Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Каждому возрастному периоду, подчеркивает Леонтьев, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для  этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей (новообразований), а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

Периодизация возрастов:

Младенческий возраст – 0 – 1 год

Ранний возраст – 1 – 2 года

Дошкольный возраст – 3 – 6 лет

Младший школьный возраст – 7 – 10 лет

Подростковый возраст – 11 – 14 лет

Ранняя юность – 15 – 18 лет

Переход от одного периода к другому  осуществляется по диалектическому  принципу развития, а именно: в процессе эволюционного развития возникают  и накапливаются противоречия, которые  приводят к скачку, к появлению нового периода, причем каждый последующий период предполагает более высокий уровень развития, чем предыдущий. Противоречия возникают между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения.

 

Вопрос №11. Взаимосвязь  воспитания, обучения и психического развития.

В зависимости от того, как оценивается  соотношение обучения и развития, можно выделить 2 точки зрения. Одна из них (Ж. Пиаже, С. Инельдер) ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходит само собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно (автономно).

Психологи другого направления, и  в первую очередь советские ученые, придают обучению ведущее значение. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотрудничества со взрослыми. Взрослые передают ребенку знания о предметах, об общественных способа использования их, обучают ребенка.

Обучение – это специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действия, нравственных правил, отношениями между людьми.

Принципиально важным являлось положение  Выготского о том, что обучение должно забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития.

Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребенка, и зоне ближайшего развития.

 

Вопрос №12. Понятие  «возраста». Структура возраста. Проблема возрастной периодизации в отечественной  психологии.

В основе возрастных периодов лежат  определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности. По мнению Выготского, возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Ведь развитие ребенка – это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения.

Исходя из этого выделяют 2 основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и  принцип развития в деятельности.

Раскрывая сущность принципа историзма, Выготский подчеркивал конкретно-историческую природу детства и его периодов. Периодизация детства и содержание каждого периода зависят от конкретно-исторических условий жизни и социальной обстановки, которые через воспитание и обучение, организованное обществом, влияют на развитие ребенка.

Всякие изменения в общественной жизни, связанные с техническим  и культурным прогрессом, изменяют и образовательно-воспитательный уровень  работы в дошкольных учреждениях, и  систему обучения подрастающего  поколения в школе.

Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Так, в связи с тем что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания вскрыла возросшие умственные и физические возможности ребенка, стало возможным обучение детей с семилетнего возраста.

Принцип деятельностного подхода  к развитию психики глубоко разработан в трудах Леонтьева. Сущность этого  принципа заключается в том, что  личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.

Социальная ситуация развития (по Выготскому) – это особое сочетание  внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №26. Развитие самосознания и самооценки у младшего школьника.

Дошкольник осознает себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание себя как существа социального. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника.

Самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличие от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающимися и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие.

Три группы самооценки у младших  школьников:

- представление о себе адекватно  и устойчиво. Дети этой группы  характеризуются умением анализировать  свои поступки, вычленять их мотив,  думать о себе. В деятельности  эти дети больше ориентируются  на знания о себе, чем на  оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

- представления о себе неадекватны  и неустойчивы. У них нет  достаточного умения выделять  существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Они  требуют особого руководства  по формированию навыков самоконтроля.

- представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представления о себе неустойчивы, самооценка неадекватна, т.е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои собственные возможности и силы.

Представления о себе в младшем  школьном возрасте формируются в  процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика №7.

Вопрос №3. Методы определения  психологической готовности к школьному  обучению.

А) Ориентировочный тест Керна-Йерасека на определение школьной зрелости.

Цель методики: 1) выявить уровни школьной зрелости детей (зрелый, средне-зрелый, незрелый, т.е. неготовый к обучению)

2) выявить у ребенка отставание  в развитии функций моторики, аналитических и синтетических  функций коры головного мозга  и речи.

Содержание: 1) нарисовать фигуру человека мужского пола

2) скопировать рукописную фразу  из 3 коротких слов

3) срисовать 10 точек, расположенных  в определенном пространственном  положении (в форме пятиугольника.

