Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:28, курсовая работа
Система ценностей, как и всё в жизни, зависит от состояния сознания человека. Как мы думаем, так мы и живём. Для кого-то в системе ценностей существует только набор конкретных, материальных вещей: еда, одежда, жильё, деньги. Для другого, это, вообще, не является существенным, он живёт только духовными ценностями. Люди индивидуальны, и у каждого свой взгляд на жизнь, но есть основополагающие вещи, которые значимы практически для всех.
Изучение ценностно-смысловой сферы личности, включающей в себя систему ценностей и личностных смыслов, представляет особый интерес для современной психологии. Во-первых, потому, что рассмотрение ценностей позволяет проследить закономерности развития общества, государства, а во-вторых, исследование этих феноменов предполагает выяснение их влияния на многие сферы жизнедеятельности человека (профессиональное и личностное самоопределение, отношения в семье, детско-родительские взаимодействия и многие другие).
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты
1.1 Ценности как индивидуальный и социальный феномен
1.2 Ценностные ориентации в семейной жизни
1.3 Типология семейных ценностей
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование
2.1 Методы и организация экспериментального исследования
2.2. Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
По методике определения ценностных ориентаций Рокича также были получены экспериментальные данные (отображены в приложении 4).
Ниже представлен анализ инструментальных и терминальных ценностей в оценке супругами молодых и зрелых пар соответственно.
Рис. 4. Ранжирование инструментальных ценностей супругами молодых пар
Рис.
5. Ранжирование инструментальных ценностей
супругами зрелых пар
Как видно из рисунка 4, супруги молодых пар наиболее важной ценностью считают независимость, эффективность в делах. Наименее важными в их оценке оказались исполнительность, чуткость, терпимость.
Ранжирование инструментальных ценностей супругами зрелых пар существенно различается. Наиболее важными они считают аккуратность, широту взглядов. Примерно на одном уровне важности для субъекта находятся такие ценности как самоконтроль, эффективность в делах, рационализм, высокие запросы, исполнительность. Наименее важными качествами, по их мнению, являются жизнерадостность, твердая воля и образованность. Для сравнения – у молодых супругов образованность стоит в числе наиболее важных качеств человека.
Ниже представлены диаграммы, отображающие ранжирование терминальных ценностей.
Рис.
6. Ранжирование терминальных ценностей
супругами молодых пар
Рис. 7. Ранжирование терминальных ценностей супругами зрелых пар
Получается, что супруги и молодых и зрелых пар в числе наиболее важных ценностей, к которым нужно стремиться, считают здоровье. Счастливая семейная жизнь и продуктивная жизнь также важны у всех пар, но их важность у зрелых пар более выражена. Наименее важной целью для себя молодые пары считают – счастье других, красоту природы и искусства, зрелые – развлечения, уверенность в себе.
В ходе подготовки настоящей работы были решены следующие задачи:
Ценности,
их система являются очень важным
аспектом личности. Система ценностей
как составляющая Я-концепции определяет
мировоззренческие аспекты
Система ценностей — один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.
Ценности супругов, как жизненные, так и семейные, приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определенную роль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий, складывании типа семейной системы.
Основные ценности, которые могут быть характерны для типичной семьи:
Анализ полученных экспериментальным путем данных показал следующее:
Анализ проведенного исследования показал, что ценности супружеской пары изменяются в зависимости от увеличения «стажа» семейной жизни. Характер данных изменений зависит от многих факторов, но прежде всего от изначальной системы ценностей каждого из супругов.
Методика «РОП» Волковой А.Н.
Оснащение:
1. Два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения (см. приложение).
2. Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».
Порядок работы: Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной инструкцией: «Уважаемый товарищ! На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании».
После
выполнения супругами задания, консультант
регистрирует ответы мужа и жены в
протоколе консультационного
Протокол (форма)
Фамилия,
имя, отчество ______________________________
Дата исследования ___________20__ г.
Возраст________________ Семейный стаж ____________________
Количество
детей
Консультационное
исследование семейных ценностей
Шкала семейных ценностей | № карт. | Баллы | № карт. | Баллы | Общий показатель |
Интимно-сексуальная | 1 | ||||
2 | |||||
3 | |||||
∑= | |||||
Личностная идентификация с супругом | 4 | ||||
5 | |||||
6 | |||||
∑= | |||||
Хозяйственно-бытовая | Ожидание | Притязание | |||
7 | 22 | ||||
8 | 23 | ||||
9 | 24 | ||||
∑= | ∑= | ||||
Родительско-воспитательная | 10 | 25 | |||
11 | 26 | ||||
12 | 27 | ||||
∑= | ∑= | ||||
Социальная активность | 13 | 28 | |||
14 | 29 | ||||
15 | 30 | ||||
∑= | ∑= | ||||
Эмоционально- |
16 | 31 | |||
17 | 32 | ||||
18 | 33 | ||||
∑= | ∑= | ||||
Внешняя привлекательность | 19 | 34 | |||
20 | 35 | ||||
21 | 36 | ||||
∑= | ∑= |