Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 16:42, курсовая работа
Объект исследования – сон как сознание личности.
Предметом являются подходы к пониманию сновидения в психологии.
Цель курсовой работы – изучение теорий сновидения представленных в психологии. Данная цель реализуется при рассмотрении и сравнении следующих работ зарубежных психологов:
•Фрейд «Толкование сновидений»
•Юнг «Значение, функция и анализ снов»
•Адлер «Сны и их толкование»
Подчеркивание инфантильной природы содержания сновидения может привести к убеждению, что Фрейд не предполагает какой-либо важной связи сновидения с настоящим, а лишь с прошлым. Однако это заблуждение. Именно Фрейду принадлежит положение, что сновидения всегда стимулировано каким-либо событием в настоящем, обычно в день или вечер, предшествующий сну. Но сновидения провоцируются только такими событиями, которые связаны с ранними инфантильными стремлениями. Энергия для создания сновидения проистекает от интенсивности инфантильных переживаний, но сон не мог бы явиться к жизни, не будь современного события, затрагивающего эти переживания и дающего им возможность ожить именно в этот момент.
2.3 Теории Юнга
Швейцарский коллега Фрейда Карл Густав Юнг видел различные образы сновидений как полные значения символы, каждый из которых может быть по-разному интерпретирован в соответствии с общим контекстом сна. Он верил, что в состоянии бодрствования подсознание воспринимает, интерпретирует события и опыт и учится по ним, а во время сна сообщает это ”внутреннее” знание сознанию посредством системы простых визуальных образов. Он попытался классифицировать образы сновидений по их символическому значению.
В своей работе «Значение, функции и анализ снов», Юнг
рассказывает, что существуют некоторые события, которые мы не
отмечаем в сознании; они остаются так сказать за порогом сознания.
Эти события имели место, но были восприняты подпорогово, без
участия нашего сознания. Мы можем узнать о таких событиях только
интуитивно или в процессе глубокого размышления, которое ведёт к
последующему сознанию того, что они должны были произойти; и хотя первоначально мы игнорировали их эмоциональное или жизненное значение, оно всё же проступило из бессознательного в виде после мысли. Подобные события могут проявиться, например, в форме снов. Как правило, бессознательный аспект любого явления открывается нам во снах, в которых он возникает не как рациональная мысль, а в виде символического образа.
Общим положением в работе Фрейда было то, что сны не являются
делом случая, а связаны с сознательными проблемами и мыслями.
Фрейд придавал особое значение снам как отправной точке процесса
«свободных ассоциаций». Юнг же пишет, что спустя время «он стал
чувствовать, что использование богатых фантазий, которые
бессознательное продуцировало во время сна, было неадекватным и
порой вводящим в заблуждение». Постепенно Юнг оставил ассоциативный путь, который, как он полагал, уводит от самих содержаний сна. Юнг предпочёл сконцентрироваться на ассоциациях непосредственно с самого сна, полагая, что последний выражает нечто специфическое, что пытается выразить бессознательное.
Для Юнга сновидение – это скрытое отражение психики,
смысл, которого раскрывается эмпирически. По опыту он знает, что
если долго и глубоко медитировать над сновидением, то есть
напряжённо думать о нём, то из этого почти всегда что-нибудь получится. Изменение отношения Юнга к снам повлекло изменение самого
метода; новый метод принимал во внимание всё широкое разнообразие
области сновидений, и при этом исключал все малозначительные идеи
и ассоциации.
Рассуждая Юнг, пришёл к выводу, что в интерпретации сна должен
принимать участие лишь тот материал, который составляет ясную и
видимую его часть. Сон имеет собственные границы, его специфическая
форма говорит нам, что относится ко сну, а что уводит от него.
В то время как «свободная ассоциация» уводит от материала по
некой зигзагообразной линии, метод, разработанный Юнгом, больше
похож на «кружение, центом которого является картина сна». Он
пишет: «Я всё время вращаюсь вокруг картины сна и отвергаю любую
попытку видевшего сон уйти от него. Снова и снова в своей
профессиональной работе я вынужден повторять «Вернёмся к нашему сну. Опишите, что вам снилось?»». [7 cтр.114]
Юнг выделяет два основных положения, которые необходимо
учитывать при работе со снами:
1Сон следует рассматривать как факт, относительно которого нельзя
делать никаких предварительных утверждений, кроме того, что сон
имеет некоторый смысл.
2 Сон есть специфическое выражение «бессознательного».
