Система работы по развитию связной речи и повышению интереса к занятиям у детей младшего дошкольного возраста с использованием приемов с

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:36, аттестационная работа

Описание работы

Цель работы: преодоление проблем развития связанной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством применения сказкотерапии.

Содержание

I. Краткое описание системы работы:
1. Цели и задачи.
2. Мотивация включения в занятия по развитию речи приемов сказкотерапии.
II. Использование приемов сказкотерапии на занятиях по развитию речи, связь с другими видами деятельности.
III. Принципы, используемые в педагогичесой деятельности:
1. Принцип гуманизации.
2. Принцип индивидуализации.
3. Принцип природосообразности.
4. Принцип успешности.
5. Принцип дифференциации в воспитании.
IV. Результативность воспитания.
V. Заключение.

Работа содержит 1 файл

сказктерапия.doc

— 97.50 Кб (Скачать)


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Система работы

по развитию связной речи и повышению интереса к занятиям у детей младшего дошкольного возраста

с использованием приемов

сказкотерапии»

 

 

 

 

 

Автор: Богданова М.С.

Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №159

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

I. Краткое описание системы работы:

1. Цели и задачи.

2. Мотивация включения в занятия по развитию речи приемов сказкотерапии.

 

II. Использование приемов сказкотерапии на занятиях по развитию речи, связь с другими видами деятельности.

 

III. Принципы, используемые в педагогичесой деятельности:

 

1.      Принцип гуманизации.

2.      Принцип индивидуализации.

3.      Принцип природосообразности.

4.      Принцип успешности.

5.      Принцип дифференциации в воспитании.

 

     IV. Результативность воспитания.             

     V. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Краткое описание системы работы.

 

Система развития связной речи в нашем дошкольном учреждении представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на развитие речи, всестороннее развитие детей.

              Работа по развитию связной речи с детьми осуществляется по программе М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», которая направлена на грамматическую правильность речи, совершенствование звуковой культуры речи, воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

              Несмотря на это я заметила, что речь детей скудна, не связна. Дети воспитываются на современных мультфильмах, приносят книги-комиксы. Проведя анализ и анкетирование родителей, выяснилось,  что 2/3 родителей не знакомят детей с народным творчеством, со сказками. А ведь именно сказкой можно вызвать интерес к занятию, научить ребенка пересказывать, развивая связную речь.

              С учетом всего вышеизложенного, я вношу в основную программу М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду» элементы сказкотерапии.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей?

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. 

Сказкотерапия накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Наиболее важная для развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), -- то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот "банк", эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии. Это тоже прекрасно, ибо РЕСУРС успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.

 

Цель работы: преодоление проблем развития связанной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством применения сказкотерапии.

 

Мною были поставлены следующие образовательные и воспитательные задачи.

1.Образовательные задачи.

      Формировать  у воспитанников навыки произвольного внимания. То есть ненасильственно вовлекать детей в образовательный процесс в форме игры, используя  непроизвольное внимание.

      воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность. Очень важно интерес к обучению воспитывать с первых шагов, что поможет в дальнейшем справиться с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ.

      Формировать «нравственный иммунитет». «Нравственный иммунитет» – способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти».

2. Воспитательные задачи.

       Развивать фантазию и творчество. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. 

      Воспитывать любовь к народному творчеству.Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

      Развивать эмоциональное включение ребенка в сказку. Метод сказкотерапии учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях.

      Развивать личностный рост ребёнка. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.

Все это позволяет вызвать интерес у детей к занятию, приобщить их к народному творчеству, и помочь им развить связную речь.             

              Систему по развитию связной речи я выстраиваю с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                Использование приемов сказкотерапии на занятиях по развитию речи, связь с другими видами деятельности.

 

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

 Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей, можно, рассказывая ему такую сказку: «Птенцы».  В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз. Все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу? Внимательно выслушайте ответы ребенка. Чаще всего дети говорят так: “Птенец тоже летит и садится на какую-нибудь ветку”, “Полетит к маме, потому что он испугался”, “Полетит к папе, потому что он сильней”, “Останется на земле, потому что он не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его”. Признаками скрытой тревожности ребенка являются ответы, подобные следующим: “Птенец не умеет летать, поэтому останется на земле”, “Попытается лететь, но не сумеет”, “Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.”, “О нем все забудут, и кто-нибудь наступит”. 

В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. 

Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

1.      Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

2.      Взрослый и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

  1. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

 

Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения . Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. В процессе психологического консультирования мы обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.

Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия - это ещё и процесс активизации потенциала личности. Это возможность поверить в свои силы. Сказкотерапия - это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.

Преимущество сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:

      Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

      Отсутствие четких персонификаций (собирательный образ главного героя);

      Образность и метафоричность языка;

      Психологическая защищенность (хороший конец);

      Наличие тайны и волшебства;

      Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

      Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

      Принятие в символической форме своей физической активности.

(И.В. Вачков)

 

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

Информация о работе Система работы по развитию связной речи и повышению интереса к занятиям у детей младшего дошкольного возраста с использованием приемов с