Системы классификации цветов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 16:32, реферат

Описание работы

Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения — это ощуще¬ния цвета. Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона — от коротких космических лучей с длиной волны около 4хЮ18см до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами.

Работа содержит 1 файл

Системы классификации цветов.docx

— 63.46 Кб (Скачать)

     Системы  классификации  цветов.  

     Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому  зрительные ощущения — это ощущения цвета. Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона — от коротких  космических лучей с длиной волны около 4хЮ18см до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.

     Связь между зрительно  воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета

    
     Длина волны в  миллиардных долях метра      Ощущение  цвета, возникающее при воздействии  на глаз волны соответствующей длины
     380—450

     480

     500

     521

     540-560

     572

     600-650

     780

     Фиолетовый

     Синий

     Голубовато-зеленый

     Зеленый

     Зелено-желтый

     Желтый

     Оранжевый

     Красный

      Зрительные ощущения являются наиболее важными для человека. Они дают возможность отражать свет и цвет. Цветовые ощущения бывают ахроматическими и хроматическими. К ахроматическим цветам относят: белый, серый и черный. Они отличаются между собой только светлотой. К хроматическим цветам относят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Первые три характеризуются как теплые цвета, остальные как - холодные. Хроматические цвета отличаются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

     Зрительные  ощущения оказывают большое влияние  на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный говорит об опасности, желтый - предостерегает, зеленый - сигнализирует о безопасности и т.п. Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

    Цвета производят определенное физиологическое воздействие на человеческий организм. Французский невропатолог Ч.Фере отметил, что показания динамометра, определяющего сжатием руки мускульную силу, изменяются при различных условиях освещения. При кратковременной работе производительность труда увеличивается при красном цвете и уменьшается при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом цвете и снижается при синем и фиолетовом. Экспериментальные исследования В.М.Бехтерева, И.Н.Спиртова и других установили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем Бехтеревым была поставлена задача использования терапевтического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние душевнобольных.

     Ф.Стефанеску - Гоанга установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является возбуждающей, а вторая – успокаивающей.

            Интересна следующая классификация  цветов по их психологическому  воздействию на человека:

  1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители (красный, оранжевый, жёлтый).
  2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение (фиолетовый, синий, голубой, сине-зелёный).
  3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета (розовый, лиловый, пастельно – зелёный, серо – голубой.
  4. Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов (зелёный, оливковый, жёлто – зелёный, пурпурный).
  5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (чёрный).
  6. Тёплые тёмные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно (коричневый землистый, тёмно – коричневый, коричневый).
  7. Холодные тёмные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение (тёмно – серые, чёрно – серые).

     Первая  попытка привести видимые цвета  в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона - цветовой круг, составленный из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

     Приемы  смешения, которыми пользовался Ньютон, также не были безупречными. Но все  законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения - естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча.

     По  окружности цветового круга расположены  непрерывно изменяющиеся но цветовому  тону насыщенные цвета - спектральные и пурпурные. Против пурпурно-красного расположен зеленый цвет, против красного - сине-зеленый, против оранжевого - синий  и против желтого - фиолетовый. На каждом радиусе расположены цвета одного цветового тона, непрерывно изменяющиеся по насыщенности от спектрального или  пурпурного до белого, расположенного в центре круга. Изменение цвета  по светлоте в цветовом круге не учитывается. 
 
      На цветовом круге легко наглядно показать три закона оптического смешения цветов. Согласно идее Ньютона, цвет смеси находится (по принципу центра тяжести) на прямой, соединяющей смешиваемые цвета, ближе к тому цвету, которого в смеси "больше". 
 
             Между 1874 и 1893 психолог Вильгельм Вундт представил две различные цветовые системы в своих лекциях. 
 
         Основные цвета: 1) зелёный, синий, пурпурный и жёлтый;  2) жёлтый, синий и красный. Форма: 1)сфера; 2)конус.
 
 
        Цветовая сфера Вундта 1874 года имеет 8 основных цветов вдоль экватора, расположенных в сегментах одинакового размера и меняющихся пошагово в направлении белого и чёрного полюсов. Цветовой конус 1893 года построен вокруг всего 6 основных цветов, которые все прогрессируют в направлении чёрной вершины. Различные комплементарные цвета расположены напротив друг друга в обеих системах. Вундт исчерпывающе занимался цветом и фактически разработал две системы, обе из которых было построены на принципе оппозиции (которая также может быть выведена из полярных свойств эмпирического мира, таких как возбуждение и спокойствие, благополучие и боль). В дополнение к первоначальной системе 1874 года в форме сферы,  Вундт придумал коническую конструкцию. 
 
   Он представил свой конус впервые в 1893 году во втором издании "Лекций о душе человека и животных".  
 
       
Главным интересом Вундта были цветовые системы. Он хотел узнать больше о процессе восприятия - о тех условиях сознания "которые не могут быть разделены на более простые компоненты", как он писал в "Физиологической психологии", которая также содержит цветовую сферу: белый (WE) и чёрный (SC) помещены на полюса, а экватор включает в себя 8 цветов - зелёный (GR), зелёно-синий (GB), синий (BL), фиолетовый (VI), пурпурный (PU), красный (RO), жёлтый (GE) и жёлто-зелёный (GG) - которые формируют круг с серым в центре. Вундт также заметил, что "если это представление сферы случайно, поскольку вместо неё может выбрано другое воплощение со сходными свойствами, психологический факт, что целая система световых ощущений это трёхмерный и замкнутый континиум, всё ещё будет живо выражен внутри такой сферы". 
 
