Синдром эмоционального выгорания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

Термин "эмоциональное выгорание" впервые введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими.
Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение ("человек - человек").

Содержание

1. Психологический стресс и синдром выгорания……………….…..2
2. Различные модели выгорания. Виды выгорания: психическое, эмоциональное, профессиональное…………………………………..3
3. Факторы выгорания…………………………………………………..5
4. Экзистенциальные аспекты выгорания………………………..….7
5. Профилактические и коррекционные программы для предотвращения выгорания работников организации……………………………………………….…….…..9
Заключение. …………………………………………………………..13
Литература……………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Синдром эмоционального выгорания.docx

— 33.15 Кб (Скачать)

Между тем, способность вчувствоваться и сопереживать представляет собой  некий буфер, препятствующий развитию выгорания. Особенно сильно проявляется  эта связь в отношении редукции личных достижений. Меньше проявляется  склонность занижать значения результатов, больше уверенность в собственной  профессиональной состоятельности. Способность  сопереживать, понимание переживаний  других людей тормозит дегуманизацию  межличностных отношений в процессе коммуникации и препятствует деперсонализации. Эмоциональная эмпатия, сопереживание могут являться дополнительным ресурсом для горения без выгорания.

 

  1. Профилактические и коррекционные программы для предотвращения выгорания работников организации.

В настоящее время проводится очень  много консультаций, семинаров и  тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Тренинги рассчитаны как  на специалистов, так и на всех, кому по роду деятельности может грозить  эмоциональное выгорание. На этих тренингах  учат не только определять свое настоящее  состояние, но и подбирать те психологические  приемы, которыми можно пользоваться самостоятельно. А заодно, и научиться помогать коллегам по работе, друзьям и близким.

Отдельным аспектом в системе предупреждения проф. деформации личности сотрудников  стоит проведение профессионального  психологического отбора при приеме лиц на работу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а  также лиц при перемещении  на различные должности позволяют  прогнозировать вероятность возникновения  профессиональной деформации у сотрудников  в конкретных условиях рабочей деятельности и могут быть использованы при  принятии кадровых решений. В этой связи  психологам необходимо обращать внимание на наличие у сотрудника профессионально  важных качеств личности, которые  бы обуславливали успешность его  рабочей деятельности и оказывали  предупреждающее воздействие на возникновение проф. деформации.

Немаловажным для профилактики профессиональной деформации личности является проведение психологических тренингов, на которых сотрудники осваивают упражнения  аутотренинга – основного метода психической саморегуляции. Эти упражнения помогают сотрудникам осуществлять регуляцию своего состояния.

Среди мероприятий, направленных на психологическую  профилактику профессиональной деформации, одним из наиболее оптимальных является социально-психологический тренинг  методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между  затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении  и развитии признаков СЭВ у  пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в  коллективе (межличностный уровень),   личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Существенная роль в борьбе с  СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить  возникновение СЭВ, но и достичь  снижения степени его выраженности:

·  определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

·  использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

·  овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

·  профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других организаций, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

·  уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

·  эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

·  поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

·  стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

·  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

·  проще относиться к конфликтам на работе;

·  не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Еще одно важное условие состоит  в наличии разделения между работой  и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается  всякий раз, когда границы между  ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут  быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют  в специальных мероприятиях, полностью  не связанных с работой, которые  позволяют им расслабиться, перестать  думать о работе прежде, чем они  добираются домой. Иногда это могут  быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

Таким образом, можно сказать, что  при первом подозрении СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда, характер складывающихся взаимоотношений в коллективе,   личностные реакции и заболеваемость. Также необходимо разделять частную жизнь и профессиональную, чтобы не распространять рабочие проблемы на семью.

Само собой, для профилактики профессиональной деформации сотрудников, прежде всего, требуется проведение серьезных  научных исследований с целью  разработки комплекса предупредительных  мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок  и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.

 

Заключение.

Синдром профессионального выгорания, это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания лежит в сильном  и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние  и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его  психофизиологического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся  дисбаланс приводит к полному  истощению имеющихся ресурсов и  выгоранию сотрудника.

Причина истощения ресурсов, приводящего  к выгоранию – неуправляемый  стресс. При отсутствии конструктивных мер по преодолению хронического состояния стресса в профессиональной деятельности, у человека формируется  комплекс негативных переживаний, нарушений  адаптивных способностей представляющих угрозу как для его личного здоровья, так и для организации в целом.

Развитие синдрома ведет к активизации  защитных механизмов (копинговых реакций), психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: апатии, циничности, ригидности поведения, снижению значимости достижений и результатов деятельности.

В последнее время жертвами синдрома профессионального выгорания все  чаще становятся не только представители  помогающих профессий: учителя, медицинские  работники, психологи и психотерапевты, социальные работники, но и представители  бизнеса и коммерческих структур. Последствия синдрома негативно  сказываются на деятельности всей организации  в целом.

Если, как было отмечено выше, стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы, из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить  ресурсы. Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин, особенно, если речь идет о младшем звене управленческой цепочки, рядовых сотрудниках организации.

Поэтому чаще всего меры по профилактике или преодолению стрессовых состояний  и синдрома выгорания сотрудников  направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов трудовых отношений. Но это предполагает основательный  подготовительный процесс. Профилактические мероприятия могут быть разработаны  только после того, как проблема распознана и изучена. На это требуется  не только время, но и понимание руководством организаций и предприятий необходимости подобных мер.

 

 

Литература: 

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: 2008
  2. Психология здоровья. Учеб. для вузов/ Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб., 2003
  3. Психология профессионального здоровья. Учеб. пособие/ Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2006
  4. Шингаев С.М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров. – СПб., 2011
  5. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003.

 


Информация о работе Синдром эмоционального выгорания