Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Методологическим основам психологии".
1. Структура
методологического знания (уровни
и подходы). 1.Структура методологич.знания 4 уровня: 1.философская
методология.Те философские -мировозренческая
интерпритация результатов 2.общенаучные
принципы и формы познания (то,что
общее для всех наук)-- К общенаучной методологии
относятся универсальные принципы, средства,
формы научного познания, соотносимые
не с какой-либо наукой, а применимые к
широкому кругу наук (не расширяясь до
общемировоззренческих установок). К этому
уровню относятся, например- концепции
стемного научного анализа;- структурно-уровневый
подход;- кибернетические принципы описания
сложных систем и др.;содержательные общенацчные
концепции(кибернетика, 3.уровень конкретно-научной методологии. Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы. На уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод.Уровень применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций,специфических для данной области знания.Вытекающие из него рекомендации носят выраженный дисциплинирован.хар-р.Эти уровни необходимо различать,т.к. можно избежать:-переоценки меры общности знания,придания философского и мировоззренческого значения частным теориям-механический перенос общих принципов на содержательные модели В результате интеграции происходит выделение методологических подходов,и часто происходит противопоставление (дихотомический анализ) К эмпирическим методам относят: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. К методам психологической коррекции относят: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия. К методам обработки данных относят: количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качетвенный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение). 4.уровень
методик и техник исследования.
Вся исследовательская 3. Научная
революция XX века: возникновение
неклассического некласич.естествознание- |
2. Историческая относительность
форм, средств, идеалов и норм
научного познания.
Научное знание-рациональное
знание,отвечающее строгим требованиям
логического описания самого знания,методов
его получения,используемого 1.Период
античности.2 типа науки -замкнутая теоретич.наука(6
в.до н.э.)-учение ...наука-самоцель, нет
практического применения..Пифагора,научное
знание выступает в форме чисел и геометрич.форм,и
это знание превращалось в самоценность.-фактуально- 2.Наука нового времени(17 в.) Перелом – в новое время 17 в. синтез двух этих наук. ... новая картин амира..Возник экспериментальный метод...новый инженерно-конструкторский тип опзнания – установка на преобразование мира.. научно-техническая революция-происходит синтез первого и второго подхода.Появляется представление о научном факте.Впервые эмпирическая часть науки строится как особый слой научн.картины мира,в кот.функционируют особые идеальные объекты нового типа-теоретические модели,отражающие существенные стороны и связи реальных объектов. Возникает и распространяется экспериментальный метод. ,.Возникает «классическая наука» система знаний и способо его получения. основана наа обстракции субъекта (субъект вынесен за скобки процесса познания)(сочетание математических требований и эмпирического исследования)-первая научная революция. Коперник,Ньютон,Галилей.
неклассическое естествознание. постклассич.естествознание – последняя треть 20 в. – новая стадия научного знания добавляющая к идеалам неклассич. науки требование учета ценностно-целевых установок ученого и его личности...В современной науке сущ-ют все эти области |
4. Позитивизм и
его роль как методологического базиса
наук на определенной ступени развития.
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus —
положительный) — направление в методологии
науки, объявляющее единственным источником
истинного, действительного знания эмпирические
исследования и отрицающее познавательную
ценность философского исследования.
Позитивисты объединили логический и
эмпирический методы в единый научный
метод... Основная цель позитивизма - борьба
с метафизикой. Под ней понимались термины,
которым ничего не соответствовало в реальности,
например, энтелехия, эфир и т.п. Поиск
научного метода преследовал цель найти
свободные от метафизических предрассудков
достоверные основания знания. Позитивисты
считали надежным знание, которое должно
опираться на нейтральный опыт, а единственной,
познавательно ценной формой знаний, по
их мнению, является эмпирическое описание
фактов....п-направление философской мысли,переоценивающее
роль непосредственного опыта,требующее
прямой эмпирической проверки каждого
отдельного утверждения и принимающее
роль теоретического знания(особенно
философского) Подлинное знание(позитивное)
получают в рамках отдельных специальных
наук.Позитивисты считали что наука не
нуждается в рассуждениях,а нуждается
только в фактах.Они переоценивали роль
непосредственного опыта. Требовали прямой
эмпирической проверки каждого утверждения,считали
что теоретич.знания выстраиваются у отдельных
фактов.