     В случае цветовой сферы, возможно продвижение от самой большой поверхности поперечного сечения (через её центр) в двух направлениях; в случае с конусом есть только один путь, проходящий от белого центра кругового основания вверх к чёрной вершине. Это круговое основание размещает только 6 цветов: жёлтый, зелёный, синий, пурпурный, красный и оранжевый. Естественно, результат этого ограничения в том, что различные цвета будут противоположны друг другу в каждой из систем Вундта. 
Число 8 играет особую роль в обеих схемах Вундта: в сумме 8 цветов появляются в конусе, с 8-ю цветами вновь появляющимися в самом большом поперечном сечении через центр сферы. Из трёх компонентов могут быть получены 8 комбинаций с участием чёрного (который не содержит первичного цвета) и белого (который содержит все три первичных цвета). 
 
    На данном этапе нужно сделать особое замечание относительно концепции цветового круга, которая выражается в обеих системах
Вундта, которая, конечно же, может быть прослежена от Ньютона. Кажется невероятным, что цвета продолжают изображать с помощью замкнутого круга после того, как стало известно, что видимый электромагнитный спектр (между 400 nm (синий) и 700 nm (красный)) имеет открытые границы. Но цветовой круг в действительности не существует; он существует только в наших умах - конструктивное достижение нашего восприятия. 
Цвета показывают, что наше восприятие действительно как селективное, так и конструктивное; селективное, потому что не все световые длины волн принимаются глазом; конструктивное, потому что качества (цвета) возникают из-за физического возбудителя (свет
различных длин волн). Смешивая две длины волн, которые остаются раздельными физически, создаётся третий цвет, который с физиологической точки зрения неделим. Белый и пурпурный могут здесь возникнуть только смешиванием. 
 
          Еще И.В.Гёте отмечал действие цветов на настроение.
Он считал, что цвет "независимо от строения и формы материала, которому принадлежит оказывает известное воздействие на душевное настроение". Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. "Отдельные красочные впечатления должны действовать специфически и вызывать специфические состояния". И далее: "отдельные цвета вызывают особые душевные состояния". Согласно этим положениям, Гёте ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гёте иллюстрирует описанием тех изменений в "душевном состоянии", которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стёкол.

          Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гёте разделяет цвета на "положительные" - жёлтый, красно-жёлтый (оранжевый) и жёлто-красный (сурик, киноварь) и "отрицательные" - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зелёный Гёте относил к "нейтральным". Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гёте.

          Жёлтый. Если смотреть сквозь жёлтое стекло, то "глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что, веет теплом". Чисто жёлтый - приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на "неблагородную" поверхность, жёлтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гёте, такой жёлтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации. 
 
    Оранжевый. То, что сказано (положительного) о жёлтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый "энергичнее" чисто жёлтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гёте, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами. 
 
    Жёлто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гёте, энергичные, здоровые, суровые люди особенно "радуются" (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.
 
 
    Синий. "Как цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто". Гёте тонко чувствует "мистицизм" синего и пишет о нём, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, "уходит" от человека. Синий как идея тёмного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде. 
 
     Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный. 
 
     Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гёте считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.
 
Чисто красный Гёте рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете "идеальное удовлетворение". Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность. 
Говоря о пурпуре, Гёте указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день "страшного суда".
 
 
    Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа "отдыхает". Не хочется и нельзя идти дальше. 
 
     Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, "ограничивает" душу, которая стремится к цельности. Здесь Гёте проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гёте, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гёте выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый. 
 
    Исходя из учения Гёте о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют "цветовой круг" Гёте, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали. 

       В колориметрии широко используется  цветовой атлас Манселла, составленный  в начале 20 столетия американским  художником Альбертом Манселлом.  Манселл сгруппировал цвета по  трем координатам цветового тона, насыщенности  и светлоты.

     
     
      
     

           Манселл разделил цветовые тона на 10 основных тонов, которые он обозначил соответствующими буквенными индексами: R (красный), YR (желто-красный), Y (желтый), GY (желто-зеленый), G (зеленый), BG (сине-зеленый), B (синий), PB (пурпурно-синий) и RP (красно-пурпурный). В каждом из них он выделил 10 оттенков, получив таким образом 100 чистых цветовых тонов. Их он расположил по кругу, создав геометрическое построение. Значения тонов были выбраны Манселлом таким образом, чтобы соседние друг с другом образцы имели одинаковое цветовое отличие на глаз обычного наблюдателя при нормальных условиях освещения (под таким освещением Манселл понимал полуденный свет неба в северных широтах). Используя центр полученной окружности как точку ахроматических цветов, Манселл расположил цветовые образцы от центра окружности к ее краю в соответствии с увеличением насыщенности цвета. Наконец, из центра окружности он построил ось, вдоль которой цвета группировались по мере увеличения их светлоты . По степени увеличения светлоты цвета разбивались на 10 групп от 0 (черный) до 9 (белый), причем шкала яркости была выбрана не линейная, а логарифмическая, что более соответствует тому, как изменение яркости воспринимается человеком. А вот по степени увеличения насыщенности цвета не имели четкого и одинакового разделения, поскольку спектральная чувствительность человеческого глаза в разных областях спектра не одинакова, и потому различия насыщенности для разных цветовых тонов человек может видеть менее или более точно. Так для 5Y при светлоте = 2 Манселл выделил только 3 степени насыщенности, а для 5PB при той же светлоте — 28. При этом для разных значений светлоты возможное число цветовых образцов, имеющих разную насыщенность, было также неодинаковым, что согласуется с тем фактом, что человек не способен хорошо различать цвета при слишком низких и слишком высоких яркостях. Если сгруппировать цветовые образцы в пространственное тело, то полученное таким образом геометрическое построение будет несколько асимметричным, напоминая немного яблоко слегка неправильной формы либо деформированный шар. Кстати говоря, именно таким образом в виде своеобразного цветового глобуса цветовой атлас Манселла часто и представлялся потребителю.

Информация о работе Системы классификации цветов