Система супружеских ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Система ценностей, как и всё в жизни, зависит от состояния сознания человека. Как мы думаем, так мы и живём. Для кого-то в системе ценностей существует только набор конкретных, материальных вещей: еда, одежда, жильё, деньги. Для другого, это, вообще, не является существенным, он живёт только духовными ценностями. Люди индивидуальны, и у каждого свой взгляд на жизнь, но есть основополагающие вещи, которые значимы практически для всех.
Изучение ценностно-смысловой сферы личности, включающей в себя систему ценностей и личностных смыслов, представляет особый интерес для современной психологии. Во-первых, потому, что рассмотрение ценностей позволяет проследить закономерности развития общества, государства, а во-вторых, исследование этих феноменов предполагает выяснение их влияния на многие сферы жизнедеятельности человека (профессиональное и личностное самоопределение, отношения в семье, детско-родительские взаимодействия и многие другие).

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты
1.1 Ценности как индивидуальный и социальный феномен
1.2 Ценностные ориентации в семейной жизни
1.3 Типология семейных ценностей
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2. Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

система супружеских ценностей.doc

— 661.50 Кб (Скачать)

     По  методике определения ценностных ориентаций Рокича также были получены экспериментальные данные (отображены в приложении 4).

     Ниже  представлен анализ инструментальных и терминальных ценностей в оценке супругами молодых и зрелых пар  соответственно.

 

   

     Рис. 4. Ранжирование инструментальных ценностей  супругами молодых пар

 

   

     Рис. 5. Ранжирование инструментальных ценностей супругами зрелых пар 

     Как видно из рисунка 4, супруги молодых  пар наиболее важной ценностью считают  независимость, эффективность в  делах. Наименее важными в их оценке оказались исполнительность, чуткость, терпимость.

     Ранжирование инструментальных ценностей супругами зрелых пар существенно различается. Наиболее важными они считают аккуратность, широту взглядов. Примерно на одном уровне важности для субъекта находятся такие ценности как самоконтроль, эффективность в делах, рационализм, высокие запросы, исполнительность. Наименее важными качествами, по их мнению, являются жизнерадостность, твердая воля и образованность. Для сравнения – у молодых супругов образованность стоит в числе наиболее важных качеств человека.

     Ниже  представлены диаграммы, отображающие ранжирование терминальных ценностей.

    

     Рис. 6. Ранжирование терминальных ценностей  супругами молодых пар 

  

     Рис. 7. Ранжирование терминальных ценностей  супругами зрелых пар

 

      Получается, что супруги и молодых  и зрелых пар в числе наиболее важных ценностей, к которым нужно стремиться, считают здоровье. Счастливая семейная жизнь и продуктивная жизнь также важны у всех пар, но их важность у зрелых пар более выражена. Наименее важной целью для себя молодые пары считают – счастье других, красоту природы и искусства, зрелые – развлечения, уверенность в себе.

 

     Заключение

 

     В ходе подготовки настоящей работы были решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены особенности социокультурного феномена ценностей.
  2. Проведен обзор ведущих ценностных ориентаций в семейной жизни.
  3. Разработан психологический инструментарий для проведения экспериментального исследования.
  4. Проведено экспериментальное исследование с целью выявления семейных ценностей в супружеских парах.
  5. Содержательно обобщены результаты теоретико-экспериментального исследования.
  6. Сформулированы выводы.

     Ценности, их система являются очень важным аспектом личности. Система ценностей  как составляющая Я-концепции определяет мировоззренческие аспекты самосознания. Понятие индивидуальных ценностей  во многом сродни мотивам, потому что ценности могут быть движущей силой поведения. Наиболее значимые ценности фактически являются самыми сильными мотивами, во всяком случае, их сознательной части.

     Система ценностей — один из важнейших  компонентов внутренней структуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.

     Ценности  супругов, как жизненные, так и  семейные, приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определенную роль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий, складывании типа семейной системы.

     Основные  ценности, которые могут быть характерны для типичной семьи:

  • Любовь как форма реализации своих духовных потребностей
  • Забота о близких
  • Возможность быть объектом заботы, поддержки
  • Дети
  • Продолжение рода
  • Здоровье
  • Интересное совместное времяпрепровождение
  • Сексуальная удовлетворенность
  • Совместное ведение хозяйства как вариант комфорта, обустройство жилища
  • Отдых физический, психологический
  • Финансовая поддержка и др.