четыре этапа развития позитивизма: 1) Первый
позитивизм. Основатель - Огюст Конт
Представители: Ммилль и 2) Эмпириокритицизм
- Представители: Мах и 3) Неопозитивизм или логический позитивизм . использует только логические схемы и математический аппарат.Представители: Фреге, Виттгенштейн 4) Постпозитивизм
- Представители: Карл Поппер, |
5. Понятия
парадигмы и научной революции
по Т.Куну.
Кун — амер. историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом психологических парадигм.Парадигма — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Научное исследование, утверждает Кун, строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая, в свою очередь, в период революции заменяется другой парадигмойНаучная парадигма-совокупность фундаментальных достижений в данной области науки,задающих общепризнанные образцы,примеры научного знания,проблем и методов их исследования и признающихся в течении определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.Парадигма-то,что объединяет членов научного сообщества/наоборот научное сообщество сотоит из людей признающиъ парадигмы.Научное сообщество-логический субъект научной деятельнсти.Ученые существуют только в принадлежности к научному сообществу.Формирование парадигм явл.признаком зрелости научной дисциплины,т.е. показателем выхода дисциплины на стадию «нормальной науки». Нормальная наука- каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории; стадия развития научн.знания,на которой в основном осуществляется накопление и систематизация знания в рамках сложившейся парадигмы и разработка парадигмальной теории в целях разрешения некоторых оставшихся неясностей и улучшения решения проблем,которые ранее были затронуты лишь поверхностно.Проблемы нормальной(зрелой)науки ориентированы на открытие новых фактов или создание новой теории.Действия в рамках строгих правил-предписаний не могут привести к созданию новых парадигм,что равнозначно революции в науки.Научная революция-нукумулятивные эпизоды развития науки,когда в результате кризиса старая парадигма замещается циликом или частично новой,не совместимой со старой. Экстраординарная наука- Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;.Кризис завершается одним из трех исходов:1.нормальная наука может доказать свою способность разрешить проблему породившую кризис,2.большинсво ученых признается что проблема в ближайшем будущем не решится и останется в наследство будущему поколению3.появляется новый претендент на роль парадигмы,и разворачивается борьба за «престол» |
6. Принцип фальсифицируемости
гипотез К.Поппера.
Фальсифици́руемость
(опроверга́емость, крите́рий По́ппера)
— критерий научности эмпирической
теории, сформулированный К. Поппером.
Теория удовлетворяет критерию Поппера
(является фальсифицируемой), если существует
методологическая возможность её опровержения
путём постановки того или иного эксперимента,
даже если такой эксперимент ещё не был
поставлен.Говоря простыми словами, научная
теория должна быть способна ошибаться.Критерий
фальсифицируемости требует, чтобы теория
или гипотеза не была принципиально неопровержимой.
... теория не может считаться научной только
на том основании, что существует один,
несколько или неограниченно много экспериментов,
дающих её подтверждение.. Теория, для
которой существует возможность опровержения
экспериментом, называется фальсифицируемой.
Теория, для которой не существует такой
возможности, то есть в рамках которой
может быть объяснён любой результат любого
мыслимого эксперимента (в той области,
которую описывает теория), называется
нефальсифицируемой.Критерий Поппера
является лишь критерием отнесения теории
к разряду научных, но не является критерием
её истинности или возможности её успешного
применения. Раскрытие нормативов научного
мышления,где теории проверяются на истинность
эмпирически.Основным нормативом роста
Поппер считал выведение из теорий следствий,проверяемых
опытным путём.Проверяются именно эти
следствия-гипотезы. 10. (продолжение) ПРЕДМЕТ...Психика человека, включающая в себя познавательными процессами. Другие и психическими свойствами и состояниями личности, Человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений, и в свою очередь, Зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как «личность». В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Деятельность и общение также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах. подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.процессы состояния свойстваиндивидуальные групповыевнутренние внешние (психические) (поведенческие)Здесь обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия 12 классов явлений, изучаемых в психологии (они перечислены в левой части таблицы, в правой части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления) |
7. Постнеклассическая
стадия развития науки.
Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли чело-века в исследуемых системах. на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин... в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, био-сфера, ноосфера, общество, человек и т. д. представляют со-бой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объек-та, а внутри него, он лишь часть, познающего целого. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение есте-ственных и общественных наук, при котором идеи и принци-пы современного естествознания все шире внедряются в гума-нитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек. современная
стадия в развитии научного занния,добовляющая
к идеалам неклассической науки
требования учёта ценностно-целевых
установок ученого и его Степин В.С.,постнеклас.наука формируется в ходе четвертой глобальной научной революции,начавшейся в трети 20 в. На первый план начинают выдвигаться междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследоват.деят-ти. -сложные приборные комплексы обслуживаются большим коллективами,начинают функционировать аналогично средствам промышленного производства. -появляются
фрагменты целостной -наиб.сложные
и перспективные исследования
имеют дело с исторически -перед человеком
возникает проблема выбора |
8. Постнеклассическая
парадигма как определенная Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли чело-века в исследуемых системах. на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин... в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, био-сфера, ноосфера, общество, человек и т. д. представляют со-бой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объек-та, а внутри него, он лишь часть, познающего целого. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение есте-ственных и общественных наук, при котором идеи и принци-пы современного естествознания все шире внедряются в гума-нитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек. Стираются жесткие
границы между картинами 20 в.-эпоха постмодернизма,отлич.особым мироощущением,мир в эту эпоху начинает осозноваться как рукотворный.-возникает проблема «культурных органов»,отсутсвие которых мешает диалогу опытов. Нет взаимопонимания европейской психологии с восточной древней психологией.-изучение ноосферогенеза в контексте духовности,выдвижение на первый план не убъекта/объекта а взаимоотношения.-признание многопредметности картины мира,существование множества теорий. Гусельцева,2
модели развития психол.науки:1.»пирамида», Выготский
–создание общей психологии |
9. Специфика методологии
психологии. Особенности психологического
знания.
Методология
науки – это ее мировоззренческие
позиции, определяющие понимание изучаемого
предмета, подход к нему, назначение,
направленность и способ проводимых
исследований.. п - — наука о психической
деятельности, её закономерностях развития
и функционировании.Объективная наука
о субъективном мире человека и животных
(в определении...Объектом психологического
познания выступает психика человека,
то есть, внутренний мир личности, который
возникает в процессе взаимодействия
человека с окружающим внешним миром,
в процессе активного отражения этого
мира. Предметом психологии, под которым
подразумевается система понятий, объясняющих
закономерности развития и функционирования
психики как формы психического отражения
действительности, являются собственно
психические процессы, а также психические
свойства и состояния личности. Это общий
предмет для всех психологических наук
и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений
психологии. Особенность психологии заключается
в ее уникальных практических следствиях.
И эти следствия качественно отличаются
от результатов других наук. Ведь познать
нечто - значит овладеть этим «нечто»,
научиться им управлять. А в случае психологии
это значит - научиться управлять своими
психическими процессами, функциями, способностями.
При этом надо подчеркнуть, что познавая
себя, человек будет себя изменять. Следовательно,
психология - наука, не только познающая,
но и конструирующая, созидающая человека.
Объект психологии-одна из самых сложных
и пока ещё плохо определенных реальностей.В
псих-и совпад.субъект познания(кто познаёт)
и объект (что познаётся).Объектом научного
познания становится и сам процесс познания.-изменяется
не только ищучаемый объект,но и сам исследователь,узнав
ненчо новое о психике,он узнает и нечто
новое о себе.-психолог не только изучает
чел-а,но он также конструирует,помогает
ему стать человеком,родиться как личность,развиваться.Эта
созидательная функция несёт опасность
манипулятивного подхода к человеку.-мировоззернческая
нагрузка(ответы на вопросы о сущности
личности,о природе человеч.ценностей,о
смысле существования человека,его месте
в мире.-психологи несут ответвственность
за достоверноесть результатов псих.обследований,моральный
кодекс.-в психологии параллельно существуют
множество парадигм(допарадигмальная/ |
10.Предмет психологической
науки. История и современные
дискуссии.