Выполнение заданий предполагает: 1) понимание ребенком того, что от него требуется (произвольность и осознанность психических функций)

2) сделать вывод о наличии  у него предпосылок для успешного  формирования навыков письма

3) глазомер и способность к  подражанию

Дети, готовые к обучению (зрелые): 1) рисует фигуру человека с туловищем, головой и конечностями, изображает детали (глаза, уши, нос) и отражает свойственные человеку пропорции тела

2) копирует фразу, точно воспроизводит  незнакомую комбинацию штрихов, их наклон и детали.

3) аккуратно и правильно воспроизводит  пятиугольник из 10 точек --- способность  к подражанию.

Дети незрелые этими способностями  не обладают

Оборудованием является альбомный  лист и карандаш. При подготовке эксперимента лист расчерчивается на 3 части. На обороте листа в верхнем левом углу записывается ФИО в родительном падеже, возраст, школа (д\с), класс, посещал и д\с, дата обследования, общее число баллов (за 3 задания). Необходимо подготовить образцы для заданий №2 и 3. Задание №2 предполагает рукописную фразу на карточке: «Ева есть тут» на чешском языке, размер карточки 8*14, h букв – заглавные 1,5 см, прописные 1 см, в конце фразы – точка, наклон букв 300, фраза дается и на русском языке («он ел суп»).

Задание №3. Размер 8*14, расстояние между точками по вертикали и горизонтали 1 см, диаметр точек 2 мм. Расположение точек должно быть такое, чтобы острый угол пятиугольника, образованный точками, был направлен вниз.

Образцы для заданий №2 и 3 размножить и приготовить для каждого  ученика. Образцы выполняются одним  и тем же почерком и цветом, т.е. должны быть идентичны.

Задание №1. Дается лист, карандаш кладется  прямо перед ребенком так, чтобы  ему было одинаково удобно взять правой или левой рукой.

Методические указания: за детьми нужно все время наблюдать, подбадривать. Нужно обратить внимание на то, какой  рукой пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной  руки в другую, не начал ли обводить образец и прочее. Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Критерии оценки. Задание №1: 1 балл – есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет  шея (она не должна быть больше туловища); на лице – рот, нос, глаза; на голове – волосы (м.б. шапка), уши; руки должны заканчиваться 5 пальцами; д.б. признаки мужской одежды.

2 балла – выполнение всех  требований, как при оценке в  1 балл. Может отсутствовать шея,  волосы, 1 палец, но не должна  отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла – д.б. голова, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы 2 линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок  с конечностями.

5 баллов – каракули, отсутствует  ясное изображение туловища и  конечностей.

 

Задание №2: 1 балл – фразу можно  прочитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы ясно образуют 3 слова, наклон от прямой линии не более, чем 300.

2 балла – можно прочитать,  буквы по величине близки  к образцу, их стройность не обязательна.

3 балла – буквы д.б. разделены  не менее, чем на 2 группы. Можно  прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи  хотя бы 2 буквы.

5 баллов – нечитаемые каракули.

 

1 уровень (высокий) – школьно-зрелыми  считаются дети, получившие в сумме за 3 задания 3-5 баллов (но не более 5).

2 уровень – средне-зрелые дети, 6-9 баллов.

3 уровень (низкий) – незрелые  дети, 10 и более баллов (детей с  результатом 15 баллов необходимо  рекомендовать для дальнейшего  медико-психиатрического обследования).

 

Диагностическая программа Гуткина. Методика «Домик». Она представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого представлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, ансомоторной координации и тонкой моторики руки. Она рассчитана на детей 5,5 – 10 лет и не предполагает нормативных показателей.

Инструкция испытуемому: «перед тобой  лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (рисунок Домик). Не торопись, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же как образец. Если ты что-то не нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой рисует

2) как он работает с образцом, т.е. часто ли смотрит на его, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки

3) быстро или медленно проводит  линии

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"