Шпаргалка по "Возрастной педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 02:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной педагогической психологии"

Работа содержит 1 файл

Возрастной педагогической психологии.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

Кризис 3-х лет относится  к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти  не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для  самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3-х лет.

1.Негативизм - реакция  не на содержание предложения  взрослых, а на то, что оно идет  от взрослых. Стремление сделать  наоборот, даже вопреки собственному  желанию.

2.Упрямство - ребенок  настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

3.Строптивость безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился  до трех лет.

4.Своеволие - ребенок  стремится все делать сам.

5.Протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

6.Симптом обесценивания  проявляется в том, что ребенок  начинает ругаться, дразнить и  обзывать родителей.

7.Деспотизм - ребенок  заставляет родителей делать  все, что он требует. По отношению  к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как  кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок  познает различие между "должен" и "хочу".

Если кризис протекает  вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля. Они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Кризис 7-ми лет

Основным симптомом  кризиса семи лет является потеря непосредственности.

Это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается  единство аффекта и интеллекта, и  этот период характеризуется утрированными  формами поведения. Ребенок не владеет  своими чувствами (не может сдерживать и управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность  – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Дети учатся удовлетворять  свои физические и духовные потребности  способами, приемлемыми для них  самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Кризис  подросткового возраста - это кризис социального развития, напоминающий кризис 3-х лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Кризис относится к числу  острых.

Развитие на этом этапе  действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается  в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность.

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Происходит переход  от наглядности и знания к пониманию  и дедукции (выведение следствия  из посылок, умозаключение). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных  переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Мышление в подростковом возрасте - это не одна из функций  в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются  основы личности и мировоззрения  подростка.

Второй симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка  во время кризиса необязательно  имеет негативный характер. Л.С.Выготский  пишет о трех вариантах поведения.

1.Негативизм ярко выражен  во всех областях жизни подростка.  Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2.Ребенок – потенциальный  негативист. Это проявляется лишь  в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

3.Негативных явлений  нет вовсе у 20 % детей.

Кризис  юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается  философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в  сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Это период, в котором  определяется дальнейшая профессиональная деятельность.

16. Социальная  ситуация развития в младенческом  возрасте. Непосредственно-эмоциональное  общение со взрослым как ведущий вид деятельности.

К началу каждого возрастного  периода складывается совершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего  социальной. Это отношение называют социальной ситуацией развития в данном возрасте (понятие ввел Л. С. Выготский). Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Социальная ситуация развития специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Среда с точки зрения развития становится для ребенка совершенно иной с той минуты, когда он переходит от одного возраста к другому. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.

Ребенок - часть социальной ситуации. Отношение ребенка к  среде и среды к ребенку  передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми (Выготский Л. С.).

Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с  одной стороны, существующими представлениями  о том, каким должен быть ребенок  на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного развития.

В настоящее время  в нашем обществе наметилась тенденция  к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с социальным расслоением в обществе.

Ведущая деятельность младенческого  возраста - эмоциональное общение  со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении  у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

17. Формирование предпосылок развития речи в младенческом возрасте.

До года речь ребенка  – пассивная : он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи:

не совпадает с речью  взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би"), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской  речи, и в конкретной ситуации;

связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец  кризиса одного года.

Активная речь . Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?" выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!"). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с  детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

18. Развитие двигательной сферы младенца

Исследователи развития ребенка первых лет жизни (Аксарина Н. М., 1972; Кольцова М. М., 1973 и др.) подчеркивают его потребность в движениях. Уже на 1-м месяце младенец проявляет  беспокойство при ограничении движений (тугом пеленании) и успокаивается, когда получает возможность двигать конечностями. Дети, лишенные движений, эмоционально вялы. Наиболее же яркие эмоциональные реакции характерны для детей, выполняющих более сложные по структуре движения.

Если ребенок находился  в условиях хронической гиподинамии, то у него развивались своего рода компенсаторные двигательные акты —  раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев  и т. п. Они быстро закреплялись и мешали развитию нужных для ребенка движений (Уайт В., 1982).

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной педагогической психологии"