Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Методологическим основам психологии".
15.Психосоциальная
проблема психологии. биосоцианая проблема...
в контексте отечественной теории биосоциального развития человека подлинные смысл и значение приобретает сознание человека, механизм рефлексии. Оказавшись в зоне пересечения двух потенциально противоречивых законов - природы и общества, человек обретает статус подлинного хозяина своей судьбы. Индивидуальное сознание человека здесь уже не только рассматривается в ряду прочих форм психического отражения, а обретает собственную важнейшую функцию, определяя контекст бытия, в котором существует и самореализуется личность Биосоциальная проблема обрела высокую идеологическую значимость в условиях бурных социальных конфликтов XX столетия. С ней теснейшим образом связаны три вопроса:* о роли наследственности и среды в формировании личности, * об отношениях индивидуума и общества,* о свободе и необходимости в регуляции поведения человека.Важнейшее реформирующее значение для понимания биосоциальной природы личности человека имело открытие генетиками механизмов так называемого группового наследования во второй половине 70-х гг. XX в. носителем целостного комплекса генов является не отдельный индивид, а группа, связанная родственными узами, позволил объяснить как биологически целесообразные те виды поведения, которые традиционно противопоставлялись биологически обусловленному индивидному эгоистическому поведению - различные проявления альтруизма и самопожертвования. Сегодня благодаря успехам биологии мы можем с точностью указать наличие "социального" фактора в животных сообществах... Биосоциальная проблема Психическая деятельность относится к предмету биологии,психика не существует вне живого организма. Ломов Б.Ф.-в
психологии существуют две линии,одна- Под социальным понимается-то в человеке,что отличвает от животных(наличие общества и культуры,социализация) Под биологическим-всё природное,всё что объединяет нас с животными.Но даже в биологическом-есть социальное.Социальное представлено и в наследственности человека. Иеория архитипов
Юнга,его представление о -открытие
генетиками механизмов Почебут выделяет 2 подхода к проблеме социального и биологического: 1.в основе
социальных явлений лежат 2.психическое отностится к классу субъективных идеальных явлений,а социальное явл.объективной реальностью материального мира. |
16.Методологические
принципы психологии:
принцип детерминизма
История и современность.
Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. История 1) Предмеханический Первой вехой на этом пути стало возникшее в древнегреческой философии учение – гилозоизм. Природа представлялась в виде единого материального целого, наделенного жизнью. Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа была понята как способ организации любых живых тел. Растения также имеют душу (являются одушевленными). Будучи формой тела, душа не может рассматриваться независимо от него. 2) Механический
В эпоху перехода к 3) Биологический
Понятие об организме 4) Психический
На рубеже XX века было открыто,
что реалии, запечатленные в 5) Макросоциальный
Эти теории исходили из того,
что своеобразие жизни 6) Микросоциальный
К этому межличностному уровню
детерминационных отношений |
18.Методологические
принципы психологии: принцип развития.
История и современность.
Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, то есть освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.Развитие психики в филогенезе Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети XX столетия. И.М.Сеченов наметил задачу исторически проследить развитие психических процессов в эволюции всего животного мира. Исходя из того, что в процессе познания следует восходить от простого к сложному или, что то же, объяснять сложное более простым, но никак не наоборот, Сеченов считал, что исходным материалом для разработки психических фактов должны служить простейшие психические проявления у животных, а не у человека. Роль наследственности и среды в психическом развитии. Вопрос о том что больше определяет развитее человека наследственность или социум рассматривался на протяжении все психологической науки. И на него множество раз отвечали и делали разные выводы. Существует 3 направление. 1 Главное наследственность 2 главное социум. 3 и то и другое играет существенную роль Социально-психологическая концепция развития личности А.В.Петровским и 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности. Проблема ведущей деятельности (Выготский) |
17.Методологические
принципы психологии: принцип системности.
История и современность.
