Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы з дисциплине "Методика викладання психології".
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений. В соответствии с ней выделяют:
1.Словесные методы (источником знаний и умений является устное или печатное слово).
Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.
В зависимости от того, является ли воспринимаемая студентом речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные методы, используемые преподавателем на лекциях, семинарах, консультациях, позволяют ему более успешно объяснить материал:
Письменная речь лишена этих преимуществ.
С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста). Поэтому студент быстрее может прочитать соответствующий раздел учебника, нежели прослушать его в пересказе преподавателя. В связи с этим информационная функция лекций в настоящее время теряет свое значение.
Письменные методы обучения характеризуются большей скоростью передачи информации. Для того чтобы работа студентов и учащихся с печатными материалами была более эффективной, можно использовать ряд специальных приемов. Основными из них являются следующие:
составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных предметов, явлений в трудах разных авторов
Монологический метод (как форма речи) обычно используется на лекции. Восприятие студентами монолога преподавателя вызывает у них определенные трудности, особенно в том случае, если он буквально воспроизводит письменный текст учебного пособия. Устная монологическая речь по своему построению отличается от письменной. Преподаватель должен учитывать эти различия. При подготовке лекции нужно не просто переписывать соответствующий материал из учебного пособия, книги, статьи, а дидактически перерабатывать его, приближая его к стилистике и синтаксису устной речи.
Простое воспроизведение текста книги (или статьи) на слух воспринимается с трудом за счет длинных предложений и сложных оборотов речи. Группой немецких ученых было установлено, что более половины взрослых людей не в состоянии на слух запомнить предложения, насчитывающие более 13 слов. Если цепочка произносимых слов длится более 6 секунд, слушатели теряют смысл фразы. Одна треть взрослых забывает начало фразы уже тогда, когда произносится 11-е по счету слово. Длинные предложения — более 18 слов — способны понять и усвоить не более 15% аудитории
Поэтому в процессе подготовки лекции необходима следующая переработка исходного текста книги:
Психологические особенности речи преподавателя имеют большое значение для повышения эффективности лекционного занятия. При этом рекомендуется использовать следующие средства речевого воздействия:
Помимо речевого воздействия преподаватель оказывает также и неречевое влияние на студентов. К основным средствам такого влияния относятся:
Успешное использование
вышеперечисленных средств
Диалогический метод обычно рассматривается как устный метод словесного обучения, опирающийся на диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов или дискуссию в группе. Однако современные информационные технологии обучения с помощью Интернета и электронной почты позволяют успешно реализовать данный метод и при письменном методе обучения.
Диалогический метод обычно рассматривается как устный метод словесного обучения, опирающийся на диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов или дискуссию в группе. Однако современные информационные технологии обучения с помощью Интернета и электронной почты позволяют успешно реализовать данный метод и при письменном методе обучения.
Диалогический метод обучения предполагает большую активность студентов на занятии. Включение в лекцию элементов диалога, эвристической беседы, активное поощрение вопросов студентов повышает эффективность лекционной формы преподавания. Причем важно поощрять студентов задавать вопросы именно тогда, когда они возникают, т. е. в процессе изложения соответствующего материала, а не в
конце лекции
Активная позиция студентов способствует формированию более прочных знаний и умений, а также критического мышления
Ю. А. Самарин рекомендует использовать вопросы следующего типа:
Выслушав
ответы, преподаватель может
Классическим диалогическим
Другим диалогическим методом является групповая дискуссия. Главная ее ценность состоит в том, что она стимулирует вовлечение студентов в активное обсуждение различных точек зрения по определенной проблеме, пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения. Для того чтобы такая дискуссия была эффективной, необходимо четко сформулировать проблемные вопросы. Важно также наличие у студентов определенной базы знаний по рассматриваемому вопросу и умение точно выражать свою мысль. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить свою мысль — запутанной и противоречивой.
В заключение необходимо подчеркнуть,
что диалогический метод
Наочні методи припускають використовування засобів навчання, для яких характерна образна мова викладу. Зорові, слухові, тактильны образи доповнюють словесний опис і, таким чином, сприяють кращому розумінню учбового матеріалу тими, що вчаться.
Можна виділити 3 основні види наочності: предметну, зображувальну і словесну.
Предметна наочність — це демонстрація реальних предметів, явищ і процесів. У викладанні психології цей вид наочності застосовується, коли використовуються макети приладів, головного мозку, коли проводяться демонстраційні експерименти і психологічні досліди. Демонстрація порогів відчуттів, зорових ілюзій, ідеємоторних актів, явища установки, коливань уваги — приклади використовування предметної наочності. Головна задача викладача — наочно продемонструвати певні психологічні феномени і закономірності, що вивчаються в курсі психології. Це сприяє кращому розумінню і запам'ятовуванню. Невипадково відома приказка свідчить: «Краще один раз побачити, ніж сто разів почути». Для підбору демонстраційних експериментів і дослідів можна скористатися цілим рядом опублікованих навчальних посібників
Зображувальна наочність — це демонстрація на заняттях зображень предметів, явищ, процесів, а також теоретичних знань про них. Існує три види образотворчої наочності: художня, символічна і текстова
Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологических экспериментов;
Символическая (схематическая) наглядность — это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков.
Под текстовой наглядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух.
Параллельное слуховое и зрительное предъявление информации способствует ее успешному и безошибочному восприятию.
— цей опис образів в мовній формі. Використовується вона в тих випадках, коли застосування предметної або збражувальної наочності із тих або інших причин неможливе. В таких випадках викладач наочно описує ситуацію психологічного експерименту, наводить приклади з художніх творів, характеризуючи певні психологічні явища і феномени.
Наочні методи можуть використовуватися на лекціях як ілюстрації, на лабораторних і практичних заняттях як тестовий матеріал.
Практические методы предполагают практическую деятельность учащихся (студентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе относятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач. В преподавании психологии к ним относятся:
Информация о работе Шпаргалка з "Методики викладання психології"