Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Методологическим основам психологии".

Работа содержит 1 файл

методологические основы.doc

— 296.50 Кб (Скачать)
1. Структура  методологического знания (уровни  и подходы). 
1.Структура методологич.знания

4 уровня: 1.философская  методология.Те философские знания,которые  лежат в основе получения научных  знаний.Анализ наиболее общих  принципов познания и категориального  строя науки в целом Функции:-определить условия и границы научности знания,определяет общие тенденции развития.

-мировозренческая  интерпритация результатов науки  с т.зрения той или иной картины  мира.

2.общенаучные  принципы и формы познания (то,что  общее для всех наук)-- К общенаучной методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо наукой, а применимые к широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например- концепции стемного научного анализа;- структурно-уровневый подход;- кибернетические принципы описания сложных систем и др.;содержательные общенацчные концепции(кибернетика,концепция наосферы Вернадского.)-универсальные концептуальные системы (теория систем Л.фон Берталанфи)-методические концепции и методы (структурно-функциональный анализ,системный анализ,логческий анализ..)Основная функция-скрепялть общие науки

3.уровень  конкретно-научной методологии. Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы. На уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод.Уровень применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций,специфических для данной области знания.Вытекающие из него рекомендации носят выраженный дисциплинирован.хар-р.Эти уровни необходимо различать,т.к. можно избежать:-переоценки меры общности знания,придания философского и мировоззренческого значения частным теориям-механический перенос общих принципов на содержательные модели  В результате интеграции происходит выделение методологических подходов,и часто происходит противопоставление (дихотомический анализ) К эмпирическим методам относят: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. К методам психологической коррекции относят: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия. К методам обработки данных относят: количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качетвенный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).

4.уровень  методик и техник исследования. Вся исследовательская практика,описание  способов получения и сбору эмпирических данных,эксперементы.

3. Научная  революция XX века: возникновение  неклассического естествознания.

некласич.естествознание-система  знаний и способов их получения,основан.на представлении что сам процесс  познания и его продукты нельзя абстрагировать от процедур и средств(включая теории) познания мира. качественное изменение научного познания..до 18 в. не было дробления науки на химию, биологию или психологию...была единая наука..в 18 в. возникло отраслевое строение науки. Утрачена единая картина мира. Усилилась прикладная сил анауки.конец 19 в. – радикальное изменение картины мира(открытие Эл-ва) св-ва объектов зависят от того что м/у объектами рухнула концепция стационарной вселенной, теор. относительности. Неклассич.естествознан – система знаний где процесс познания нельзя абстрагировать от процедур и средств ...познавая мир мы создаем в нем новые св-ва..т.е конструируем мир..Познавая мир,мы конструируем его,создаём в нём новые свойства.При этом свойства понимаются как не то,что принадлежит самому объекту,а то,что проявляется во взаимодействии одного объекта с другим.Не существуюет «чистых» фактов как таковых-если в факте нет места самому субъекту познания,то это не научный факт.Любое свойство любого объекта не принадлежит этому объекту самому по себе,а всегда проявляется только во взаимодействии с каким-либо другим объектом.С появлением нового объекта все другие объекты приобретают новые свойства которые можно обнаружить только во взаимод-ии с этим новым объектом.И такой новый объект-человек как субъект познавательной деят-ти и его сознание.Научная картина мира есть совокупность всех свойств,обнаруживаемых миром в ходе позновательного взаимодействия с субъектом познания.Предмет не существует до того,как он начинает изучаться.предмет и метод не отделены друг от друга.

2. Историческая относительность  форм, средств, идеалов и норм  научного познания.

Научное знание-рациональное знание,отвечающее строгим требованиям  логического описания самого знания,методов  его получения,используемого инструментария,критериев для оценки его истинности и включенное в контекст той/иной научной теории.

1.Период  античности.2 типа науки -замкнутая теоретич.наука(6 в.до н.э.)-учение ...наука-самоцель, нет практического применения..Пифагора,научное знание выступает в форме чисел и геометрич.форм,и это знание превращалось в самоценность.-фактуально-описательная наука.-изучает реальн.объекты..Аристотель,установка на изучение реальных объектов в окр.мире,их классификация,систематич.описание,сопастовление др.с другом.Два этих типа существовали отдельно и не пересек.

