Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 00:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".
Методы исследований нарушений памяти: метод заучивания 10 слов; заучивание рассказов; етод пиктограмм; метод опосредованного запоминания
Мышление – психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.
Три основных вида расстройств мышления: 1) нарушения операциональной стороны мышления (теряется возможность пользоваться основными операциями мышления, чаще всего обобщения и отвлечения); 2) нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления (нарушается регулирующая мотивационная функция мышления, его критичность с феноменами: 1)актуализации латентных свойств понятий, 2) «разноплановости» мышления, 3) «разорванности» мышления); 3) нарушения динамики мыслительной деятельности (инертность или лабильность мышления (либо замедленность, либо «наскакиваемость» мыслей).
Клиническая
классификация расстройств
Искажение процессов обобщения – существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются во внимание при операции обобщения. При этом нельзя сказать, что больной не может их выделить путем абстрагирования, напротив, - в основу обобщения им берутся чрезвычайно общие признаки и связи, но они носят случайны характер. (объединение вилки, стола и лопаты по принципу твердости). Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие.
Связь
нарушения мышления с изменением
мотивационной сферы
Значимым, существенным является для человека то, что приобрело смысл в его жизнедеятельности. Не частота появления того или иного признака или свойства предмета делает его значительным или существенным, а та осмысленность, та роль, которую этот признак сыграл в жизни человека. Существенность признака и свойства, значимость самого предмета или явления зависят от того, какой смысл они приобрели для него. Явление, предмет, событие могут в разных жизненных условиях приобретать разный смысл, хотя знания о них остаются те же.
Вместе с тем значение вещей, совокупность наших знаний о них остаются устойчивыми. Несмотря на то что личностная направленность и содержание мотивов могут оказаться различными, основная практическая деятельность формирует устойчивость предметного значения вещей.
1. Метод классификации – (варианты: классификация предметов и их изображений, фигур, понятий). Направленность – исследование мыслительных операций и динамики мышления. Дополнительные возможности – оценка темпа работы, способность к переключению, особенности распределения внимания и др. 2. Метод исключения предметов – Характеристика текстового материала. Типы возможных ошибок решения, их психологическая квалификация и диагностическое значение. 3. Бланковые методы.
4. Соотношение метафор, пословиц и фраз – передача переносного смысла пословиц. 5.Объяснение сюжетных картинок – установление последовательности событий. Необходимость повторного предъявления в ходе одного исследования. Типичные ошибки больных разными заболеваниями. 6. Исследование ассоциаций (свободных ассоциаций, ответных ассоциаций, ассоциаций по противоположности).
Лабильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. Осмысление ситуации, возможность анализа и синтеза у этих больных часто не нарушены, однако выполнение любого экспериментального задания не вызывало определенной стратегии их мышления. Больные не задумываются над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания. Они импульсивно приступают к выполнению. На вопрос, в чем общность и различие между понятиями «стол» и «стул», один из больных отвечает: «У них общее то, что у стола и у стула четыре ножки, а разница – у стула спинка есть, у стола – нет». При складывании картинок в последовательном порядке больные такого типа, осмыслив сюжет, раскладывают их в любом порядке.
Тип
нарушений мыслительного
Подобные
нарушения часто встречаются
у больных эпилепсией, иногда у
больных с отдаленными
Такие больные иногда в состоянии работать, но делают это с частыми срывамми, теряют прежнюю квалификацию и выполняют работу, не требующую приобретения и использования новых знаний. Качество их умственной продукции невысоко, темп работы замедлен.
Эксперементально-
Психоорганический синдром – симптомокомплекс психологических проявлений органического поражения ЦНС. снижение памяти, ослабление продуктивности интеллектуальной деятельности, изменение аффективности, поведенческие расстройства… Недостаточность интеллектуальной сферы становится наиболее заметна при при дополнительной нагрузке, проявляясь низкой продуктивностью деятельности. Снижеие критики в оценке своих возможностей и поведения.
Речь – процесс словесного общения, выражение какой-либо мысли. Нарушения речи могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражениях речевых зон коры головного мозга.
Речевые нарушения – широкий круг психопатологических явлений, проявляющийся в речевом поведении. (речевое возбуждение, стереотипии, вычурность, замедление, распад речи, неравномерность темпа и ритма, «бормочущая» речь, скандированная речь и т.п.)
Нарушения речи при локальных поражениях мозга изучаются нейролингвистикой (раздел нейропсихологии), а нарушения и коррекция речи при задержке ее развития – логопедия (отрасль педагогики).
В логопедии для нарушений речи часто используют термины «недоразвитие речи» и «нарушение речи». Недоразвитие речи – предполагает качественно более низкий уровень речевой функции или речевой системы в целом. Нарушения речи – отклонения от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности, которые подразделяются на нарушения устной речи и нарушения письменной речи. Расстройства устной речи могут быть обусловлены нарушениями произносительной стороны речи (фонационного, внешнего оформления высказывания) и структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (системное нарушение речи). 1. Расстройства фонационного оформления речи (дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; брадилалия( брадифразия) и тахилалия (тахифразия) – патологически замедленный, либо ускоренный темп речи; заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; дислалия (косноязычие) – нарушение, недостатки звукопроизношения фонем при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата; ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата (расщелины неба и др.); дизартрия (косноязычие) – нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтения и письма, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. 2. Расстройства структурно-семантического оформления речи (алалия (дисфация, слухонемота) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (бывает моторная – плохо произносит слова и сенсорная – плохо понимает речь); афазия (утрата речи) – полная или частичная утрата речи (после тогоа, как она уже была сформирована), обусловленная локальными поражениями головного мозга (бывает сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, моторная, динамическая, семантическая)
Расстройства письменной речи (дислекся – частичное специфическое нарушение процесса чтения (бывает акустическая, оптическая, моторная); дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма)
Неологизмы – создание несуществующих слов. Стереотипии – однообразное повторение, выкрикивание отдельных слов или фраз, речевых оборотов. При этом больной не ждет ответа, не интересуется содержанием высказывания.
Эмоциональные
нарушения – особенности
Недоразвитие эмоций – отсутствие или малая реакция на окружающее; эмоциональная лабильность – неустойчивость эмоционального фона, его зависимость от внешних обстоятельств, частые изменения настроения; эмоциональная неадекватность – несоответствие основного оттенка настроения, парадоксальность или тусклость эмоциональных реакций; эмоциональная холодность – недостаточность эмоциональных реакций, связанных с межличностными отношениями; эмоциональное огрубение – резко выраженное опустошение с утратой привязанности к близким людям.
К
расстройствам эмоциональных
Фрустрацией называется специфическое эмоциональное состояние, возникающее в случаях, когда на пути к достижению цели, которую наметил человек, возникает какое-либо препятствие или сопротивление, которые либо непреодолимы, либо так воспринимаются. Следовательно, признаки фрустрации таковы: наличие потребности (мотива, цели или плана) и наличие сопротивления (препятствия). В ситуациях фрустрации человек может проявлять себя либо как зрелая личность, либо как инфантильная. Адаптивное поведение усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель. Неконструктивное либо инфантильное поведение проявится как агрессия вовне или на себя, а то и повлечёт уход от разрешения сложной для личности ситуации.