Принцип системности
(системного строения психического явления)
-принцип, требующий анализировать
каждый элемент психики в тесной
связи с ее функционированием
в целом. Он предполагает, что психические
явления возникают только как результат
единых, взаимосвязанных процессов целостно
работающего организма, обладающего нервной
системой и осуществляющего внешнее поведение.
Психику нельзя «слепить» из ощущений,
восприятия, памяти и прочих процессов.
Психическое представляет собой систему
взаимодействующих компонентов ее структуры.Системность
– объяснительный принцип научного познания,
требующий исследовать явления в их зависимости
от внутренне связанного целого, которое
они образуют, приобретая благодаря этому
присущие целому новые свойства. "целое
больше своих частей",Машина как образ
системности В XVII веке с появлением новой
картины мира, покончившей с прежними
аристотелевскими "формами" и "сущностями",
представившей все зримое мироздание
движущимся по законам механики, зарождается
новый тип системного объяснения организма
и его психических проявлений – восприятия,
памяти, аффекта, движения. Образцом такого
объяснения стала модель Декарта, в которой
организм был представлен как машинообразно
работающее устройство.Система "организм
– среда" Новую эпоху в биологии
и психологии открыл переход к особой
системе, интегрирующей организм и среду,
трактующей их взаимоотношение как целостность,
но отличную от физико-химической, энергетической
и молекулярной целостности. У Дарвина
принцип определяющей роли среды сочетался
с идеей борьбы живых существ за выживание
в этой среде.Кольцевая регуляция работы
системы организма Совершенно уникальным
в сеченовской концепции "кольцевого
управления поведением" являлось положение
о характере информации, посылаемой мышцами
в головной мозг, откуда идут "обратно"
команды на периферию организма к этим
же самым мышцам Тем самым взамен "круга
между мозгом и мышцей", то есть модели,
ограничивающей самоорганизацию замкнутой
системы организма, вырисовался иной "круг".
Это был большой "круг", реализующий
системное отношение "организм – среда",
в котором мышцы выполняли функцию посредника
органа познания среды, несущего информацию
о ней, а не о собственном состоянии.В итоге
отношение "организм – среда" оборачивалось
в сеченовской интерпретации отношением
"организм – выстраиваемый им сенсомоторный
образ среды – сама среда как независимая
от организма и его действий реальность".
Вводя среднее звено, Сеченов переходил
от биологии к психологии, видя в ее явлениях
непременный фактор жизни на уровне системно
организованного поведения.
Психическая регуляция поведения Сеченов
создал первую теоретическую схему психологической
системы (имеющей два плана: внешний, в
виде объективно данной сенсомоторной
деятельности организма, и внутренний
как интериоризованный, но при этом и преобразованный
"дубликат" этой деятельности).Одной
из уникальных особенностей сеченовского
представления о психологической системе
являлось преодоление ее автором веками
царившей над умами расщепленности явлений,
относившихся к несовместимым порядкам
бытия – телесному и психическому, мозгу
и душе. По существу все новаторские сеченовские
понятия являлись "гибридными". Понятие
о мышечном фрагменте рефлекса обрело
ипостась сенсомоторного действия, способного
при непременном сочетании с другими совершать
полноценные интеллектуальные операции. Гештальтизм
гештальтисты выдвинули идею первичности
психических целых, начиная от наипростейших
сенсорных данных. Декларировалось, что
даже на этом уровне, исходном для всего
развития "ткани" сознания, она состоит
не из разрозненных "нитей", а из целостностей.
Поэтому нет необходимости делить психические
операции на элементарные и высшие, приписывая
последним особую комбинаторную силу.
На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов. Системность
в исследованиях Ж.Пиаже Системный подход к деятельности Попытка предпринять структурный анализ деятельности привела А.Н.Леонтьева к выделению в ней различных компонентов (таких, как действие и операция, мотив и цель). Они были названы "единицами", которые образуют ее "макроструктуру". В то же время этот "деятельностный подход" применительно к сфере психических явлений требует выхода за ее пределы. "Системный анализ человеческой деятельности необходимо является также анализом поуровневым. Принцип системности и кибернетика Вместе с тем в русле кибернетического движения шли поиски теории, способной соединить трактовку управления как автоматически совершающегося процесса с идеей о роли познавательных (информационных) структур. Столь же необычным было и представление о том, что причинной инстанцией являются наряду с внешними раздражителями уже заложенные в организме схемы или модели того, что должно быть достигнуто. |
19.Понятия объекта
и предмета психологического
исследования,
Исследование - это вид познавательной деятельности человека. Научное исследование организовано, ориентировано на получение истинного знания и является способом реализации этой цели в науке. Научные исследования можно условно разделить на эмпирические и теоретические. Теоретическое исследование отличается от эмпирического ориентацией на получение достоверного, обобщенного и сопоставимого знания. ...большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. По характеру решаемых задач и в зависимости от степени ориентации на практику исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное исследование ориентировано на анализ психологических закономерностей и направлено на познание реальности без одновременной настроенности на получение практического эффекта от применения новых знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, предназначенного для решения конкретной практической задачи - выработки путей совершенствования объекта исследования. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик. Каждое психологическое исследование на любом этапе развития психологии может быть реализовано в трех типах моделей: концептуальной, процедурной и эмпирической.Концептуальная модель - это целостная система понятий, категорий и законов, раскрывающая теоретическую сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им. В конкретном психологическом исследовании основу концептуальной модели составляют теоретические положения и концепции (отсюда термин «концептуальная модель»), в рамках которых выдвигается гипотеза для разрешения поставленной научной проблемы. Процедурная модель - это определенные правила, алгоритмы, методики и методы конкретной науки по получению и переработке информации.В эмпирической модели как целостной системе количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках реализуется степень правомерности концептуальной модели. Объект-та область непосредственно наблюдаемой реальности,для которой выявлены устойчивые и необходимые связи м/д отдельными её составляющими и закреплены в системе научных абстракций.Процесс построения объекта научного исследования невозможен без появления особой позновательнйо аздачи,научной проблемы.Объект существует сам по себе,внезависимости от познающего субъекта. Предмет-включает в себя объект изучения,исследовательскую задачу,систему методологических средств и последовательнсоть их применения.Предмет «строит» сама наука с помощью своих методов,теорий,категорий. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА..Произошло (или происходит) некоторое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины... Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез. 23.Методология Б.Г.Ананьева. Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Методология Б.Г.Ананьева Человек явл.продуктом
индивидуально-психологического развития,которое
выступает в трёх планах:1.онтогенетическая
эволюция психофизиологических функций
организма(индивид.-биологич. Дивегентное-пики творческой активности,которые могут продолжатся до 70 лет.Индивид-ть не сводится к индивидуальным различиям,результат слияния,только сам чел-к собирает разные программы в целое.Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. |
20.Методологические
принципы психологии: Принцип единства
сознания и деятельности.
Принцип единства
психики (сознания) и деятельности:
психика возникает и Принцип единства сознания и деят-ти— один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30–е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. По Рубинштейну, психика не возникает, не порождается в деятельности, а формируется и развивается в ней.Опираясь на труды Маркса, он обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, – таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. Это существенно изменяло перспективу конкретных исследований, призванных теперь исходить из того, что "все психические процессы выступают в действительности как стороны одного из видов деятельности. Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии. Сознание проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт. Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется сам. Исходя из этого положения, Рубинштейн разработал принцип единства воздействия и изучения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий. На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления). 21 .Культурно-историческая психология. Культурно-историческая психология (школа Выготского) — направление в психологических исследованиях, заложенное Выготским в конце 1920-х гг. и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют приниципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её "вершинных" (Выготский) проявлениях. Согласно его замыслу, психология должна изучать не сформировавшуюся и представшую перед исследователем психику испытуемого человека, так как наиболее продуктивно и единственно правильно для психолога рассматривать развивающегося, эволюционирующего человека. Поэтому познание психики наиболее рационально в ходе реальной практической работы психолога, например, на поприще педагогики или лечебной практики.В.предположил существование двух линий развития психики: -натуральной, -культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер.Основой культурно-исторической теории Выготского явл. учение о знаковой организации психики человека. Напр: память не фиксирует происходящее подобно фотоаппарату и магнитофону, а имеет опосредованную структуру, элементами которой особые коды (знаки), выработанные в ходе эволюции человечества и усваиваемые каждым человеком в ходе его психического развития. Эти знаки вырабатываются в истории народа и фиксируются в его культуре. Они передаются от поколения к поколению благодаря системе воспитания, социализации индивида. Знаки всегда опосредуют отношения людей и даже человека к самому себе. |
22.Теория
деятельности как Т.деятельности—
школа советской психологии, основанная
Леонтьевым и Рубинштейном на культурно-историческом
подходе Выготского.Время создания
теории деятельности - 1920-1930 гг.Рубинштейн
и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно
и независимо друг от друга. При этом они
опирались на труды Л.С. Выготского и на
философскую теорию К. Маркса, поэтому
в их работах много общего.Базовый тезис
теории формулируется следующим образом:
не сознание определяет деятельность,
а деятельность определяет сознание.На
основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн
формирует основной принцип: «единство
сознания и деятельности». Психика и сознание
формируясь в деятельности, в деятельности
и проявляются. Деятельность и сознание
— это не две разные стороны обращенных
аспектов, они образуют органическое единство.
Деятельность не является совокупностью
рефлекторных реакций на внешний стимул,
так как регулируется сознанием. Сознание
рассматривается как реальность, которая
не дана субъекту непосредственно для
его самонаблюдения. Сознание может быть
познано лишь через систему субъективных
отношений, в том числе через деятельность
субъекта, в процессе которой субъект
развивается. Леонтьев уточняет положение
Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется
как отдельная реальность, сознание встроено
и неразрывно связано с ним».. Различия
в отношения пердмета:Рубинштейн-психология
должна изучать не деятельнсоть,а «психику
и только психику»,но через исследование
деятельнсти.Леонтьев-деят-ть входит в
предмет психологии,поскольку психика
пораждается деятельнсотью,и опосредуется
деятельностью.Психика явл.формой предметной
деятельнсоти.Соотношение внешней практической
деятельнсоти и сознания:Рубинштейн-до
всякой интерпритации внутренний план
уже существует.Сознание не возникает
из деят-ти.Леонтьев-внутренний план созанния
формируется в процессе интериоризации
внешних практический действий.Группы
работ,где развиваля деят.подход:-филогенетич. 28. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии. Гуманитарная парадигма -отказ от
культа эмпирических методов
и связывание признака -легализация интуиции и здравого смысла в научном исследовании -возможности широких обобщений на основе анализа индивидуальных случаев -единство
воздействия на изучаемую -возврат
к изучению целостности Нацеленность на сближение с психологической практикой. Естественно-научная парадигма. -науки о природе Следование критериев,связанных с реализацией эксперементальногом етода и определенной классической картины мира. -в современ.исследованиях
эта парадигма развивается в
направлении психофизиологии( -использование экспериментального метода |
24. Категориальная
система Ярошевского.
мы можем представить себе категориальную систему психологического познания как своего рода сетку, образующую четыре уровня категорий: протопсихологические, базисные психологические, метапсихологические и экстрапсихологические, охватывающие в целом всю психосферу и порождающие весь понятийный аппарат психологической науки. Категориальная система психологии — система категорий, с помощью которых осуществляется структурирование и содержательное описание психосферы. Психосфера представляет собой специфическую предметную область психологии, охватывающую богатство и многоплановость феноменов этой науки ... ноосфера понимается как новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и общества. Отсюда очевидно, что психосфера (сохраняя собственную уникальную предметность) интегрирует в превращенном виде процессы, совершающиеся в биосфере и ноосфере. Это дает возможность построить категориальную систему психологии, расположив категории на пяти уровнях. Нижний уровень детерминирован биосферой, значение которой убывает по мере перемещения в направлении к социоцентрическому уровню. В свою очередь, верхний — социоцентрический — уровень детерминирован ноосферой и значимость этой детерминации убывает в направлении к биоцентрическому ряду. Между биоцентрическим и социоцентрическим уровнями расположены три собственно психологических уровня: протопсихологический, базисный и метапсихологический. Каждый из этих уровней содержит плеяды из семи категорий, однако это число не рассматривается как конечное и потому сохраняется возможность включения новых категорий, если в этом возникает необходимость. Биоцентрический уровень образует плеяда: "Организм", "Нужда", "Метаболизм", "Сигнал", "Избирательность", "Синергия", "Среда". Каждая из категорий плеяды каждого уровня входит в один из семи столбцов матрицы категориальной системы психологии. Эти столбцы представляют собой кластеры, объединяющие категории психологии по определенному признаку, составляющему то или иное фундаментальное психологическое измерение бытия человека. (1) Кластер субстанциональности включает категории: "Организм" (биоцентрический уровень), "Субъект" (протопсихологический уровень), "Я" (базисный психологическрй уровень), "Личность" (метапсихологический уровень), "Человек" (социоцентрический уровень). (2). Кластер направленности включает, соответственно, категории: "Нужда", "Потребность", "Мотив", "Ценность", "Идеал". (3). Кластер активности включает: "Метаболизм", "Рефлекс", "Действие", "Деятельность", "Свобода". (4). Кластер когнитивности: "Сигнал", "Ощущение", "Образ", "Сознание", "Разум". (5). Кластер пристрастности: "Избирательность", "Аффективность", "Переживание", "Чувство", "Смысл". (6). Кластер событийности: "Синергия", "Сосуществование", "Интеракция", "Общение", "Соучаствование". (7). Кластер действительности: "Среда", "Предметность", "Ситуация", "Персоносфера", "Эйкумена". По мере продвижения вверх по вертикали категории во всех кластерах переходят от сущности к явлениям и последние выступают в качестве сущности по отношению к явлениям более высокого уровня. Переход между категориями мыслится согласно схеме восхождения от абстрактного к конкретному. Так, например, протопсихологический ряд отвечает в известной степени идее преформизма, в нем в свернутом виде содержится все богатство, обнаруживающее себя на более высоком категориальном уровне. При этом определяющую роль играет та категория, которая находится непосредственно ниже по вертикали; она носит характер примата по отношению к категории, находящейся "выше", имеющей, соответственно, характер деривата. Т. о. в К. с. п. мы имеем дело со встречной детерминацией социокультурного и биологического факторов. Каждая категория — это "место встречи" указанных детерминант. Следует еще отметить, что каждая из указанных категорий является родовой по отношению к определенному кругу психологических понятий. Так, например, категория "Образ" может быть конкретизирована в таких понятиях, как "Восприятие", "Представление", "Воображение", "Память" и др. Предложенная К. с. п. заключает в себе модель "теории теорий", являясь одним из инструментов, позволяющим для разрешения исторического "кризиса психологии" отказаться от представлений о "клеточке" психического, из которой якобы можно выстроить теорию психологии. ........... до
сих пор психология имела дело
с достаточно разрозненным |
25.Категориальная
система Ярошевского: Категория личности Личность
– важнейшая среди Уже к середине 70-х годов был преодолен "коллекционерский" подход к личности, превращавший ее в некую емкость, принимающую в себя черты При подобной "коллекционерской" ориентации быстро выявились затруднения, связанные с переходом от общепсихологического понимания личности к рассмотрению проблем ее формирования в возрастной и педагогической психологии, ее реабилитации – в медицинской психологии и патопсихологии, наконец, к изучению ее в системе межличностных отношений в социальной психологии. Все это поставило в повестку дня вопрос о необходимости структурирования многочисленных личностных качеств (число которых, как было уже тогда подсчитано, равнялось полутора тысячам, а то и больше). С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Бесспорно, это было шагом вперед по сравнению с преобладавшими в прошлом перечислительными трактовками. К концу 70-х годов ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, Принцип детерминизма
применительно к Принцип развития в психологической теории личности реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности. Таким образом строится представление о социогенезе личности как результирующей взаимодействующих в ней двух противоборствующих тенденций – к сохранению и к изменению развивающихся социальных систем. 26.Психологические
законы. Закон как аспект Псих.законы закон это строгая закономерность предполагающая причинно следственный характер психологических связей и действующих всегда и везде. Тип научной практики по мнению Левина, привел к пониманию что психологические закономерности выходящие за область психологии ощущений описывается скорее «полузаконам» или регулярностями. Это привело к включению статистических методов в психологии и был введен критерий количества данных. Закон может объяснить последовательности внешне совершенно разнородных процессов как представляющие один и тот же тип. И наоборот внешне схожие процессы могут существенно отличатся по структуре своей казуальной обусловленности.Распознание действительных целостностей по Левину это и есть предпосылки для формирования психологических законов. Пиаже рассматривал психологический закон как логическую координацию относящуюся к психологическим реалиям. За этим стояли 3 методологических основания. 1 Утверждение причины мыслью а не выведение закона из природы. 2 логика может выступать средством описания интеллекта, и уравновесить биологическую и психологическую составляющую причинного объяснения 3 идея атеоритичности психологического подхода |
27.Психология
описательная и объяснительная.
Объяснительная психология, устанавливает систему причинной связи, предъявляющую притязание на то, чтобы сделать понятными все явления душевной жизни. Она хочет объяснить уклад душевного мира, с его составными частями, силами и законами. Особенно яркими представителями этой объяснительной психологии являются сторонники психологии ассоциативной, Гербарт, Спенсер, Тэн, выразители различных форм материализма. Под объяснительной наукой следует разуметь всякое подчинение какой-либо области явлений причинной связи при посредстве ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Это понятие является идеалом подобной науки, образовавшимся в особенности под влиянием развития атомистической физики. Объяснительная психология, следовательно, стремится подчинить явления душевной жизни некоторой причинной связи при посредстве ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Объяснительная психология может достигнуть свою цель только путем сцепления гипотез. Описательная психология, соответственно наукам об органической жизни, располагает следующими методическими вспомогательными средствами: описанием, анализом, классификацией, сравнением и учением о развитии; ей предстоит особо развиться в сторону сравнительной психологии и учения о психическом развитии. Объяснительная или естественнонаучная психология оперирует материалом, доставляемым ей психологией описательной Описат псих-ия представ собой опытную науку, дающ познание того, что происходит в чел-ой душе. Она служит для проверки и подтвержден того, что априорно развивает психология рацион-ая (объяснит-ая). Описат псих-ия явл опытной основой и контрольным органом для псих-ии объяснит. Данные в опыте (объяснит псих-ии; по Т. Вайцу) психич явления объясняются посредством соответств-их гипотез. Описат псих-ия, соответственно наукам об органич-ой жизни, располагает следующ методическими вспомогат ср-ми: описанием, анализом, классиф-ей, сравнением и учением о развитии; ей предстоит особо развиться в сторону сравнит псих-ии и учения о психич развитии. Объяснит или естественнонауч псих-ия оперирует материалом, доставляемым ей псих-ей описат-ой; на нем она исслед общие законы, управляющие развитием и течением психич жизни. Элементам объяснения, из кот исходит естественнонауч псих-ия, присущ гипотетич хар-р. Объяснит псих-ия возникла из расчленения восприят и воспоминан. Ядро ее - ощущения, представления, чувства удовольствия и неудовольствия, процесс ассоциации, апперцепция и слияние. 34. Психологическая теория и психологическая практика. Псих.теория и практика Формирующееся
в связи с появлением психологической
практики новое положение психологии
в общественной жизни создает
новую ситуацию внутри самой психологии.
