Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:28, курсовая работа
Система ценностей, как и всё в жизни, зависит от состояния сознания человека. Как мы думаем, так мы и живём. Для кого-то в системе ценностей существует только набор конкретных, материальных вещей: еда, одежда, жильё, деньги. Для другого, это, вообще, не является существенным, он живёт только духовными ценностями. Люди индивидуальны, и у каждого свой взгляд на жизнь, но есть основополагающие вещи, которые значимы практически для всех.
Изучение ценностно-смысловой сферы личности, включающей в себя систему ценностей и личностных смыслов, представляет особый интерес для современной психологии. Во-первых, потому, что рассмотрение ценностей позволяет проследить закономерности развития общества, государства, а во-вторых, исследование этих феноменов предполагает выяснение их влияния на многие сферы жизнедеятельности человека (профессиональное и личностное самоопределение, отношения в семье, детско-родительские взаимодействия и многие другие).
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты
1.1 Ценности как индивидуальный и социальный феномен
1.2 Ценностные ориентации в семейной жизни
1.3 Типология семейных ценностей
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2. Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
Интерпретация шкал семейных ценностей.
1. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, что супруг (а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге (у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.
2.
Шкала, отражающая установку
3.
Шкала, измеряющая установку
4. Шкала, позволяющая судить об
отношении супруга (и) к
5.
Шкала, отражающая установку
6.
Шкала, отражающая установку
7.
Шкала, отражающая установку
Текст опросника
|
Методика «РОП»
Методика М. Рокича
Инструкция для ранжирования инструментальных ценностей:
«Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».
Список инструментальных ценностей:
[ ] АККУРАТНОСТЬ, ЧИСТОПЛОТНОСТЬ[ %]
(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
[ ]ВОСПИТАННОСТЬ[ %]
(хорошие манеры)
[ ] ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ[ %]
(высокие требования к жизни и высокие притязания)
[ ] ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ[ %]
(чувство юмора)
[ ] ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ[ %]
(дисциплинированность)
[ ] НЕЗАВИСИМОСТЬ[ %]
(способность действовать самостоятельно, решительно)
[ ] НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ[ %]
[ ] ОБРАЗОВАННОСТЬ[ %]
(широта знаний, высокая общая культура)
[ ] ОТВЕТСТВЕННОСТЬ[ %]
(чувство долга, умение держать слово)
[ ] РАЦИОНАЛИЗМ[ %]
(умение
здраво и логично мыслить,
[ ] САМОКОНТРОЛЬ[ %]
(сдержанность, самодисциплина)
[ ] СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ[ %]
[ ] ТВЕРДАЯ ВОЛЯ[ %]
(умение
настоять на своем, не
[ ] ТЕРПИМОСТЬ [ %]
(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
[ ] ЧЕСТНОСТЬ[ %]
(правдивость, искренность)
[ ] ЧУТКОСТЬ[ %]
(заботливость)
[ ] ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ[ %]
(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
[ ] ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ[ %]
(трудолюбие, продуктивность в работе)
Инструкция для ранжирования терминальных ценностей:
«Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из предложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».
Список терминальных ценностей:
[ ] АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
[ ] ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ [ %]
(зрелость
суждений и здравый смысл,
[ ] ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) [ %]
[ ] ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА [ %]
[ ] КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА [ %]
(переживание
прекрасного в природе и
[ ] ЛЮБОВЬ [ %]
(духовная
и физическая близость с
[ ] МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(отсутствие материальных затруднений)
[ ] НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ [ %]
[ ] ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ [ %]
(уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
[ ] ПОЗНАНИЕ [ %]
(возможность
расширения своего образования,
[ ] ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(максимально
полное использование своих
[ ] РАЗВИТИЕ [ %]
(работа
над собой, постоянное
[ ] РАЗВЛЕЧЕНИЯ [ %]
(приятное,
необременительное
[ ] СВОБОДА [ %]
(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
[ ] СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
[ ] СЧАСТЬЕ ДРУГИХ [ %]
(благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
[ ] ТВОРЧЕСТВО [ %]
(возможность творческой деятельности)
[ ] УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ [ %]
(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Экспериментальные данные при оценке жен по методике «РОП» Волковой
пара | молодые пары | зрелые пары | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1.
Настроение и самочувствие |
3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 |
2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3.
Сексуальные отношения – |
1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
4. Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 |
5. Муж–это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения. | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 |
6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
7.
Самая главная забота мужа
– обеспечить материальный |
2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 |
9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | 2 | 2 | 3 |
13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 |
16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу. | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 |
17. Для меня главное, чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
18. Муж – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
20. Мне нравятся видные, рослые мужчины. | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 |
21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно посмотреть. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обихожены. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 |
27.
Я люблю детей и с |
2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 |
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
29.
Я хочу стать хорошим |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 |
30.
Я горжусь, когда мне поручают
трудную и ответственную |
2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой. | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды. | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
33.
Я всегда искренне и с |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
35.
Я люблю красивую одежду, ношу
украшения, употребляю |
2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
36. Я придаю большое значение своему внешнему виду. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |