архетипы   дают жизнь мифам, религиям и философским концепциям,   воздействующим   на целые  народы  и  разделяющим  исторические  эпохи.

    Главное  в  анализе  снов.

    Сам  анализ  не  столько   техника,  которую   можно   выучить,   а   за

тем     применять   согласно   правилам,  сколько   диалектический

многосоставной  обмен   между   двумя   личностями, Юнг отмечает,  что  изложить  общие   правила   толкования   сновидений невозможно.  Предположив  ранее,  что  основной   функцией   снов   является компенсация  недостатков  или  искажений  в  сознании,  Юнг  имел  в   виду, что   такой   подход   весьма   и   весьма   перспективен   для   раскрытия природы  сновидений.

   Юнг пишет,  что сновидения  вовсе не   охраняют   крепкий   сон   от

«недопустимых  желаний»,  как  назвал  их   Фрейд.   То,   что   он   назвал

«маской»,   в   действительности  –   форма,    которую    любые    импульсы

естественным  путём  принимают  в  подсознание.  Таким   образом,   сон   не

может  породить  сформулированную  мысль.  Как  только  он  попытается   это сделать,  он  перестанет  быть  сновидением,   ибо   он  пересечёт   порог

осознания.

    Следует  понимать,  что   символы  сновидений  большей   частью  являются

 не   контролируемыми   сознанием   проявлениями   психики.   Как   растение

порождает   соцветия,   так   психика   порождает   символы. Любой    сон подтверждает  это. [7 cтр.175]  

    Таким   образом,   через   сны  силы   инстинктивного воздействуют   на   деятельность   сознания.   Будет   ли эффект такого воздействия   позитивным   или   негативным,   зависит    от    сиюминутного состояния  подсознания.

    Главное – понять  язык  индивидуальности  человека  и  вместе   с   его

подсознанием  на  ощупь  пробираться  к  свету.  Это  особенно   верно   для

толкования  символов. Толкование   сновидений с  их   символикой   требует    вдумчивого подхода.  Оно  никоим  образом  не  может  быть   механическим   следованием однажды  вызубренному  канону.  Когда  мы   пытаемся   понять   символ, мы сталкиваемся  не только с ним самим, но и с   неповторимостью личности,   его   породившей.  Это  диктует необходимость определения уровня  знаний  и  культуры,  имеющихся  у  пациента. «При  этом   зачастую приходится  восполнять  пробелы  в  собственном  образовании»,  -   говорит Юнг.   «Поэтому  я  взял  за  правило  рассматривать  каждый случай   как бы  с  чистого  листа,  не  позволяя  аналогиям с  похожими  случаями в теории  или  практике  формировать  предвзятое суждение о ситуации». 
 

Информация о работе Сновидения как проявление бессознательного