Сказкотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:41, реферат

Описание работы

Значение сказкотерапии в жизни людей. Этапы в сказкотерапии. Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа. Применение саказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

сказкотерапия(3).doc

— 51.00 Кб (Скачать)
 

Что же такое  сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.  

Сказкотерапия – это лечение сказками, это  открытие тех знаний, которые живут  в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.  

Некоторые думают, что сказкотерапия – это “детский”  метод. В том смысле, что он адресован  живому творческому созидательному открытому “детскому началу”  в человеке. “Детский” в том  смысле, что он ограничен по возрасту. Сказка – это “слоеный пирог”. В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже “обнюхивает” “слоеный пирог смыслов” и выбирает самый “вкусный” для себя, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет “вечной молодости” сказок – в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее. 

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе  взаимоотношений в нем. 

Действительно, когда начинаешь рассматривать  сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический “банк жизненных ситуаций”. В процессе работы мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка. Так и к его сказочному “банку жизненных ситуаций”. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”. 

Сказкотерапия – это процесс образования  связи между сказочными событиями  и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. 

Хочется верить, что многие родители, педагоги не просто читают детям сказки, но и совместно  размышляют над ними. 

Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций. В волшебных сказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений ребенок отвечает на вопрос: “Он становится крепче”. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот вопрос задавал себе Парацельс. волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере. Реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если ребенок будет знать. Что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, безумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать. Что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами? Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка 

Но волшебство связано не только с обитателями  волшебного мира. Оно связано с  творчеством, созиданием, верой в  добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо  сердцем. 

Волшебство –  это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны… 

Сказкотерапией  люди занимались всегда, но называли это  иначе.  

Этапы в сказкотерапии: 

1 этап: устное  народное творчество (длится до 11 – 14 лет), в этот период накапливается доверие к миру и веры в свои силы. 

2 этап: собирание  и исследование сказок и мифов. (К.-Г Юнгана, М.Л. фон Франц,  Б. Беттельхейма...), ребенок самостоятельно  принимает решения. 

3 этап: психотехнический. (“Сочини сказку”), ребенок ищет свое место в жизни: “я такой, какой я есть”, “я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал”, “я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной”. 

4 этап: интегративный. (комплексная концепция), ребенок  борется со злом. Оказывается в роли сказочного героя. 

Виды сказок:

Дидактические (в форме учебного задания)

Медитативные (для  снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают  звуки природы, лежат на ковре  и мечтают – воображают – “колдуют”.

Психотерапевтические (для лечения души, с образом  главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают  кукол и ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение  ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

Художественные (авторские истории, мудрые древние  сказки)

народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

сказки о животных;

бытовые сказки;

страшные сказки;

волшебные сказки. 

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у  него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и  не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. 

Сегодня сказкотерапия  синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии  разных культур. 

В сказкотерапевтическом  процессе сегодня используется пять видов сказок. Которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными “соусами”: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице …. 

Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира. Осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки… Процесс познания а наиболее созвучной нашей Душе образной форме.  

Сказка несет  в себе культуру, а также мировоззрение своего народа. 

Сказки о животных обычно невелики, но содержательны, составляют какой-либо один эпизод или приключение. Героями являются животные, которых  фантазия народа наделила разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. Сказки о животных являются духовным наследием северных народов, которое досталось от прошлых эпох. Очень распространены так называемые этологические сказки, в которых древние люди старались объяснить происхождение и особенности того или иного животного, например, отчего птицы летают по воздуху, имеют различное по окраске оперение. 

Этологические сказки родственны легендам о причинах природных явлений. В волшебных  сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни, в них наряду с людьми участвуют чудесные помощники и волшебные предметы, происходят необычные события в фантастической обстановке. Фантастические образы и события были обусловлены бытом, традицией, наукой, особенностями художественного мышления народа. 

Бытовые сказки – им характерен переход от волшебства к быту. Часто в них реалистические элементы подаются в виде приключения. В группу бытовых сказок можно  включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, сатирическим содержанием. 

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно  с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…  

Чем старше становится ребенок. Тем с большим удовольствием  он читает истории и сказки про  людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.  

Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные  сказки. А в подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Сказки-страшилки  и сказки про нечисть могут  быть полезны при работе над детскими страхами.  

Сказки очень  приятно слушать, но не менее приятно  их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, но рассказывание сказок как направление  сказкотерапии имеет свои особенности  и формы. Сказки могут рассказывать и дети. 
 

Слушая или  читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит  целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным 

Воспитатель должен научить детей видеть и понимать другого человека, переживать с ним  его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства.

“Применение саказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста” 

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического  освоения мира. Высокая эмоциональность  дошкольника, яркая эмоциональная  окрашенность всей психической жизни  и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире. 
 
 
 
 
 
 

     СТАРЫЙ  ДА МАЛЫЙ 

      

       Нынче купили Мишке новую кепку... Он пришел в школу празднично-неестественный: у него то и дело улыбкой  сводило щербатый рот. На маленькой  перемене все мальчики первого класса примеряли кепку. На большой перемене интерес к обнове ослаб, а к концу занятий совсем привыкли. И кепка потеряла для Мишки ценность, жизнь снова стала будничной.

       После уроков — гуртом домой. 

       На околице взрослый соседский  парень стрелял дробью в ворота бани, пробовал только что купленное ружье. На дверях бани углем нарисован тройной круг: палил в него с двадцати шагов, с пятидесяти. Вся дверинка была уже как решето.

       Сугорбый старик в фуфайке  и в такой же, как у Мишки,  новой кепке сидел на бревне, корректировал эту пальбу. Над ними на безопасном расстоянии суматошно орала стая ворон и галок.

       Вскоре начали палить по кепкам, потому что тотчас же нашлись  доброхоты: 

       — Давай мою! 

       — А вот не попасть! Вот  не попасть!

       Старик с восхищением следил  за стрельбой, кричали в небе  вороны. Кепки по очереди взлетали  вверх, и Мишка долго крепился. Но вот враз вдохнул воздух, набравшись храбрости, отчаянно  бросил кепку. Бух! — не задело, ни одной дробиной. Он бросил еще раз, как можно выше, потом еще... Бух! — кепка вдруг подскочила в воздухе, клочья полетели во все стороны. Оказалось, не клочья, а бумажные пыжи. Однако и кепке досталось: насчитали шесть дыр...

       — Я как брошу, как брошу!  — захлебываясь, говорит Мишка. Он снова выглядит героем и с восторгом показывает дыроватую, пахнущую порохом обнову. До него не сразу доходит горестный смысл всего случившегося. Глаза его наполняются обильной влагой, слезы вот-вот покатятся по щекам. Губы сами постепенно вытягиваются в подкову. Все чувствуют, что еще мгновение — и у бани раздастся Мишкин рев.

       Но тут старик, сидевший до  этого на бревне, встал: 

       — Ну, ребятушки, хватит вам  кидать! Теперь моя очередь! 

       Он резво бросил в воздух  свою тоже новую кепку. Бух! — парень уже натренировался и палил довольно сносно. Кепку разнесло по всем правилам...

      

       Дыры считают все вместе, и  Мишкины слезы почему-то рассасываются,  предчувствие великой домашней  беды сразу ослабевает.

      

      

       * * *

      

       Дома он мужественно выдерживает  свои роковые минуты, впервые  в жизни не подал голосу. Когда  буря утихла, Мишка, вздрагивая  плечами, садится за уроки.  Потом идет в сени, берет удочку  и, накопав червей, отправляется  на реку.

Информация о работе Сказкотерапия