п - — наука
о психической деятельности, её закономерностях
развития и функционировании. предмет: , Объект-та часть реальности,кот.изучает наука.Объект существует сам по себе,вне зависимости от познающего субъекта. Предмет-«строит»
сама наука,с помощью своих методов, 1.Античное
время-душа как предмет 2.Новое время,17 в.-рост естествознания. Тело-область физики,соответсвенно психологии осталась с одной душой и её предметом стало сознание. 3. Поведение
как предмет психологии ,главный
метод исследования- 4.Бессознательное,психоанализ 5.деятельнсоть. 6.позновательные
процессы,когнитивная психология,метод- 7. Личность. Гуманистическая психология. Метод – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задача – психотерапия. Современные дискуссии: В.И. Зацепин видит будущее нашей науки в русле развития так называемой интегральной психологии и допускает, что «генеральным предметом интегральной психологии может стать именно душа» Статья Мироненко: содержание понятия «душа» не является более определенным, чем содержание понятия «психика».Душа, как известно, выступала в качестве предмета психологической науки на ранних этапах становления рационального познания, когда психология еще не выделилась, не «отпочковалась» от целостного способа понимания мира, не отделилась от житейской психологической мысли, религиозного мировоззрения. На протяжении уже нескольких столетий понятие души не используется научной психологией в качестве специального термина, на что есть веские причины. Понятие души в истории культуры неразрывно связано, прежде всего, с религией. Душа не относится к явлениям объективно существующего материального мира, объяснять который призвана наука в единстве ее естественнонаучных и гуманитарных разветвлений. То, что люди называют душой, – не доступно научному исследованию, а придумывать что-то новое и называть это душой в каком-то, якобы, «научном» понимании бесперспективно и не принесет ничего, кроме вреда и раздора. 2 пути в псих.науки – избавиться
от субъективности своего – раскрыть загадку человеческой души: научно доказать и обосновать, что является смыслом человеческой жизни; что нужно человеку для счастья и к чему он должен стремиться; что есть добро и зло. -споры о
мультипарадигмальнсоти науки,, |
35.Психология
научная и житейская.
каждого из нас
есть запас житейских Чем же отличаются житейские психологические знания от научных? (Гиппенрейтер) 1: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам... житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны. 2. жит. псих. знан. носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. ... научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. 3.Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов - выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка. 4.Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку. 5. пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию. Но, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется. |
30.Социальный конструкционизм
в психологии.
Ярким примером гуманитарного подхода является современный социальный конструктивизм. Социальные конструктивисты полагают, что система представлений о мире, существующая в любой культуре, фиксирована в языке. Овладевая речью, мы наследуем и соответствующую систему понятий, с помощью которой аморфный опыт личных переживаний структурируется, обретает форму четких представлений и идей. Для социального
конструктивизма главное в Социальный конструктивизм видит в речи механизм активного формирования образа мира. В процессе обсуждения объекту могут быть приписаны различные языковые понятия, в зависимости от ситуации его восприятия субъектом. Обсуждая происходящие события, обмениваясь мнениями, люди и создают тот мир, в котором они живут, конструируют общий образ мира, используя систему речевых понятий. Создание альтернативных языковых описаний людей и событий рассматривается как способ изменения, конструирования образа мира и личности человека. Достижения таких направлений, как кросс-культурная психология и социальный конструктивизм демонстрируют огромные возможности изменения личности в результате культурных воздействий, социальную заданность самых базовых и глубинных свойств личности. В свете данных подходов личность предстает как культурно-специфическая форма организации психической деятельности. Если в контексте «биологизаторских» теорий структура и функционирование общности полностью определяется индивидом, фактически заложена в его генетической программе, то в контексте «социоло-гизаторских» теорий напротив, структура и функционирование человеческого «Я» полностью определяется программой социума, культуры. 37.Теоретическая психология: предмет и объект (А.В.Петровский и М.Я. Ярошевский). Предмет теоретической
психологии – саморефлексия |
31.Кризис в психологии
и поиск общей методологии.
Основные симптомы кризиса: • отсутствие единой, общеразделяемой теории; • разобщенность на психологические «империи», такие, как когнитивизм, психоанализ, бихевиоризм и т.п., каждая из которых живет по своим собственным законам; • отсутствие универсальных критериев добывания, верификации и адекватности знания; • некумулятивность знания, объявление каждым новым психологическим направлением всей предшествующей ему психологии набором заблуждений и артефактов; • раскол между
исследовательской и • расчлененность целостной личности и «недизъюнктивной» психики на самостоятельно существующие память, мышление, восприятие, внимание и другие психические функции; • различные «параллелизмы» — психофизический, психофизиологический, психобиологический и психосоциальный, которые психология осознает как неразрешимые для нее, говоря словами Т. Куна, «головоломки». Отсутствие
прогресса в преодолении кризис рационалистической
психологии. Он проявляется в полной
легализации и 11.Психологическая
наука в контексте других Объективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической реальности как важной составной части развития жизненного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности образует психологическое познание. Таким образом, можно констатировать, что научной психологии свойственен плюрализм способов познания, а основными источниками психологического знания служат: а) специально организованное в соответствии с научными стандартами - психологические исследование, б) психологическая практика, в) обыденный опыт. Традиционная психология в качестве собственно научного источника признавала только первый, что, разумеется, не было методологическим артефактом и сыграло немалую позитивную роль в становлении психологии как науки. Вместе с тем такое сужение «легальных» источников психологического познания существенно искажало его образ, во многом содействовало созданию и углублению разрыва между исследовательской и практической психологией, препятствовало экспликации истинной методологии этого познании и интеграции психологии. Новый образ психологического познания и соответствующая методология, формирующиеся в постнеклассической науке и основанные на размывании монистических принципов, — «методологический плюрализм» (Смирнов, 2004), «методологический либерализм» (Юревич, 2001а) и др., - включают не только новое отношение к психологическим теориям и т.п., но и новое отношение к источникам психологического знания, среди которых нет единственно правильного или «единственно научного». Этот образ предполагает не только признание различных, традиционно конфликтовавших друг с другом, систем психологического знания — когнитивизма. бихевиоризма, психоанализа и др. — как равно адекватных способов понимания и изучения психологической реальности, но и легитимизацию различных способов психологического познания как вполне научных, взаимодополняющих и обогащающих друг друга. |
38.Современные
методологические дискуссии: Поп-психология упрощает и делает понятными сложные академические психологические знания и наработки психотерапии для обывателя. Но, упрощая психологические знания, она неизбежно их извращает. И иногда предлагаемые ею рецепты могут оказаться вредными для человека. Для поп-психологии несущественны разграничительные линии между знанием и не-знанием – мифами, заблуждениями и др. Ее главная задача – сформулировать наиболее интересную для обывателя версию психологического знания, предложить ему способы решения его психологических проблем в отсутствие особой заботы об адекватности и научной обоснованности этих способов Поп-психология обильно представлена в печатном виде (это все эти книги с советами вроде: «Как стать счастливой», «Думай и богатей» и др.), в виде различных ток-шоу на ТВ. Также многие поп-психологи проводят психологические консультации и тренинги.В поп-психологических текстах рядом сосуществуют и упрощенные академические знания, и наработки научной психотерапии и психокоррекции, и эзотерические или религиозные взгляды. Все это приправлено обращением к личному опыту пишущего (его родственников, друзей) или просто к здравому смыслу (иногда далекому от реальности).Во-первых, как уже было сказано, у поп-психологии своя функция, не сводимая к функциям академической или практической психологии. Это функция «пиара» (как говорит Юревич) психологической помощи (что само по себе и не плохо), и функция развлечения. Во-вторых, часть поп-психологических текстов пишется все-таки психологами с базовым психологическим образованием в лучших традициях популярной литературы. Ну и, в-третьих, поп-психология – это связующее звено между массовым сознанием и академической и практической психологией. Поп-культура – ведущая тенденция нашего времени.Целесообразно разделить и противопоставить традиционную научно-популярную психологию и поп-психологию: популярная психология представляет собой изложение знания, порожденного в контексте научной психологии, языком, понятным практически любому человеку. Поп-психология (псевдонаучная психология) представляет собой движение в противоположную сторону – это изложение вненаучных измышлений таким образом, что они уподобляются научному знанию. Это мимикрия вненаучной психологии под образ науки.Поп-психология враждебна научной психологии:1 опасна для общества – как механизм оглупления людей2 как механизм дискредитации психологической науки, под которую она усиленно маскируется3 опасна как конкурент на рынкеФормирование человека, способного жить в цивилизованном мире, обладающего соответствующим мировоззрением и культурой – практическая цель так называемых гуманитарных наук.Важнейшим фактором развития психологической науки и практики явилось радикальное усложнение проблемы адаптации человека к миру. Ускорение исторического процесса на рубеже 19-20 вв привело к тому, что смена поколений уже не успевала за изменениями в культуре.20 век прошел под знаком внимания к связи эмоциональных и когнитивных компонентов отражения. (если мы не можем изменить мир, следует изменить свое отношение к нему, т.е. способ взаимодействия с ним) Рубеж 20 – 21 вв обнажил новые психологические проблемы:- смятение в отношении идеалов- противоречия между прогрессом материальным и духовным. (разрушает культуру)- утрата веры в благотворность развития науки для человечества- в конце 20 в то, что прогресс человеческого индивида, стало очевидным.- виртуализация современной цивилизации. Мамардашвили: «Аномальное знаковое пространство затягивает в себя все, что с ним соприкасается»Мир вокруг нас меняется быстрее чем человек ? выстроить картину мира, адекватную реальности, на основе которой станет возможной эффективная саморегуляция и деятельность.Мамардашвили: «зло делается само собой, а добро нужно делать специально и все время заново…» |
12. Психофизическая
проблема психологии.
Психофизическая проблема— в широком смысле — вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае П. п. правильнее называть психофизиологической. Особую остроту П. п. приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе “машины тела” привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т.Гоббс и Б.Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но позитивно решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов (см. Эпифеноменализм). Спиноза, полагая, что порядок идей тот же, что и порядок вещей, трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы. Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Д.Гартли и других натуралистов. Психофизический параллелизм приобрел большую популярность в середине XIX в., когда с открытием закона сохранения энергии стало невозможно представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понимания психики как активного фактора регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У.Джеймс). В конце XIX — начале XX в. получила распространение махистская трактовка П. п., согласно которой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. Современный логический позитивизм рассматривает П. п. как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов. 11.Психологическая
наука в контексте других Объективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической реальности как важной составной части развития жизненного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности образует психологическое познание. Таким образом, можно констатировать, что научной психологии свойственен плюрализм способов познания, а основными источниками психологического знания служат: а) специально организованное в соответствии с научными стандартами - психологические исследование, б) психологическая практика, в) обыденный опыт. Традиционная психология в качестве собственно научного источника признавала только первый, что, разумеется, не было методологическим артефактом и сыграло немалую позитивную роль в становлении психологии как науки. Вместе с тем такое сужение «легальных» источников психологического познания существенно искажало его образ, во многом содействовало созданию и углублению разрыва между исследовательской и практической психологией, препятствовало экспликации истинной методологии этого познании и интеграции психологии. Новый образ психологического познания и соответствующая методология, формирующиеся в постнеклассической науке и основанные на размывании монистических принципов, — «методологический плюрализм» (Смирнов, 2004), «методологический либерализм» (Юревич, 2001а) и др., - включают не только новое отношение к психологическим теориям и т.п., но и новое отношение к источникам психологического знания, среди которых нет единственно правильного или «единственно научного». Этот образ предполагает не только признание различных, традиционно конфликтовавших друг с другом, систем психологического знания — когнитивизма. бихевиоризма, психоанализа и др. — как равно адекватных способов понимания и изучения психологической реальности, но и легитимизацию различных способов психологического познания как вполне научных, взаимодополняющих и обогащающих друг друга. |
13. Психофизиологическая
проблема психологии.
