Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"
Каждому возрастному периоду, подчеркивает Леонтьев, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей (новообразований), а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.
Периодизация возрастов:
Младенческий возраст – 0 – 1 год
Ранний возраст – 1 – 2 года
Дошкольный возраст – 3 – 6 лет
Младший школьный возраст – 7 – 10 лет
Подростковый возраст – 11 – 14 лет
Ранняя юность – 15 – 18 лет
Переход от одного периода к другому осуществляется по диалектическому принципу развития, а именно: в процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, к появлению нового периода, причем каждый последующий период предполагает более высокий уровень развития, чем предыдущий. Противоречия возникают между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения.
Вопрос №11. Взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития.
В зависимости от того, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить 2 точки зрения. Одна из них (Ж. Пиаже, С. Инельдер) ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходит само собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно (автономно).
Психологи другого направления, и в первую очередь советские ученые, придают обучению ведущее значение. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотрудничества со взрослыми. Взрослые передают ребенку знания о предметах, об общественных способа использования их, обучают ребенка.
Обучение – это специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действия, нравственных правил, отношениями между людьми.
Принципиально важным являлось положение Выготского о том, что обучение должно забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития.
Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребенка, и зоне ближайшего развития.
Вопрос №12. Понятие «возраста». Структура возраста. Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии.
В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности. По мнению Выготского, возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Ведь развитие ребенка – это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения.
Исходя из этого выделяют 2 основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип развития в деятельности.
Раскрывая сущность принципа историзма,
Выготский подчеркивал конкретн
Всякие изменения в
Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Так, в связи с тем что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания вскрыла возросшие умственные и физические возможности ребенка, стало возможным обучение детей с семилетнего возраста.
Принцип деятельностного подхода к развитию психики глубоко разработан в трудах Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.
Социальная ситуация развития (по Выготскому) – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
Вопрос №26. Развитие самосознания и самооценки у младшего школьника.
Дошкольник осознает себя не изолированным,
а находящимся в системе
Самопознание ребенка
Три группы самооценки у младших школьников:
- представление о себе
- представления о себе
- представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представления о себе неустойчивы, самооценка неадекватна, т.е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои собственные возможности и силы.
Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми.
Практика №7.
Вопрос №3. Методы определения психологической готовности к школьному обучению.
А) Ориентировочный тест Керна-Йерасека на определение школьной зрелости.
Цель методики: 1) выявить уровни школьной зрелости детей (зрелый, средне-зрелый, незрелый, т.е. неготовый к обучению)
2) выявить у ребенка отставание в развитии функций моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга и речи.
Содержание: 1) нарисовать фигуру человека мужского пола
2) скопировать рукописную фразу из 3 коротких слов
3) срисовать 10 точек, расположенных
в определенном
Выполнение заданий
2) сделать вывод о наличии
у него предпосылок для
3) глазомер и способность к подражанию
Дети, готовые к обучению (зрелые): 1) рисует фигуру человека с туловищем, головой и конечностями, изображает детали (глаза, уши, нос) и отражает свойственные человеку пропорции тела
2) копирует фразу, точно
3) аккуратно и правильно
Дети незрелые этими способностями не обладают
Оборудованием является альбомный лист и карандаш. При подготовке эксперимента лист расчерчивается на 3 части. На обороте листа в верхнем левом углу записывается ФИО в родительном падеже, возраст, школа (д\с), класс, посещал и д\с, дата обследования, общее число баллов (за 3 задания). Необходимо подготовить образцы для заданий №2 и 3. Задание №2 предполагает рукописную фразу на карточке: «Ева есть тут» на чешском языке, размер карточки 8*14, h букв – заглавные 1,5 см, прописные 1 см, в конце фразы – точка, наклон букв 300, фраза дается и на русском языке («он ел суп»).
Задание №3. Размер 8*14, расстояние между точками по вертикали и горизонтали 1 см, диаметр точек 2 мм. Расположение точек должно быть такое, чтобы острый угол пятиугольника, образованный точками, был направлен вниз.
Образцы для заданий №2 и 3 размножить и приготовить для каждого ученика. Образцы выполняются одним и тем же почерком и цветом, т.е. должны быть идентичны.
Задание №1. Дается лист, карандаш кладется прямо перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять правой или левой рукой.
Методические указания: за детьми нужно все время наблюдать, подбадривать. Нужно обратить внимание на то, какой рукой пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую, не начал ли обводить образец и прочее. Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
Критерии оценки. Задание №1: 1 балл – есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше туловища); на лице – рот, нос, глаза; на голове – волосы (м.б. шапка), уши; руки должны заканчиваться 5 пальцами; д.б. признаки мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Может отсутствовать шея, волосы, 1 палец, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.
3 балла – д.б. голова, туловище,
конечности. Руки и ноги нарисованы
2 линиями. Отсутствуют шея,
4 балла – примитивный рисунок с конечностями.
5 баллов – каракули, отсутствует ясное изображение туловища и конечностей.
Задание №2: 1 балл – фразу можно прочитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы ясно образуют 3 слова, наклон от прямой линии не более, чем 300.
2 балла – можно прочитать, буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.
3 балла – буквы д.б. разделены не менее, чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы.
5 баллов – нечитаемые каракули.
1 уровень (высокий) – школьно-
2 уровень – средне-зрелые дети, 6-9 баллов.
3 уровень (низкий) – незрелые дети, 10 и более баллов (детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать для дальнейшего медико-психиатрического обследования).
Диагностическая программа Гуткина. Методика «Домик». Она представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого представлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, ансомоторной координации и тонкой моторики руки. Она рассчитана на детей 5,5 – 10 лет и не предполагает нормативных показателей.
Инструкция испытуемому: «перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (рисунок Домик). Не торопись, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же как образец. Если ты что-то не нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно».
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой рисует
2) как он работает с образцом, т.е. часто ли смотрит на его, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки
3) быстро или медленно проводит линии