2.Наука нового  времени(17 в.) Перелом – в новое время 17 в. синтез двух этих наук. ... новая картин амира..Возник экспериментальный метод...новый инженерно-конструкторский тип опзнания – установка на преобразование мира.. научно-техническая революция-происходит синтез первого и второго подхода.Появляется представление о научном факте.Впервые эмпирическая часть науки строится как особый слой научн.картины мира,в кот.функционируют особые идеальные объекты нового типа-теоретические модели,отражающие существенные стороны и связи реальных объектов. Возникает и распространяется  экспериментальный метод.

,.Возникает  «классическая наука» система знаний и способо его получения. основана наа обстракции субъекта (субъект вынесен за скобки процесса познания)(сочетание математических требований и эмпирического исследования)-первая научная революция. Коперник,Ньютон,Галилей.

  неклассическое естествознание..качественное изменение научного познания..до 18 в. не было дробления науки на химию, биологию или психологию...была единая наука..в 18 в. возникло отраслевое строение науки. Утрачена единая картина мира. Усилилась прикладная сил анауки.конец 19 в. – радикальное изменение картины мира(открытие Эл-ва) св-ва объектов зависят от того что м/у объектами рухнула концепция стационарной вселенной, теор. относительности. Неклассич.естествознан – система знаний где процесс познания нельзя абстрагировать от процедур и средств ...познавая мир мы создаем в нем новые св-ва..т.е конструируем мир..

постклассич.естествознание – последняя треть 20 в. – новая стадия научного знания добавляющая к идеалам неклассич. науки требование учета ценностно-целевых установок ученого и его личности...В современной науке сущ-ют все эти области

4. Позитивизм и  его роль как методологического базиса наук на определенной ступени развития. Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод... Основная цель позитивизма - борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т.п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов....п-направление философской мысли,переоценивающее роль непосредственного опыта,требующее прямой эмпирической проверки каждого отдельного утверждения и принимающее роль теоретического знания(особенно философского) Подлинное знание(позитивное) получают в рамках отдельных специальных наук.Позитивисты считали что наука не нуждается в рассуждениях,а нуждается только в фактах.Они переоценивали роль непосредственного опыта. Требовали прямой эмпирической проверки каждого утверждения,считали что теоретич.знания выстраиваются у отдельных фактов.

четыре  этапа развития позитивизма:

1) Первый  позитивизм. Основатель - Огюст Конт  Представители: Ммилль и Спенсер .

2) Эмпириокритицизм - Представители: Мах и Авенариус  -Эмпириокритицизм, (греч. empeiría —  опыт и критика, «критика опыта»; также известен как «Второй  позитивизм») — философское направление,  родоначальником которого является  Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является ни мышление или субъект, ни материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познается людьми..

3) Неопозитивизм  или логический позитивизм . использует  только логические схемы и  математический аппарат.Представители: Фреге, Виттгенштейн

4) Постпозитивизм - Представители: Карл Поппер,Кун  ...Поппер обратил внимание, что  эмпирический базис науки —  это в значительной мере продукт  рациональной конвенции, а термины  языка науки всегда теоретически нагружены. Научное исследование, утверждает Кун, строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая, в свою очередь, в период революции заменяется другой парадигмой

 
 
 
 
 
5. Понятия  парадигмы и научной революции  по Т.Куну.

Кун  —  амер. историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается  скачкообразно, посредством научных  революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом психологических парадигм.Парадигма  — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Научное исследование, утверждает Кун, строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая, в свою очередь, в период революции заменяется другой парадигмойНаучная парадигма-совокупность фундаментальных достижений в данной области науки,задающих общепризнанные образцы,примеры научного знания,проблем и методов их исследования и признающихся в течении определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.Парадигма-то,что объединяет членов научного сообщества/наоборот научное сообщество сотоит из людей признающиъ парадигмы.Научное сообщество-логический субъект научной деятельнсти.Ученые существуют только в принадлежности к научному сообществу.Формирование парадигм явл.признаком зрелости научной дисциплины,т.е. показателем выхода дисциплины на стадию «нормальной науки».

Нормальная  наука- каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;  стадия развития научн.знания,на которой в основном осуществляется накопление и систематизация знания в рамках сложившейся парадигмы и разработка парадигмальной теории в целях разрешения некоторых оставшихся неясностей и улучшения решения проблем,которые ранее были затронуты лишь поверхностно.Проблемы нормальной(зрелой)науки ориентированы на открытие новых фактов или создание новой теории.Действия в рамках строгих правил-предписаний не могут привести к созданию новых парадигм,что равнозначно революции в науки.Научная революция-нукумулятивные эпизоды развития науки,когда в результате кризиса старая парадигма замещается циликом или частично новой,не совместимой со старой.

Экстраординарная  наука- Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;.Кризис завершается одним из трех исходов:1.нормальная наука может доказать свою способность разрешить проблему породившую кризис,2.большинсво ученых признается что проблема в ближайшем будущем не решится и останется в наследство будущему поколению3.появляется новый претендент на роль парадигмы,и разворачивается борьба за «престол»

6. Принцип фальсифицируемости  гипотез К.Поппера.

Фальсифици́руемость (опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Поппером. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.Говоря простыми словами, научная теория должна быть способна ошибаться.Критерий фальсифицируемости требует, чтобы теория или гипотеза не была принципиально неопровержимой. ... теория не может считаться научной только на том основании, что существует один, несколько или неограниченно много экспериментов, дающих её подтверждение.. Теория, для которой существует  возможность опровержения экспериментом, называется фальсифицируемой. Теория, для которой не существует такой возможности, то есть в рамках которой может быть объяснён любой результат любого мыслимого эксперимента (в той области, которую описывает теория), называется нефальсифицируемой.Критерий Поппера является лишь критерием отнесения теории к разряду научных, но не является критерием её истинности или возможности её успешного применения. Раскрытие нормативов научного мышления,где теории проверяются на истинность эмпирически.Основным нормативом роста Поппер считал выведение из теорий следствий,проверяемых опытным путём.Проверяются именно эти следствия-гипотезы.Теоретические гипотезы-положения,прямо не проверяемые,а дедуктивно пологаемые в рамках той или иной теории.Гипотезы порой не удаётся проверить в настоящем,но зато это случается в будущем.Научная проблема-формулировка,т.е.осознание какого-то противоречия,в разрешение которого вносит вклад проведение научного/практически направленного исследования.Верификация-получение опытных данных в пользу предполагаемой гипотезы.Принцип асимметрии заключ.в том,чо гипотезу можно фальсифицировать(отвергнуть),но нельзя подтвердить(доказать её истинность)на основе опытных данных.Фальсифицируемость-наличие принципиальной возможности для любой гипотезы,претендующей на статус научной,быть отвергнутой в ходе эмпирической проверки«Солнце является черной дырой» — пример теории фальсифицируемой и ложной. «Солнце является желтым карликом» — пример теории фальсифицируемой и истинной. «Солнце является астральной проекцией Ктулху» — пример нефальсифицируемой теории

10. (продолжение)

ПРЕДМЕТ...Психика человека, включающая в себя познавательными процессами. Другие и психическими свойствами и состояниями личности, Человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений, и в свою очередь, Зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как «личность». В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Деятельность и общение также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах. подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.процессы состояния свойстваиндивидуальные групповыевнутренние внешние (психические) (поведенческие)Здесь обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия 12 классов явлений, изучаемых в психологии (они перечислены в левой части таблицы, в правой части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления)

7. Постнеклассическая  стадия развития науки.

Постнеклассическая  наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли чело-века в исследуемых системах. на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин... в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, био-сфера, ноосфера, общество, человек и т. д. представляют со-бой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объек-та, а внутри него, он лишь часть, познающего целого. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение есте-ственных и общественных наук, при котором идеи и принци-пы современного естествознания все шире внедряются в гума-нитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек.

современная стадия в развитии научного занния,добовляющая  к идеалам неклассической науки  требования учёта ценностно-целевых  установок ученого и его личности в целом.

Степин В.С.,постнеклас.наука  формируется в ходе четвертой  глобальной научной революции,начавшейся в трети 20 в.

На первый план начинают выдвигаться междисциплинарные  исследования и проблемно ориентированные  формы исследоват.деят-ти.

-сложные  приборные комплексы обслуживаются большим коллективами,начинают функционировать аналогично средствам промышленного производства.

-появляются  фрагменты целостной общенаучной  картины мира

-наиб.сложные  и перспективные исследования  имеют дело с исторически развивающимися системами,которые формируют со временем все новые уровни своей организации,и их появление влият на уже существующие.формирование каждого нового уровня сопровождается прохождением систем через состояния неустойчивого равновесия(точки бифуркации),небольшие случайные воздействия могут привести к изменению направления развития и появлению новых структур.

-перед человеком  возникает проблема выбора линии  развития из множества путей  эволюции системы.Сам выбор необратим,и  не может быть однозначно просчитан.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8. Постнеклассическая  парадигма как определенная картина  мира

Постнеклассическая  наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция  в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность  решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли чело-века в исследуемых системах. на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин... в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, био-сфера, ноосфера, общество, человек и т. д. представляют со-бой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объек-та, а внутри него, он лишь часть, познающего целого. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение есте-ственных и общественных наук, при котором идеи и принци-пы современного естествознания все шире внедряются в гума-нитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек.

Стираются жесткие  границы между картинами реальности,выстраиваемые  различными науками,и появляются фрагметы целостной общенаучной картины  мира.Стёпин.теряется подразделение  наук о природе и о духе,становятся ведущими междисциплинарные исследования.М.С.Гусельцева:-многомерность мира и разных логик его исследования-повыш.рефлексия и чувствительнсоть к контекстам-принцип сетевой организации знаний,отмена иерархий-междисциплинарный дискурс-принятие идеи неопределенности

20 в.-эпоха  постмодернизма,отлич.особым мироощущением,мир в эту эпоху начинает осозноваться как рукотворный.-возникает проблема «культурных органов»,отсутсвие которых мешает диалогу опытов. Нет взаимопонимания европейской психологии с восточной древней психологией.-изучение ноосферогенеза в контексте духовности,выдвижение на первый план не убъекта/объекта а взаимоотношения.-признание многопредметности картины мира,существование множества теорий.

Гусельцева,2 модели развития психол.науки:1.»пирамида»,принцип  монизма,наличие вершины в качестве ведущей методологии2.»сеть»,паутина.

 Выготский  –создание общей психологии как  пути выхода из кризиса.Коммуникативная  функция между разными способами  организации пути психологич.исследования.Выделение  из ряда школ такой,посредствам  которой представители разных направлений могут услышать друг друга.В постнеклассической методологии очень популярны такие понятия, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность. Они наделяются категориальным статусом и используются для объяснения поведения всех типов систем: доорганизмических, организмических, социальных, деятельностных, этнических, духовных и пр.В условиях, далеких от равновесия, действуют бифуркационные механизмы. Они предполагают наличие точек раздвоения и неединственность продолжения развития. Результаты их действия труднопредсказуемы. По мнению И. Пригожина, бифуркационные процессы свидетельствуют об усложнении системы; Н. Моисеев утверждает, что "каждое состояние социальной системы является бифуркационным".

 
 
9. Специфика методологии психологии. Особенности психологического знания.