     Анализ  полученных экспериментальным путем  данных показал следующее:

  • в молодых парах интимно-сексуальная сфера имеет высокий уровень значимости, причем анализ в разрезе по полу показывает, что это характерно как для мужчин, так и для женщин.
  • установка на личностную идентификацию с партнером диагностирована у зрелых пар на более высоком уровне в сравнении с молодыми парами. Т.е. молодые супруги желают оставаться более автономными по отношению друг к другу.
  • ожидания партнеров в сферах хозяйственно-бытовой и родительско-воспитательской на высоком уровне и почти равны и у молодых пар, и у зрелых.
  • ожидания партнеров зрелых пар имеют низкий уровень по шкале социальной активности и внешней привлекательности. Это говорит о том, что данные ценности не значимы в ожиданиях партнеров.
  • для молодых супругов в их собственном участии характерен низкий уровень по шкалам хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной, эмоционально-психотерапевтической. В то время как, социальная активность и внешняя привлекательность имеют для них очень высокое значение в отличие от зрелых пар.
  • супруги молодых пар наиболее важной ценностью считают независимость, эффективность в делах. Наименее важными в их оценке оказались исполнительность, чуткость, терпимость.
  • Наименее важными качествами, по мнению зрелых супружеских пар, являются жизнерадостность, твердая воля и образованность. Для сравнения – у молодых супругов образованность стоит в числе наиболее важных качеств человека.
  • супруги и молодых и зрелых пар в числе наиболее важных ценностей, к которым нужно стремиться, считают здоровье.
  • счастливая семейная жизнь и продуктивная жизнь также важны у всех пар, но их важность у зрелых пар более выражена. Наименее важной целью для себя молодые пары считают – счастье других, красоту природы и искусства, зрелые – развлечения, уверенность в себе.

     Анализ  проведенного исследования показал, что  ценности супружеской пары изменяются в зависимости от увеличения «стажа» семейной жизни. Характер данных изменений зависит от многих факторов, но прежде всего от изначальной системы ценностей каждого из супругов.

 

     Список  литературы

 
  1. Антонов А.И. Изучение репродуктивных установок как одна из важнейших задач социально-психологического исследования семьи // Динамика изменения положения женщины и семья. Материалы ХII Международного семинара по исследованию семьи. Вып. 1.М., 1972.С 13-24.
  2. Барлас Т. Введение в профессиональную психологию Москва, 2001 Независимая фирма “Класс”.
  3. Борисов В. А. Демография и социальная психология. Доклад на VII социологическом конгрессе. М„ 1970;
  4. Борисов В. А. Перспективы рождаемости. М., 1976. Антонов А- Микросоциолопия семьи (методология исследования структур и процессов). М., 1998.
  5. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта /Пер. с англ. М.И. Завалова. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.
  6. Карпенкова И.В. Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ. Диссертация. М. – 2009.
  7. Клочко В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: Тезисы конференции. – Барнаул, 1997. – С. 234 – 236.
  8. Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. – Караганда: Изд-воКГУ, 1987. – 94 с.
  9. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: ТГУ, 1999. – 154 с.
  10. Крылов А.А. Психология : учебник (2-е издание)»: Издательство Проспект; 2005
  11. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание - Кострома: КГУ, 2004.- 245 с.
  12. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. №5. С. 3.
  13. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М., 1992
  14. Майерс Д. Социальная психология. — СПб, 2000.
  15. Тиводар А.Р. Личность в брачном партнерстве: поиск идентичности. – Черноморская гуманитарная академия.
  16. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи
  17. Пезишкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.: Смысл, 1993. – 332 с.
  18. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 – 512 с.
  19. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. Под ред. Е. Г. Силяева.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 
  20. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова.— Л., 1979, с. 208—209.
  21. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 302 с.
  22. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
  23. Шеляг Г. Образ жизни и семья: Материалы международной научно-драктагаеской конференции 1—3 июня 1993 г. -М., 1994. -С. 34.

 

     Приложение 1

 

     Методика  «РОП» Волковой А.Н.

     Оснащение:

     1. Два набора по 36 карточек из  плотной бумаги, (картона). На каждую  карточку наносится номер и  текст суждения (см. приложение).

     2. Два набора по 4 карточки-классификатора  с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».

     Порядок работы: Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей  письменной инструкцией: «Уважаемый товарищ! На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании».

     После выполнения супругами задания, консультант  регистрирует ответы мужа и жены в  протоколе консультационного исследования (форма): утверждение, отнесенное к группе «Полностью согласен» оценивается  в 3 балла, отнесенное к группе «В общем  это верно»– в 2 балла, отнесенное к группе «Это не совсем так» – в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно»–в 0 баллов. Здесь же в протоколе консультант суммирует баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец протокола. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».  

     Протокол (форма)

     Фамилия, имя, отчество __________________________________________

     Дата  исследования ___________20__ г.

     Возраст________________ Семейный стаж ____________________

     Количество  детей 

     Консультационное  исследование семейных ценностей 

Шкала семейных ценностей № карт. Баллы № карт. Баллы Общий показатель
Интимно-сексуальная 1      
2  
3  
∑=  
Личностная  идентификация с супругом 4      
5  
6  
∑=  
Хозяйственно-бытовая Ожидание Притязание  
7   22  
8   23  
9   24  
∑=   ∑=  
Родительско-воспитательная 10   25    
11   26  
12   27  
∑=   ∑=  
Социальная активность 13   28    
14   29  
15   30  
∑=   ∑=  
Эмоционально-психотерапевтическая 16   31    
17   32  
18   33  
∑=   ∑=  
Внешняя привлекательность 19   34    
20   35  
21   36  
∑=   ∑=  

Информация о работе Система супружеских ценностей