Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

шпаргалки по психологии в Ванкувере.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

1. Предмет психологии как науки.

Психология — это  наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Психические состояния — это временные относительно устойчивые уровни психической активности. Психические свойства (природные, моральные, волевые, интеллектуальные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность личности. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "деятельность" также включена в предмет психологической науки.  
 

2. Задачи психологии. Задач психологии достаточно много: они возникают во всех областях, где есть человек, не даром существует такое понятие как человеческий фактор — широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их деятельности.

Задачи – теоретические  и прикладные. Теоретические задачи современной психологической науки  — это определение общих закономерностей  развития психики в онтогенезе, психологических механизмов усвоения человеком общественного опыта, выявление психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания, разработка и проведение дифференциальной психодиагностики, определение причин отставания ребенка в психическом развитии и другие. 
 

3. Житейская и научная психология о человеке.

Существует 2 разных области  психологи знания. Научная и житейская  психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики. Условием существования человека является определенной сознательное представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга, управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются. Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии является закономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличие научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.

Житейская психология:

Носителем являются конкретные люди. Основы: совместная деятельность, реальные взаимоотношения, конкретный уровень знаний. Передаётся из поколения в поколения. Содержится в народных пословицах. Получение знаний идёт спонтанно(от других людей)

Научная психология:

Носителем являются ученые, обладающие психологическими знаниями и компетентностью. Основы: Высокий уровень обобщения знания, фиксирующие знания и закономерности психологии жизни человека. Передаётся в процессе изучения спец. Литературы. Содержится в спец. Литературе в которой обобщены результаты исследований. Знания получают через целенаправленное, организованное обучение с помощью спец. методов. 
 

4. Отрасли психологии.

В настоящее время  психология представляет собой разветвленную  систему наук, состоящую из различных  отраслей: фундаментальных и прикладных, общих и специальных. Общая психология развивается на основе достижения всех отраслей и обогащает эти отрасли общей теорией. В основу разделения психологии на отрасли положены различные принципы:

1. По характеру  действия - (педагогическая психология  изучает закономерности обучения  и воспитания, медицинская психология) 
2. По развитию:

- Возрастная психология  — от рождения до смерти. 
- Специальная психология - тесно связана с теорией и практикой обучения и воспитания человека, включают генетическую психологию, возрастную, социальную, педагогическую, медицинскую, юридическую психологию и т.д.

- сравнительная психология  – это сравнение психики человека  и животного.

3. Отношение личности  и общества.

- Социальная психология  изучает человеческие взаимоотношения  в разных группах.

- Общая психология  изучает индивида, познавательные процессы и личность. Психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей. 

Психология  тесно связана с другими науками: философией, педагогикой, анатомией, физиологией  и другими. Особое значение имеет  психологическая наука для педагогики, так как от решения психологических задач зависит успешность обучения и воспитания личности.  
основные психологические отрасли– Психология труда, Педагогическая, Медицинская, Юридическая, Военная - психология.
 
 

5. Этапы становления психологии как науки.

В становлении предмета психологии выделяют следующие этапы:  
• Психология как наука о душе зародилась в рамках основных философских течений: идеализма и материализма (до 18 века). С точки зрения идеализма душа представлялась как некий абсолютный дух, идея, разум (Платон). Материалисты считали, что душа состоит из атомов, которые движутся, сталкиваются друг с другом и приводят в движение как тело, так и саму душу. Учение Аристотеля имело материалистические тенденции и выступало как систематизированное представление о душе. Несмотря на противоречивость воззрений, на душу идеализма и материализма, их объединяло представление о том, что душа является первопричиной всего, но причина самой души остается неизвестной. Именно поэтому с появлением причинного мировоззрения душа перестает рассматриваться в качестве предмета психологии.  
• Психология как наука о сознании (18 век). Основателем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся "явления сознания": мысли, представления, чувства, потребности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека. Единственным методом изучения сознания выступал метод самонаблюдения или интроспекции, который был положен в основу интроспективной психологии. Однако это был субъективный метод исследования, который не давал возможности получить объективные научные сведения о явлениях сознания другого человека.  
• Психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследований — эксперимент (1879 г.), сначала в области психофизиологии, а позднее — психологии. В связи с этим появляется новое психологическое направление, которое также пыталось решить вопрос о предмете психологии — бихевиоризм. Предметом изучения психологии признавалось только поведение (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Задача психологии, с точки зрения бихевиористов, заключается в том, чтобы зная стимул или раздражитель, который воздействует на органы чувств, заранее предсказать, какой будет ответ или реакция. Дж. Уотсон считал, что психология должна стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения, а не сознания. Сознание — это "черный ящик", заглянуть в который невозможно. Тем самым отрицалась возможность изучения сознания, а вслед за этим и активности личности.  
• Психология как наука о бессознательном (конец 19 — начало 20 века). Наряду с бихевиоризмом возникает другое психологическое направление — фрейдизм (3. Фрейд). В предмет психологии включается сфера бессознательного. 3. Фрейд писал о том, что психика человека не ограничивается лишь явлениями сознания; в ней есть огромный, неизведанный пласт — бессознательное. Человеком управляют неосознаваемые побуждения, инстинкты и желания, скрытые в сфере бессознательного. В сферу бессознательного вытесняются недоступные для данного индивида (преимущественно сексуальные) влечения и травмирующие переживания, что является главным источником невротических расстройств.  
• Психология как наука о психике. Современная материалистическая психология рассматривает в качестве своего предмета психику.

6. Основные психологические школы.

Все научные школы  по-разному изучают и определяют основные категории, но в каждой школе существуют центральная категория, методы изучения, объяснительные принципы. 

Традиционно принято  выделять 3 основные психологические школы:

  • Бихеовиаризм
  • Психоанализ
  • Гуманистическая психология

Бихеовиаризм  -  (наука о поведении).  С точки зрения  данного   подхода подлинным   предметом   психологии   является   поведение   человека.    Это противопоставляется психологии сознания. Бихеовиаризм исключает сознание  из

психологии,  хотя  и  не  отрицает  его  наличие.  Основным  тезисом   здесь является: «ничего кроме поведения наблюдать нельзя».

Модель стимул-реакция, представляет собой по сути то,  что  психологи  может исследовать и то, чем он может управлять. Отсюда  бихеовиаристами  делается вывод, что задача  психологии  и  заключается  в  выявлении  закономерностей стимул - реакции, т.е. на какие стимулы и каким  образом  отвечает  человек. (Данный подход является несколько упрощенным, поскольку даже один и  тот  же стимул на различных людей действует не одинаково,  кроме того  бихеовиаризм не учитывает бессознательные явления человеческой психики).

Психоанализ (Фрейд) - во главу угла ставит  бессознательную  сферу,  которая является  мощным  и  сильным  пластом  психики.   Сознание   данной   школой рассматривается как вершина айсберга.  Психоанализ  отталкивается  от  того, что  бессознательное  в  большей  степени  определяет   сознательное,   т.е. действие,   поведение   индивида   и   т.п.   Ярким   примером    проведения бессознательного в  человеческой  жизни  -  являются  сновидения,  оговорки,

забывания, свободные  ассоциации и т.п.

Гуманистическая психология - активно развивается с 60-х гг.  XX  века.  В основе своей противостоит и бихеовиаризму и психоанализу,  как  не  гуманным подходам  к  изучению  психики  человека.  Видными  представителями  данного направления были (Роджерс, Маслоу, Батракова и др.). Они  видят  в  качестве предмета  психологии  уникальную  личность,  постоянно  созидающую  себя   и осознающую свое назначение.  «Человек - потенциально склонен к  непрерывному развитию. Он способен управлять им». Приоритет в гуманистической  психологии отдается собственным движениям учащегося в знании, радости открытия  нового знания.   Этот   подход   относится   к   человеку   как   к    целостности, индивидуальности и неповторимости.

Отечественная  школа - представила свое видение предмета  психологии. Исходной позицией ее является общественно-историческая   и   социальная сущность человека. Человек присваивает общественный опыт  и  превращается  в личность («Личностью не  рождаются,  а личностью становятся»). Признается деятельный способ ее существования, т.к. личность формируется и  проявляется в  деятельности. Исходя из деятельной концепции отечественная школа  и объясняет  становление   психики   человека,   включение   его   в   систему общественных связей и отношений.   Психологическое  развитие  приравнивается процессу развития деятельности и сознания личности. В возрастном плане  этот подход проявляется в игре- в общении - в труде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Этапы психологического исследования.

 Психологическое  исследование включает в себя  ряд логически завершенных фрагментов, или этапов. У каждого этапа свои цели, задачи и стратегии их решения. 
1. Организационно-подготовительный этап. Его главное назначение – формулировка цели, задач (проблемы) объекта и предмета исследования. Формулировка проблемы должна привести к осознанию того, что между объективно возникающей в ходе развития психологического знания потребностью и существующими средствами ее достижения имеются противоречия. Задачи исследования представляют собой последовательность фрагментов в общем процессе решения проблемы. 
В формулировке цели (или целей) должны просматриваться ожидаемые результаты исследования. Цель – это опережающее отражение действительности, модель будущего результата. Четкость целевой формулировки исключает разбросанность исследования, концентрирует усилия на актуальных вопросах, устанавливает границы исследования, привлекает все наиболее важное и отбрасывает несущественное. Цель это маяк исследователя в многомерном бушующем океане человеческой психики. По словам Гете, тот, кто хочет достичь многого, должен уметь себя ограничивать. 
Пример формулировки цели исследования: «Разработать концепцию групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности и использовать методические средства этой концепции для оптимизации механизма влияния феномена групповой готовности на успешность совместной деятельности». Из этой формулировки следуют два ограничения: 
• из всего спектра проблем совместной деятельности исследованию подлежит лишь один феномен – групповая готовность к деятельности; 
• приоритет в исследовании отдается изучению механизмов взаимосвязи групповой готовности с успешностью деятельности. 
Объектом исследования выступает какой-либо фрагмент психической реальности (психические процессы, феномены, состояния и др.), например групповая деятельность операторов сложной системы управления, адаптация личности к условиям социальной изоляции и т. п. 
Предмет исследования требует погружения в детали, ограничивающие научный поиск рамками выбранного объекта (для групповой деятельности это может быть, например, динамика межличностных отношений в условиях конфликта; для адаптации личности к психологически сложным условиям — механизмы формирования стратегий психологической защиты личности от депрессивных состояний). 
2. Этап разработки рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза – выраженное в словесной форме утверждение (наиболее вероятный вариант решения задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования. У рабочей гипотезы характер рисковый, отчаянный. Ее удел – заглядывать в будущее, балансируя на ниточке, связывающей истину и умозаключение. Поэтому гипотеза как инструмент исследования вызывала бурное негодование И. Ньютона («Гипотез не измышляю!») и И. Канта («Все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть товар запрещенный!»). Но по иронии судьбы именно гипотетические приемы проложили дорогу открытиям, сделанным этими великими мыслителями. Гипотеза – это поводырь исследователя в хитроумном лабиринте психических процессов. Да, она хрупка и наивна, неуклюжа и робка. Но именно она позволяет делать первые шаги к истине. «Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание построено» (И. Гете).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"