В рамках разграничения в
психике различаются две сферы:
всего, та сфера, в которой человек обладает полным «присутствием
духа» сфера, в которой, однако, возможна и неустойчивость сознания.
Наряду с этим существует область, являющаяся обычно недоступной для сознания – «бессознательное». Юнг объясняет: бессознательное – это не просто неизвестное, но скорее, с одной стороны, неизвестное
психическое, то есть то, о чём мы предполагаем, что оно, если бы
получило доступ в сознание, ни в чём не отличалось от известных
психических содержаний. С другой стороны, мы должны отнести к нему также психойдную систему (имеется в виду сфера, «похожая на душевную»). К этому определению Юнг добавляет: «Всё, что я знаю, однако о чём не думаю в данный момент, всё, что я когда-то
осознавал, но теперь забыл, всё, что было воспринято моими
органами чувств, но не зафиксировалось в моём сознании, всё, что
я чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю непреднамеренно и
невнимательно, то есть бессознательно, всё предстоящее, что
подготавливается во мне и лишь позже достигает сознания, всё это
является содержанием «бессознательного».
Посмотрим теперь внимательно на те пути, которыми связаны
в мозгу сознательное и бессознательное. Возьмём общеизвестный
пример, который приводит Юнг: внезапно вы обнаруживаете, что не
можете вспомнить нечто, что только что хотели сказать, хотя перед
тем ваша мысль была совершенно ясна и определённа. Вы объясняете
это тем, что не можете вспомнить, фактически же мысль стала
«бессознательной» или даже отделилась от сознания.
Таким образом, отмечает Юнг, наше подсознание бывает занято
множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на наше сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Отвлёкшийся или рассеянный человек пересекает комнату, чтобы что-то взять. На полпути он останавливается в смущении – он забыл, за чем шёл. Он механически как лунатик, перебирает вещи на столе – хотя первоначальное намерение забыто, оно подсознательно движет им. Наконец он вспоминает, что хотел. Подсознание подсказало ему.
Однако, как осознанное может исчезать в подсознании, так и
новое содержание, никогда не находившееся ранее в сознании, может
появляться из подсознания. Можно почувствовать, что в сознании вот-
вот появится нечто – тогда мы говорим: «идея витает в воздухе» или
«у меня нехорошее предчувствие». Открытие того, что подсознание –
не просто обиталище прошедшего, но и вместилище будущих
психологических явлений и идей, находящихся в зачаточном состоянии,
привело Юнга к новому взгляду на психологию. По этому вопросу высказывались самые противоречивые суждения, но факт остаётся фактом: кроме воспоминаний из далёкого прошлого, из подсознания могут появиться совершенно новые мысли и творческие идеи, которые ранее никогда не посещали сознание.
Функция сновидений.
Обсуждение некоторых
К сожалению, они трудны для понимания. Образы, кажущиеся
противоречивыми, толпящимися в спящем мозгу, утраченное чувство
нормального времени, даже самые обычные вещи во сне могут
принимать загадочный и угрожающий вид.
Может показаться странным, что «бессознательное» располагает свой
материал столь отлично от принятых норм, которые мы, бодрствуя,
накладываем на наши мысли. Каждый, кто помедлит минутку, чтобы
вспомнить сон, признает эту разницу главной причиной, по которой
сны считаются такими трудными для понимания. Они не имеют смысла в терминах состояния бодрствования, и потому мы склонны или принимать их во внимание.
Юнг в отличие от Фрейда исключает возможность преднамеренной
маскировки со стороны сна. Юнг говорит, что всё дело в нашем
малом умении понимать эмоционально заряженный, образный язык.
Повседневность требует от нас точности и чёткости в формулировании
слов и мыслей, и мы научились обходиться без фантазии с её
приукрашиванием действительности, утратив тем самым качество
восприятия, присущее нашим первобытным предкам. Почти поголовно мы перепоручили подсознанию все необыкновенные психические ассоциации, порождаемые вещами и идеями.
Оказывается, что многие сны являют образы и ассоциации,
аналогичные первобытным идеям, мифам и ритуалам. Фрейд назвал такие образы, встречающиеся в сновидениях, «останками древности». По Фрейду, получается, что это элементы психики, веками сохраняющиеся в человеческом разуме.
Последующие исследования привели Юнга к мысли, что описанный
подход лишён оснований и должен быть отвергнут. Он обнаружил, что
Информация о работе Сновидения как проявление бессознательного