Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:44, шпаргалка
Работа содержит 40 вопросов к экзамену по психологии и ответы на на них
1. Предмет и задачи психологии развития.
Психология развития – раздел психологии, в котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни.В качестве объекта может выступать психика человека, а предметом является развитие психики в онтогенезе.Чтобы объяснить и описать процесс психического развития человека исп-ся 4 осн. категории: развитие, созревание, рост, становление.Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека.Необратимость – способность к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений над уже имеющимися.Направленность – способность сис-мы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность – способность сис-мы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.Созревание – процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) св-в чел-ка и состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида орг-ма, но и его сложности, организации и функций.Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции.Становление – созревание и рост, развитие навыков, усовершенствование ф-ций; – саморазвитие чел-ка. Формы развития:1. филогенез – эволюционное развитие2. антропогенез – развитие психики в процессе истории, историческое развитие чел-ка3. онтогенез – развитие человека на протяжении его жизни.
4. актуалгенез
– разворачивание какой-либо ф-ции
в данный момент (напр. формир-е образов
восприятия)Сферы
развития: психофизическая, психосоциальная,
когнитивная.Цели
псих. развития = направленностьФакторы
психического развития:1. наследственность-
генотип- фенотип 2. Среда 3. активность
личности Задачи,
которые решает возрастная
психология: 1.Описание, феноменология
возраста – описание того как выглядит
поведение ребенка на каждом этапе
2.Обоснование категории «возраст» и построение
периодизации психического развития.
3.Определение факторов и причин психич.
развития. 4.Выявление закономерностей
и механизмов психического развития.
5.Разработка норм психического развития
2. Возраст и возрастные категории.
Возраст – категория психологии развития, обозначающая исторически изменчивые, хронологически и символически фиксированные интервалы онтогенетического развития индивида (эпохи, стадии, фазы).Виды возрастов:
- хронологический (паспортный/физический) - биологический - социальный (социальная значимость события, например, в каком возрасте женился) - возрастное самосознание (к какой психологической группе человек себя относит, на сколько лет себя ощущает) - психологический (изменения психических функций, структуры личности) Этапы жизни: 1. младенчество (0-1 год) 2. ранее детство (1-3 года) 3. дошкольный возраст (3-6/7 лет)
4. младший школьный возраст (6/7 – 11/12 лет) 5. отрочество (подростковый) (11/12 – 15/17 лет) 6. юность (15/17 – 19/21 лет) 7. молодость (ранняя взрослость) (19/21 – 25/40 лет) 8. зрелость (средняя взрослость) (25/40 – 55/60 лет) 9. старость (поздняя взрослость) (от 55/60 лет …) Возрастные категории рассматривается в 3-х системах координат (измерениях): (И.С. Кон) 1. индивидуальное развитие (онтогенез, жизненный путь человека) 2. социально-возрастные процессы (связаны с разделением общества на опред. возрастн. слои (страты), в процессе развития мы проходим из одного слоя в другой) 3. возрастной символизм – представления о возрасте, которые преобладают в данной культуре: - нормативные критерии возраста – терминология, периодизация - возрастные стереотипы – черты, св-ва представителей - символизация возрастных процессов – представления о том как протекают
- возрастные
обряды – ритуалы, характерные для данной
возрастной группы (поступление в университет,
начало работы) - возрастная субкультура
(в каждой возр. группе свои наборы ценностей,
обычаи, способы поведения)
3. Основные закономерности психического развития человека.
- Неравномерность
– неодинаковость темпа и направленности
психич. развития отдельных ф-ций, процессов,
св-в. Выделяют стадии подъёма, стабилизации
и спада в развитии индивида. - Гетерохронность
– разновременность, несовпадение во
времени, асинхронность фаз развития различных
психических функций, органов (формирование
характера, мышления). - Неустойчивость
развития – проявляется в том, что есть
периоды постепенного развития – литические,
и есть кризисы. В крит. пер. происходит
быстрая перестройка психики, всей личности.
- Сензитивность – чувствительность
развития психич. функций к внешним воздействиям
на данном этапе развития. Сензитивный
период – период повышенной восприимчивости
психических функций к внешним воздействиям
(обучению и воспитанию). - Кумулятивность
означает, что результат каждой предшествующей
стадии развития включается в следующую,
определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает
качественные преобразования в психическом
развитии. Например, развитие наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического
мышления – каждая последующая форма
мышления возникает на базе предшествующей
и включает ее в себя. - Дивергентность
/ конвергентность хода
развития – дифференциация и повышение
разнообразия психических функций, с одной
стороны, и их интеграция‚ синтез‚ с другой
стороны. Эта закономерность работает
применительно как к отдельным ф-циям,
так и применительно ко всей психике в
целом.
4. Методы психологии развития. Лонгитюдное исследование.
Методы сбора данных: 1. Наблюдение. Самонаблюдение (дневники, сочинение, опросники). 2. Беседа (интервью, анализ индивидуальных случаев). 3. Эксперимент – позволяет обнаруживать причинно-следственные связи: констатирующий (констатация состояний, функций личности, уровень развития) и формирующий (генетико-моделирующий, обучающий, моделируются условия развития функции). Условия: лабораторные, естественные.
4. метод анализа продуктов деят-ти - тестирование – выделяют тесты достижений и способностей, метод самоотчёта, проективные методы. Методы интерпретации данных: - количественные – количественное определение уровня развития той или иной функции. - качественные – оценка процесса решения задач; индивидуальный подход. Пр: матрица Равенна – колич: решил/не решил; кач: почему не решил?
лонгитюдный
метод (план) – организация исследования,
при которой одни и те же испытуемые наблюдаются
на протяжении установленного периода
в разные моменты их жизни.
