Систематика задержки психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:46, реферат

Описание работы

Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Работа содержит 1 файл

контрольная по ЗПР.docx

— 27.90 Кб (Скачать)

     4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза - занимает основное место в границах данного отклонения. Он встречается у детей наиболее часто и он же вызывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом.

     При этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и  признаки парциальной поврежденности ряда психических функций. Ею выделяются два основных клинико-психологических  варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза.

     При первом варианте преобладают черты  незрелости эмоциональной сферы  по типу органического инфантилизма. Если и отмечается энцефалопатическая симптоматика, то она представлена негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами. Высшие психические функции при этом недостаточно сформированы, истощаемы и дефицитарны в звене контроля произвольной деятельности.

     При втором варианте доминируют симптомы поврежденности: «являются стойкие  энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций и тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, склонность к персеверациям). Регуляция психической деятельности ребенка нарушена не только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной деятельности. Это приводит к низкому уровню овладения всеми видами произвольной деятельности. У ребенка задерживается формирование предметно-манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности.

     Прогноз задержки психического развития церебрально-органического  генеза в значительной степени зависит  от состояния высших корковых функций  и типа возрастной динамики его развития. При их сочетании с выраженной дефицитарностью отдельных корковых функций необходима массированная психолого-педагогическая коррекция, осуществляемая в условиях специализированного детского сада. Первичные стойкие и обширные расстройства программирования, контроля и инициирования произвольных видов психической деятельности требуют отграничения их от умственной отсталости и других серьезных психических расстройств.

     Каждый  из этих типов задержки психического развития имеет свою клинико-психологическую  структуру, свои особенности эмоциональной  незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой задержки психического развития.

     Представленные  клинические типы наиболее стойких  форм задержек психического развития в основном отличаются друг от друга  именно особенностью структуры и  характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями  развития психических функций. 
 
 
 
 
 
 
 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» - СПб.: Речь, 2004. – 352с.
  2. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития» - СПб.: Речь, 2007. – 168с.

                                         

Информация о работе Систематика задержки психического развития