Главный параметр оценки этой ситуации
— отношения между |
29.Типы рациональности
в классической, неклассической
и постнеклассической .Типы рациональности Классический тип научной рациональности (XVII - первая половина XIX в.в.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем. Неклассическое естествознание (конец XIX - середина XX в.в.) способствовало значительному расширению поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению больших, сложных саморегулирующихся систем. Неклассический тип рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, рассматривая объект как вплетенный в человеческую деятельность. В современную
эпоху происходят новые радикальные
изменения в основаниях науки. Эти
изменения можно Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. |
32.Методологический
плюрализм в психологии.
Методологический плюрализм -ситсема
взглядов,согласно которой -понитие
методолог.плюрализма Сторонники «метдолог-го плюрализма» полаг, что в принципе нельзя расчитывать на создание единой псих-ой теории за счёт связывания принципиально различных предметов анализа за счёт «комплексных межуровневых переходов». . 36.Состав и структура психологического знания Осн структурные элементы псих-го знания: 1) базовые «идеологии» (лежат в основании псих знания (бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ — их называют по-разному: парадигмами, подходами, ориентациями, сист знания и т.д. Выполняют познават и мировозренч-ие ф-ии. Каждая из идеологии предполаг собствен критерии адекват-ти знания; к ним не применимы един критерии рациональ-ти.); 2) категории (ср-во выражения псих знания; сознан, личность, мотив); 3) теории(«сист взаимосвяз гипотез и утверждений относит какого-либо феномена или сист феноменов»; псих теории в большинстве случаев строятся в рамках идеологий и в значит мере зависимы от них; обладают определён, хоть и оч огранич-ой автономией от идеологий, в рез чего теория может ассимилировать элементы других); 4) законы (устанавлив-ся эмпирич путём, отражая устойчив связь явлений); 5) обобщения(констатации связей, кот носят достаточно устойч хар-р, но не может претендовать на статус законов или пока не устоялись в кач-ве таковых; пример — выводы в заключит части диссертации); 6) объяснения и интерпретации (ориентированы на объяснение связи явлений); 7) прогнозы и предсказ (как правило выводятся из базовых утверждений теорий; иногда сами представ собой утвержден теорий; виды: общие и частные); 8) факты и феномены (отличаются относит устойч хар-ом; к ним относятся явления, кот облад достаточной воспроизводимостью и проявляются более/ менее постоян; важн св-во — как правило фиксируются в спец орг-ых условиях псих исслед-ия; всегда привязаны к конкрет опыту, всегда оч наглядны, носят констатир хар-р); 9) знание контекста (установления и проявления фактов и феноменов); 10) эмпирически выявленные корреляции м/у феноменами; 11) описания (мало формалиован способ установлен связей м/у психич явленими); 12) методики (исследоват-ий инструментарий; знание о том, как получать знание); 13) технологии (операционализированный вид псих знания; знание о том, как его применять для реш-ия практич задач); 14) знания, ассимилир-ые псих-ей из смежн наук. 1. МИРОНЕНКО И.А.