Психофизиологическая проблема - проблема отношения души и тела или человеческого мышления и физиологических процессов. Данная проблема может быть сформулирована в различных аспектах: 1. Гносеологический аспект проблемы - является ли теория о теле достаточным основанием для понимания души? Существует несколько подходов - а) физиологии достаточно для понимания всех закономерностей психики, никакой другой теории нам не надо (И.П. Павлов Лекции о работе больших полушарий); б) физиология и психология должны взаимно дополнять друг друга. Чтобы понимать работу человеческого сознания, необходимо использовать обе науки (В.М. Бехтерев Мозг и его функции); в) психология и физиология - два взаимонесовместимых предмета, имеющих собственную проблематику и собственный категориальный аппарат. Психофизиология - самостоятельная дисциплина, не являющаяся суммой первых двух (П.К. Анохин Философские аспекты теории функциональных систем); г) научное познание психики невозможно. Ни физиология, ни психология не могут претендовать на исследование человеческого сознания (это позиция экзистенциалистов либо крайнего религиозного идеализма). 2. Онтологический аспект проблемы - является ли сознание (душа) чисто материальным процессом или она по своей сути содержит некоторые компоненты, не обладающие материальной основой? Существует несколько подходов - а) сознание - это материальный процесс и ничего нематериального в душе нет (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев); б) сознание основывается на некоторой внефизической реальности, душа человека не может рассматриваться как феномен материального мира; в) сознание возникает на основе материальных процессов, но впоследствии в нем возникают закономерности, которые не могут быть объяснены на основе представлений о материи (так называемые эмерджентные свойства) (См.: Д.И. Дубровский, В.В. Орлов, П.К. Анохин); г) "сознание" и "материя" - это псевдопонятия не имеющие эмпирического денотата, т.е. их содержание не дано в наблюдении, и поэтому они не являются научными понятиями (см. работы неопозитивистов, в частности, К. Поппера). Хочется отметить, что данная проблема не может быть решена на уровне научного (т.е. экспериментального) подхода. Ее решение лежит либо в области философского конструирования, либо, чаще всего, решение происходит иррационально, без теоретического обоснования. 14.Психогностическая проблема психологии. Психогностической проблемы. (Ее обозначение произведено от греч. "гнозис" – познание.) Поле ее исследований это познавательные процессы (ощущение, восприятие, воображение, мышление) и их продукты (чувственные и умственные образы) как феномены, которые рассматриваются исходя из основных объяснительных принципов психологии: детерминизма, системности и развития с целью выяснить, во-первых, причинные факторы, которые их порождают и регулируют, во-вторых, историю стадиального преобразования этих феноменов и, в-третьих, их (функцию в общей системе жизни субъекта. Исторический опыт свидетельствует, что их аналитическое изучение неизбежно вело к расширению проблемного поля психогнозиса. Эпицентром этого поля служила категория образа. Его разработка неизбежно вводила в круг представлений об ее содержании данные, относимые к другим категориям. Так, например, была открыта зависимость образа от действия как формирующей его детерминанты. Философский подтекст данной проблемы, указывающий не на место психики среди других явлений бытия (психофизическая проблема), не на ее отношение к телесному субстрату (психофизиологическая проблема), а на характер представленности объектов психической активности в ее собственном строе и составе, пронизан остро конфликтными отношениями между различными составляющими этого подтекста, прежде всего – идеалистической и материалистической ориентациями. Для первой – объект существует не иначе как в формах деятельности познающего его субъекта. Согласно второй чувственный опыт, его преобразование в рациональные "сценарии" гнозиса возможны только потому, что независимая от этого опыта и этих форм действительность (природная и социальная) служит основой ее воссоздания (согласно диалектическому материализму – активного отражения) в том, что конституирует психику. Говоря о психогнозисе, следует иметь в виду принципиально важный вопрос о способах приобретения знаний, о том психическом, которое непременно включает когнитивный компонент (то есть знание). К уникальным характеристикам психики (в тех случаях, когда мы переходим на уровень человека) относится известное каждому из собственного опыта различие между внутренними и внешними ее проявлениями. Первые – неотчуждаемы от переживающего их субъекта. Они открыты ему благодаря особой способности к самонаблюдению и самоотчету. Своеобразие этой способности стало предметом изучения древних философов (Плотин, Августин), заговоривших о поворачиваемости души от внешних объектов к себе самой. В дальнейшем сложилось понятие о рефлексии (от лат. "рефлексия" – обращение назад), которая выступила в качестве особой разновидности гнозиса. Она отлична от других его разновидностей направленностью на обзор и анализ субъектом своего духовного мира, его зримого "внутренним оком" (интроспекцией) наличного состава. |
Информация о работе Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"