Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:30, реферат
Термин "эмоциональное выгорание" впервые введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими.
Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение ("человек - человек").
1. Психологический стресс и синдром выгорания……………….…..2
2. Различные модели выгорания. Виды выгорания: психическое, эмоциональное, профессиональное…………………………………..3
3. Факторы выгорания…………………………………………………..5
4. Экзистенциальные аспекты выгорания………………………..….7
5. Профилактические и коррекционные программы для предотвращения выгорания работников организации……………………………………………….…….…..9
Заключение. …………………………………………………………..13
Литература……………………………………………………………15
Между тем, способность вчувствоваться
и сопереживать представляет собой
некий буфер, препятствующий развитию
выгорания. Особенно сильно проявляется
эта связь в отношении редукции
личных достижений. Меньше проявляется
склонность занижать значения результатов,
больше уверенность в собственной
профессиональной состоятельности. Способность
сопереживать, понимание переживаний
других людей тормозит дегуманизацию
межличностных отношений в
В настоящее время проводится очень много консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Тренинги рассчитаны как на специалистов, так и на всех, кому по роду деятельности может грозить эмоциональное выгорание. На этих тренингах учат не только определять свое настоящее состояние, но и подбирать те психологические приемы, которыми можно пользоваться самостоятельно. А заодно, и научиться помогать коллегам по работе, друзьям и близким.
Отдельным аспектом в системе предупреждения проф. деформации личности сотрудников стоит проведение профессионального психологического отбора при приеме лиц на работу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а также лиц при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у сотрудников в конкретных условиях рабочей деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В этой связи психологам необходимо обращать внимание на наличие у сотрудника профессионально важных качеств личности, которые бы обуславливали успешность его рабочей деятельности и оказывали предупреждающее воздействие на возникновение проф. деформации.
Немаловажным для профилактики профессиональной деформации личности является проведение психологических тренингов, на которых сотрудники осваивают упражнения аутотренинга – основного метода психической саморегуляции. Эти упражнения помогают сотрудникам осуществлять регуляцию своего состояния.
Среди мероприятий, направленных на психологическую
профилактику профессиональной деформации,
одним из наиболее оптимальных является
социально-психологический
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
· определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
· использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
· овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
· профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других организаций, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
· уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
· эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
· поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
· стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
· учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
· проще относиться к конфликтам на работе;
· не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.
Таким образом, можно сказать, что при первом подозрении СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда, характер складывающихся взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость. Также необходимо разделять частную жизнь и профессиональную, чтобы не распространять рабочие проблемы на семью.
Само собой, для профилактики профессиональной деформации сотрудников, прежде всего, требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.
Заключение.
Синдром профессионального выгорания,
это процесс, развивающийся во времени.
Начало выгорания лежит в сильном
и продолжительном стрессе на
работе. В том случае, если внешние
и внутренние требования к человеку
превышают его собственные
Причина истощения ресурсов, приводящего
к выгоранию – неуправляемый
стресс. При отсутствии конструктивных
мер по преодолению хронического
состояния стресса в
Развитие синдрома ведет к активизации защитных механизмов (копинговых реакций), психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: апатии, циничности, ригидности поведения, снижению значимости достижений и результатов деятельности.
В последнее время жертвами синдрома
профессионального выгорания
Если, как было отмечено выше, стресс
возникает тогда, когда требования
превосходят имеющиеся ресурсы,
из этого следует, что необходимо
либо видоизменить требования, либо увеличить
ресурсы. Очень часто изменить требования
представляется невозможным в силу
объективных причин, особенно, если
речь идет о младшем звене управленческой
цепочки, рядовых сотрудниках
Поэтому чаще всего меры по профилактике
или преодолению стрессовых состояний
и синдрома выгорания сотрудников
направлены на пополнение, увеличение
личных ресурсов субъектов трудовых
отношений. Но это предполагает основательный
подготовительный процесс. Профилактические
мероприятия могут быть разработаны
только после того, как проблема
распознана и изучена. На это требуется
не только время, но и понимание руководством
организаций и предприятий
Литература: