Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"
1. Предмет психологии как науки.
Психология — это
наука, которая изучает факты, механизмы
и закономерности развития и функционирования
психики человека. Предметом психологии
как науки является психика: психические
процессы, психические свойства и психические
состояния. Психические процессы отражают
объективный мир в разных формах психических
явлений — это ощущение, восприятие, воображение,
память, мышление. Психические состояния
— это временные относительно устойчивые
уровни психической активности. Психические
свойства (природные, моральные, волевые,
интеллектуальные, эмоциональные) образуют
темперамент, характер, способности и
направленность личности. Психика человека
развивается и проявляется в деятельности,
именно поэтому категория "деятельность"
также включена в предмет психологической
науки.
2. Задачи психологии. Задач психологии достаточно много: они возникают во всех областях, где есть человек, не даром существует такое понятие как человеческий фактор — широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их деятельности.
Задачи – теоретические
и прикладные. Теоретические задачи
современной психологической
3. Житейская и научная психология о человеке.
Существует 2 разных области психологи знания. Научная и житейская психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики. Условием существования человека является определенной сознательное представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга, управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются. Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии является закономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличие научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.
Житейская психология:
Носителем являются конкретные люди. Основы: совместная деятельность, реальные взаимоотношения, конкретный уровень знаний. Передаётся из поколения в поколения. Содержится в народных пословицах. Получение знаний идёт спонтанно(от других людей)
Научная психология:
Носителем являются ученые,
обладающие психологическими знаниями
и компетентностью. Основы: Высокий
уровень обобщения знания, фиксирующие
знания и закономерности психологии жизни
человека. Передаётся в процессе изучения
спец. Литературы. Содержится в спец. Литературе
в которой обобщены результаты исследований.
Знания получают через целенаправленное,
организованное обучение с помощью спец.
методов.
4. Отрасли психологии.
В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук, состоящую из различных отраслей: фундаментальных и прикладных, общих и специальных. Общая психология развивается на основе достижения всех отраслей и обогащает эти отрасли общей теорией. В основу разделения психологии на отрасли положены различные принципы:
1. По характеру
действия - (педагогическая психология
изучает закономерности
2. По развитию:
- Возрастная психология
— от рождения до смерти.
- Специальная психология - тесно связана
с теорией и практикой обучения и воспитания
человека, включают генетическую психологию,
возрастную, социальную, педагогическую,
медицинскую, юридическую психологию
и т.д.
- сравнительная психология
– это сравнение психики
3. Отношение личности и общества.
- Социальная психология
изучает человеческие
- Общая психология
изучает индивида, познавательные процессы
и личность. Психология выявляет и описывает
индивидуальные различия людей.
Психология
тесно связана с другими
основные психологические
отрасли– Психология труда, Педагогическая,
Медицинская, Юридическая, Военная - психология.
5. Этапы становления психологии как науки.
В становлении предмета
психологии выделяют следующие этапы:
• Психология как наука о душе зародилась
в рамках основных философских течений:
идеализма и материализма (до 18 века). С
точки зрения идеализма душа представлялась
как некий абсолютный дух, идея, разум
(Платон). Материалисты считали, что душа
состоит из атомов, которые движутся, сталкиваются
друг с другом и приводят в движение как
тело, так и саму душу. Учение Аристотеля
имело материалистические тенденции и
выступало как систематизированное представление
о душе. Несмотря на противоречивость
воззрений, на душу идеализма и материализма,
их объединяло представление о том, что
душа является первопричиной всего, но
причина самой души остается неизвестной.
Именно поэтому с появлением причинного
мировоззрения душа перестает рассматриваться
в качестве предмета психологии.
• Психология как наука о сознании (18 век).
Основателем данного направления является
Дж. Локк. Предметом психологии становятся
"явления сознания": мысли, представления,
чувства, потребности, желания, т. е. все
то, что относится к внутреннему миру человека.
Единственным методом изучения сознания
выступал метод самонаблюдения или интроспекции,
который был положен в основу интроспективной
психологии. Однако это был субъективный
метод исследования, который не давал
возможности получить объективные научные
сведения о явлениях сознания другого
человека.
• Психология как наука о поведении. В
19 веке в науке вводится объективный метод
исследований — эксперимент (1879 г.), сначала
в области психофизиологии, а позднее
— психологии. В связи с этим появляется
новое психологическое направление, которое
также пыталось решить вопрос о предмете
психологии — бихевиоризм. Предметом
изучения психологии признавалось только
поведение (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер).
Задача психологии, с точки зрения бихевиористов,
заключается в том, чтобы зная стимул или
раздражитель, который воздействует на
органы чувств, заранее предсказать, какой
будет ответ или реакция. Дж. Уотсон считал,
что психология должна стать точной наукой
и может основываться исключительно на
наблюдении поведения, а не сознания. Сознание
— это "черный ящик", заглянуть в
который невозможно. Тем самым отрицалась
возможность изучения сознания, а вслед
за этим и активности личности.
• Психология как наука о бессознательном
(конец 19 — начало 20 века). Наряду с бихевиоризмом
возникает другое психологическое направление
— фрейдизм (3. Фрейд). В предмет психологии
включается сфера бессознательного. 3.
Фрейд писал о том, что психика человека
не ограничивается лишь явлениями сознания;
в ней есть огромный, неизведанный пласт
— бессознательное. Человеком управляют
неосознаваемые побуждения, инстинкты
и желания, скрытые в сфере бессознательного.
В сферу бессознательного вытесняются
недоступные для данного индивида (преимущественно
сексуальные) влечения и травмирующие
переживания, что является главным источником
невротических расстройств.
• Психология как наука о психике. Современная
материалистическая психология рассматривает
в качестве своего предмета психику.
6. Основные психологические школы.
Все научные школы
по-разному изучают и определяют основные
категории, но в каждой школе существуют
центральная категория, методы изучения,
объяснительные принципы.
Традиционно принято выделять 3 основные психологические школы:
Бихеовиаризм - (наука о поведении). С точки зрения данного подхода подлинным предметом психологии является поведение человека. Это противопоставляется психологии сознания. Бихеовиаризм исключает сознание из
психологии, хотя и не отрицает его наличие. Основным тезисом здесь является: «ничего кроме поведения наблюдать нельзя».
Модель стимул-реакция, представляет собой по сути то, что психологи может исследовать и то, чем он может управлять. Отсюда бихеовиаристами делается вывод, что задача психологии и заключается в выявлении закономерностей стимул - реакции, т.е. на какие стимулы и каким образом отвечает человек. (Данный подход является несколько упрощенным, поскольку даже один и тот же стимул на различных людей действует не одинаково, кроме того бихеовиаризм не учитывает бессознательные явления человеческой психики).
Психоанализ (Фрейд) - во главу угла ставит бессознательную сферу, которая является мощным и сильным пластом психики. Сознание данной школой рассматривается как вершина айсберга. Психоанализ отталкивается от того, что бессознательное в большей степени определяет сознательное, т.е. действие, поведение индивида и т.п. Ярким примером проведения бессознательного в человеческой жизни - являются сновидения, оговорки,
забывания, свободные ассоциации и т.п.
Гуманистическая психология - активно развивается с 60-х гг. XX века. В основе своей противостоит и бихеовиаризму и психоанализу, как не гуманным подходам к изучению психики человека. Видными представителями данного направления были (Роджерс, Маслоу, Батракова и др.). Они видят в качестве предмета психологии уникальную личность, постоянно созидающую себя и осознающую свое назначение. «Человек - потенциально склонен к непрерывному развитию. Он способен управлять им». Приоритет в гуманистической психологии отдается собственным движениям учащегося в знании, радости открытия нового знания. Этот подход относится к человеку как к целостности, индивидуальности и неповторимости.
Отечественная
школа - представила свое видение предмета
психологии. Исходной позицией ее является
общественно-историческая и
социальная сущность человека. Человек
присваивает общественный опыт и
превращается в личность («Личностью
не рождаются, а личностью становятся»).
Признается деятельный способ ее существования,
т.к. личность формируется и проявляется
в деятельности. Исходя из деятельной
концепции отечественная школа и объясняет
становление психики человека,
включение его в систему
общественных связей и отношений.
Психологическое развитие приравнивается
процессу развития деятельности и сознания
личности. В возрастном плане этот
подход проявляется в игре- в общении -
в труде.
7. Этапы психологического исследования.
Психологическое
исследование включает в себя
ряд логически завершенных фрагментов,
или этапов. У каждого этапа свои цели,
задачи и стратегии их решения.
1. Организационно-
В формулировке цели (или целей) должны
просматриваться ожидаемые результаты
исследования. Цель – это опережающее
отражение действительности, модель будущего
результата. Четкость целевой формулировки
исключает разбросанность исследования,
концентрирует усилия на актуальных вопросах,
устанавливает границы исследования,
привлекает все наиболее важное и отбрасывает
несущественное. Цель это маяк исследователя
в многомерном бушующем океане человеческой
психики. По словам Гете, тот, кто хочет
достичь многого, должен уметь себя ограничивать.
Пример формулировки цели исследования:
«Разработать концепцию групповой готовности
операторов к сложным видам совместной
деятельности и использовать методические
средства этой концепции для оптимизации
механизма влияния феномена групповой
готовности на успешность совместной
деятельности». Из этой формулировки следуют
два ограничения:
• из всего спектра проблем совместной
деятельности исследованию подлежит лишь
один феномен – групповая готовность
к деятельности;
• приоритет в исследовании отдается
изучению механизмов взаимосвязи групповой
готовности с успешностью деятельности.
Объектом исследования выступает какой-либо
фрагмент психической реальности (психические
процессы, феномены, состояния и др.), например
групповая деятельность операторов сложной
системы управления, адаптация личности
к условиям социальной изоляции и т. п.
Предмет исследования требует погружения
в детали, ограничивающие научный поиск
рамками выбранного объекта (для групповой
деятельности это может быть, например,
динамика межличностных отношений в условиях
конфликта; для адаптации личности к психологически
сложным условиям — механизмы формирования
стратегий психологической защиты личности
от депрессивных состояний).
2. Этап разработки рабочей гипотезы. Рабочая
гипотеза – выраженное в словесной форме
утверждение (наиболее вероятный вариант
решения задачи), которое еще не имеет
достаточного обоснования. У рабочей гипотезы
характер рисковый, отчаянный. Ее удел
– заглядывать в будущее, балансируя на
ниточке, связывающей истину и умозаключение.
Поэтому гипотеза как инструмент исследования
вызывала бурное негодование И. Ньютона
(«Гипотез не измышляю!») и И. Канта («Все,
что имеет хотя бы малейшее сходство с
гипотезой, есть товар запрещенный!»).
Но по иронии судьбы именно гипотетические
приемы проложили дорогу открытиям, сделанным
этими великими мыслителями. Гипотеза
– это поводырь исследователя в хитроумном
лабиринте психических процессов. Да,
она хрупка и наивна, неуклюжа и робка.
Но именно она позволяет делать первые
шаги к истине. «Гипотезы – это леса, которые
возводят перед зданием и сносят, когда
здание построено» (И. Гете).