Дискуссия о предмете 2. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский
«ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ 3. М.Г.Ярошевский ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 4. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И.А. Мироненко |
33.Наука
и паранаука: проблема .Методологический либерализм» предписывает, что психологическое объяснение всегда будет разноуровневым, многослойным, построенным по принципу «слоеного пирога», каждый слой которого обладает самостоятельной значимостью и принципиально не заменим ни одним другим. Любой психологический феномен имеет различные уровни детерминации: феноменологический, физический, биологический и социальный, — требует объяснения на каждом из данных, не сводимых друг к другу, уровнях, и именно сочетание этих слоев всегда будет придавать психологическому «пирогу» его своеобразный вкус. Наиболее же эвристичной методологической установкой является нацеленность не на «поедание» уровнями друг друга, а на поиск переходов между ними — тех,. И наиболее перспективным «каркасом» для ее построения представляются комплексные, межуровневые объяснения, в которых нашлось бы место и для смысла жизни, и для нейронов, и для социума, и для эволюционной целесообразности. Соответственно, методологический либерализм, в основном легитимизируя происходящее в психологии, вместе с тем выполняет и ряд прескриптивных функций. Помимо создания установки на поиск переходов между различными уровнями детерминации психического, он предполагает и несколько иной, нежели сейчас, способ построения психологического знания. Исследовательская психология до сих пор тратила основные усилия на то, чтобы научиться правильно добывать знание, пытаясь — с помощью позитивистских приемов — наиболее сложными и изощренными способами вырыть его «из-под земли», в то время как нужное ей знание лежало на поверхности8. И ей надо научиться не столько добывать, сколько правильно вычленять и оформлять знание. Это предполагает, во-первых, умение распознавать психологическое знание и закономерности, растворенные в обыденном опыте, во-вторых, оформление знания именно как научного, т.е. в виде законов, закономерностей и законоподобных утверждений, а не в виде описаний психологической феноменологии и корреляций между ее локусами. Все это, в свою очередь, требует избавления от чрезмерного феноменологизма (полностью избавиться от него не могут даже естественные науки), что означает переориентацию, переход от описания психологической реальности на языке ее восприятия нами к объяснению этой реальности с помощью более объективированных языков. В заключение стоит сказать, что изложенная система взглядов — методологический либерализм — «либеральна» в отношении не только различных способов видения и изучения психологической реальности, но и в отношении своих конкурентов — других представлений о путях развития психологии. Это — лишь одна из возможных перспектив, основанная на осознании того, что вполне возможны и другие перспективы Расцвету паранауки также способствовали события, происходящие в самом научном сообществе. В частности, либерализация некогда очень строгих правил производства научного знания и распространение идеологии постмодернизма. Российская культура никогда не была рационалистической: 1 русская философия, поставившая во главу угла нравственные, а не материальные проблемы, 2 марксистская философия, при всей её декларативной материалистичности основана не-онтологическом мышлении (не имеет значения, как на самом деле), создавшая откровенно искаженные образы реальности, 3 паранаука – это три последовательные и внутренне связанные между собой формы проявления нерационалистичности нашей культуры и заключенного в ней мистицизма. Паранаука паразитирует
на «неустоявшихся» научных Критерии демаркации, две точки зрения: - между наукой и паранаукой не существует сколько-нибудь четких границ; - демаркационные критерии между ними не только возможны, но и необходимы. Отсутствие таких критериев чревато не только «эрозией» науки, но и внесением полного хаоса в систему познания. Если в
прошлом для науки была характерна
смена критериев Кун задал понимание научной парадигмы как системы идей, разделяемой научным сообществом, определив когнитивный компонент научной деятельности через компонент социальный. Нечто подобное можно сделать и в отношении науки в целом, определив её как систему познания, осуществляемую научным сообществом. Тогда люди, не принадлежащие к этому сообществу, в частности представители паранауки , окажутся за пределами науки – равно как и то, чем они занимаются. Паранаукой было бы уместнее именовать некую «обочину» научного познания (научную экзотику), которая выглядит а когнитивная (но не социальная) прослойка между наукой и такими воззрениями как религия, здравый смысл… Паранаука в нынешнем её виде требует другого, менее уважительного обозначения, не содержащего даже намеков на сходство с наукой. |
Информация о работе Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"