Измерения повторяются через значительные
промежутки времени и сравниваются с данными,
полученными на предыдущих этапах.
Исследователи могут строить кривые роста
или научения в таких областях, как языковое
развитие, когнитивное развитие или формирование
физических навыков. За детьми могут наблюдать
вплоть до достижения ими взрослости,
чтобы посмотреть, какие свойства личности
сохраняются, а какие исчезают. Лонгитюдные
планы особенно привлекают специалистов
в области возрастной психологии. Поскольку
испытуемые в этом случае сравниваются
сами с собой в разные моменты своей жизни,
их не требуется сортировать и уравнивать
по всем остальным параметрам, кроме возраста.
Но у лонгитюдных исследований есть и
отрицательные стороны. Они требуют значительных
временных затрат как со стороны ученых,
так и со стороны испытуемых. Человек может
заболеть, уехать в отпуск, переехать в
другой город или просто отказаться участвовать
в исследовательской программе. Некоторые
люди привыкают к тестированию и, в целом,
показывают лучшие результаты по сравнению
с теми, кто тестируется впервые.
5. Организация исследования в психологии развития. Экспериментальный план исследования.
Принцип объективности: Полученные выводы не должны зависеть от личных особенностей и пристрастий исследователя, должны быть получены в рез-те применения научного метода исследования, основы на использовании методов, адекватных предмету исследования. В понимающей пс. не исключено участие самого психолога. Проведение исследования включает 4 этапа: 1. постановка проблемы исследования 2. формулировка гипотез
3. проверка гипотезы (сбор данных, стат. обработка данных, содержательная интерпретация данных) 4. формулировка выводов Эффективность исследования определяется 3 критериями: - надёжность (степень согласованности рез-тов) - валидность (адекватность метода относительно объекта, показатель точности) - репрезентативность Экспериментальный план исследования – выбор исследователем условий исследования, испытуемых, методов измерения и анализа данных при изучении психического развития, позволяющий упорядочить сбор данных и структурировать полученную инф-цию.. Виды условий: лабораторные и естественные.
Типы экспериментальных планов исследования: 1. лонгитюдный план (метод) – одних и тех же испытуемых изучают на протяжении длительного времени. 2. метод поперечных срезов – представители разных возрастных групп сравниваются между собой. Необходимо учитывать влияние побочных факторов, учет экологической валидности (учёт побочных факторов)..
3. когортно-последовательный
(комбинированный) – люди разных возрастных
групп наблюдаются на протяжении установленного
времени. Проводится редко, так как дорогостояще
и трудоёмко.
*6. Эксперимент в психологии развития.
Даёт
возможность целенаправленно
Разновидности эксперимента: - констатирующий (констатация состояний, функций личности, классический эксперимент, уровень развития) - формирующий (генетико-моделирующий метод (Л.С, Выготский), обучающий, моделируются условия развития функции): изучаемое явление формируется (моделируется) в процессе проведения эксперимента, что позволяет актуализировать логику и факторы его развития.
*7. Опросные методы и тесты в психологии развития.
Тестирование Тесты – стандартизированные задания, предназначенные для выявления характеристик психического развития. Преимущества: - Возможность определения нормы (среднестатистической) развития. - Как правило не требует длительной подготовки - Кратковременность и возможность опроса нескольких испытуемых одновременно - Возможность повторных испытаний Недостатки: - Тест не чувствителен к «не норме» (судится по результату, а не по детерминации результата Выделяют тесты достижений и способностей, метод самоотчёта, проективные методы.
*8. Качественные методы исследования и диагностики психического развития. Качественный метод: Методики Пиаже, Выготского, Леонтьева.
Задания
для качественного эксперимента
могут быть те же, что и для
количественных методов. Вопрос в интерпретации
полученных данных, а не в их содержании.
9. Задачи возрастно-психологической диагностики и понятие психологического диагноза. Этика научного исследования.
Диагностика возрастного развития – система исследовательских методов и методик, направленных на (1) определение актуального уровня психического развития, достигнутого ребенком (то, чего ребенок достиг, те задачи, которые он решает самостоятельно). Помимо рез-тов развития необходимо (вследствие неравномерности и гетерохронности развития) также выявить созревающие психические процессы, определить потенциал развития ребёнка, того, что ребёнок может достичь при определённых условиях. Это проявляется в (2) определении зоны ближайшего развития. Она проявляется в степени сложности задач, кот. ребёнок может решить с помощью взрослого, во взаимодействии с ним. Нормативная возрастная диагностика – определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка. Уровни психологического диагноза: - констатация псих. фактов (симптоматическая диагностика, фиксация симптомов, того, что есть) - определение хар-ра особенности развития той или иной психич. ф-ции или св-ва личности. - определение системных отношений между ф-циями и св-вами лич-ти, соотношение картины разв-я реб-ка с условиями его разв-я. Показатели психического развития: - развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, память, мышление) - формирование сис-мы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценности) - овладение системой практических и умственных действий, позволяющих решать творческие, продуктивные задачи (интеллект) Эмпирический предмет психологического исследования – психологический факт. Типы пс. фактов: 1. физические и умственные действия 2. речь (темп, ритм, звукопроизношение, активный и пассивный словарь) 3. социальное поведение (установление контакта: замкнутость, общительность, особенности его адаптивного поведения) Этика научного исследования Основные принципы: 1. принцип «не навреди» – исследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью испытуемого. 2. принцип добровольного согласия – испытуемый должен дать согласие на участие в исследовании. 3. принцип конфиденциальности – психолог не имеет права разглашать рез-ты исследования