Система работы по развитию связной речи и повышению интереса к занятиям у детей младшего дошкольного возраста с использованием приемов с

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:36, аттестационная работа

Описание работы

Цель работы: преодоление проблем развития связанной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством применения сказкотерапии.

Содержание

I. Краткое описание системы работы:
1. Цели и задачи.
2. Мотивация включения в занятия по развитию речи приемов сказкотерапии.
II. Использование приемов сказкотерапии на занятиях по развитию речи, связь с другими видами деятельности.
III. Принципы, используемые в педагогичесой деятельности:
1. Принцип гуманизации.
2. Принцип индивидуализации.
3. Принцип природосообразности.
4. Принцип успешности.
5. Принцип дифференциации в воспитании.
IV. Результативность воспитания.
V. Заключение.

Работа содержит 1 файл

сказктерапия.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
tyle="text-align:justify">2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон .

3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.

 

На практике можно использовать несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит перед собой педагог. Не претендуя на полный обзор всех методов, можно попытаться классифицировать их по целям и задачам. Разные по жанрам сказки в разной степени подходят для выполнения задач, поэтому можно составить нечто вроде сравнительной таблицы по жанрам сказок и целям проективных занятий со сказками.

      Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются. (сказки «Дюймовочка», «Золушка»)

      Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.(для детей младшего дошкольного возраста – это схематичные изображения героев, передача образов цветным контурами и пятнами)

      «Почему герой так поступил?» - то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо». (сказки «Лягушка-путешественница», «Снежная королева»)

      Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.(«Заяц-Коська и Родничок», «Цветик-Семицветик», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди»)

      Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации. («Сказка о рыбаке и рыбке» )

      Переделка или творческая работа по мотивам сказки.

В своей работе я чаще других использую метод – проигрывание эпизодов сказки. В связи с этим, подробнее остановлюсь на этом методе.

Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей – мимики, пантомимики, речевой интонации детей – обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского, в частности, к методу опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Метод этот получил название физического действия. Его заимствование применительно к дошкольникам дает возможность управлять характером моторного звена эмоционального отклика в тех случаях, когда следует снимать психомышечное напряжение, скованность в жестах, движениях, голосовых реакциях; развивать выразительность моторного звена эмоционального отклика; побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально - неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта.

Анализ литературы привел к выводу: наиболее эффективные средства развития проявлений эмоций – игровая драматизация (Л.П. Стрелкова, Н.А. Сорокина), игровые драматизации (Г. Барднер, И.П. Воропаева). Позитивное влияние театрализованной игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация).

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает строить модели той действительности, с которой имеет дело, и делает он это с помощью сказки, являющейся для него азбукой жизни.

Четыре – пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты (Ж. Пиаже). Это стремление исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научится преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяет сказка и игра. 

 В заключение отмечу, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Принципы, используемые в педагогической деятельности.

 

1.Принцип гуманизации - признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания.

Эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу.

2.Принцип индивидуализации - учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его  в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе.

Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

3.Принцип природосообразности - необходимо учитывать природу ребенка- пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.

Сказкотерапия использует источники сказок для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения исследуемого. Она идеально подходит для всех возрастных категорий, независимо от того, чьи проблемы нужно разобрать и попробовать решить, ребенка или взрослого.

4.Принцип успешности - мажорный тон жизни ребёнка опирается на общий психологический климат детского коллектива и на собственные успехи в деятельности.

Проводя параллель между смыслом мифов или притч, появляется тоненькая ниточка-связь с поведением детей и сказочными событиями. Когда этот момент найден его применяют на практике, соединяя скрытую мораль сказок и мудрость из них с поведением ребенка.

5.Принцип дифференциации в воспитании -  создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом  и объёмом, учет  специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.  

В процессе игры можно построить модель будущего и погрузиться в нее, не обращая внимания, ни на время, ни на пространство. Получив важные знания и требуемый результат, вернуться в реальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     IV. Результативность воспитания.             

 

Результативность обучения детей по развитию речи.

 

Уровень развития речи повысился на…

Развитие связной речи

Словарный запас

Сформированность грамматической стороны речи

2008 – 2009гг.

32.1%

35.6%

29.1%

2009 – 2010гг.

33.8%

38.7%

29.9%

2010 – 2011гг.

35.5%

41.2%

31.4%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     V. Заключение.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Проанализировав свой первый опыт, я пришла к выводу, что сказкотерапию можно использовать и в каждодневной жизни, решая с ребенком те бытовые проблемы, с которыми сталкивается любой родитель. Ведь довольно часто бывают моменты в воспитании ребенка, когда просто опускаются руки, уговоры не помогают и уже руки чешутся  дать подзатыльник.  Кажется, что вы говорите на разных языках. 
       Какие методы воздействия на ребенка так часто встречаются в родительском репертуаре? Крики, угрозы, приказы, обвинения. Все это мы используем, и будем использовать до тех пор, пока сознательно не «сменим свою пластинку» на более подходящую. 
     При помощи сказкотерапии можно избавить ребенка, например, от страха темноты, нежелания идти в садик или к врачу. Нужно тепло одеть малыша или накормить нелюбимой кашей? И тут этот способ будет Вам помощником. И все это без нервов, без конфликтов и прочих неприятностей.

Благодаря сказке находят общий язык, как на сознательном, так и подсознательном уровнях общения. Как бы долго не расшифровывали этот язык, очень дорого стоит научиться понимать и разговаривать на нем. Раскрытие фантазии многогранно.

 

 

 

 

        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003. — 400с.

        Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. — 224с.

        Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с.

 



Информация о работе Система работы по развитию связной речи и повышению интереса к занятиям у детей младшего дошкольного возраста с использованием приемов с