Методология науки – это ее мировоззренческие  позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований.. п - — наука о психической деятельности, её закономерностях развития и функционировании.Объективная наука о субъективном мире человека и животных (в определении...Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. И эти следствия качественно отличаются от результатов других наук. Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. А в случае психологии это значит - научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. При этом надо подчеркнуть, что познавая себя, человек будет себя изменять. Следовательно, психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Объект психологии-одна из самых сложных и пока ещё плохо определенных реальностей.В псих-и совпад.субъект познания(кто познаёт) и объект (что познаётся).Объектом научного познания становится и сам процесс познания.-изменяется не только ищучаемый объект,но и сам исследователь,узнав ненчо новое о психике,он узнает и нечто новое о себе.-психолог не только изучает чел-а,но он также конструирует,помогает ему стать человеком,родиться как личность,развиваться.Эта созидательная функция несёт опасность манипулятивного подхода к человеку.-мировоззернческая нагрузка(ответы на вопросы о сущности личности,о природе человеч.ценностей,о смысле существования человека,его месте в мире.-психологи несут ответвственность за достоверноесть результатов псих.обследований,моральный кодекс.-в психологии параллельно существуют множество парадигм(допарадигмальная/полипарадигмальная стадия)-в психологии не произошло четкого размежевания научного и околонаучного,и псевдонаучного знания.Нет четких гарниц м/д научным и ненаучнымНа уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод.К эмпирическим методам относят: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. К методам психологической коррекции относят: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия. К методам обработки данных относят: количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качетвенный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).

10.Предмет психологической  науки. История и современные  дискуссии.

п - — наука  о психической деятельности, её закономерностях  развития и функционировании.Объективная  наука о субъективном мире человека .Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга.Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. И эти следствия качественно отличаются от результатов других наук. Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. А в случае психологии это значит - научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. При этом надо подчеркнуть, что познавая себя, человек будет себя изменять. Следовательно, психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. ..психология в своем развитии прошла несколько этапов :1 этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в xvii в . В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в xx веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). 4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

предмет: , Объект-та часть реальности,кот.изучает наука.Объект существует сам по себе,вне зависимости от познающего субъекта.

Предмет-«строит» сама наука,с помощью своих методов,теорий,категорий(самооценка,межличностное  общение и т.д.)

1.Античное  время-душа как предмет исследования,соотношение  души и тела.Аристотель-душа делает  тело живым.

2.Новое время,17 в.-рост естествознания. Тело-область физики,соответсвенно психологии осталась с одной душой и её предметом стало сознание.

3. Поведение  как предмет психологии ,главный  метод исследования-эксперимент.

4.Бессознательное,психоанализ

5.деятельнсоть.

6.позновательные  процессы,когнитивная психология,метод-моделирование,создание искусственного интеллекта

7. Личность. Гуманистическая психология. Метод  – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития  личности. Задача – психотерапия.

Современные дискуссии: В.И. Зацепин видит будущее нашей науки в русле развития так называемой интегральной психологии и допускает, что «генеральным предметом интегральной психологии может стать именно душа»

Статья Мироненко: содержание понятия «душа» не является более определенным, чем содержание понятия «психика».Душа, как известно, выступала  в качестве  предмета психологической науки на ранних этапах становления  рационального познания, когда психология еще не выделилась, не «отпочковалась» от целостного способа понимания мира, не отделилась от житейской психологической мысли, религиозного мировоззрения. На протяжении уже нескольких столетий понятие души не используется научной психологией в качестве специального термина, на что есть веские причины.

Понятие души в истории культуры неразрывно связано, прежде всего, с религией. Душа не относится к явлениям объективно существующего  материального мира, объяснять который призвана наука в единстве ее естественнонаучных и гуманитарных разветвлений. То, что люди называют душой, – не доступно научному исследованию, а придумывать что-то новое и называть это душой в каком-то, якобы, «научном» понимании бесперспективно и  не принесет ничего, кроме вреда и раздора. 2 пути в псих.науки

 – избавиться  от субъективности своего предмета, стать, наконец, «настоящей» наукой, исследовать объективно существующие явления,

– раскрыть загадку человеческой души: научно доказать и обосновать, что является смыслом человеческой жизни; что  нужно человеку для счастья и  к чему он должен стремиться; что  есть добро и зло.

-споры о  мультипарадигмальнсоти науки,,допородигмальности  и внепарадигмальнсоти....

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
35.Психология  научная и житейская.

каждого из нас  есть запас житейских психологических  знании. Есть даже выдающиеся житейские  психологи- великие писатели, педагоги, врачи, священнослужители и др. Но  и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. -каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Чем же отличаются житейские  психологические  знания от научных? (Гиппенрейтер)

1: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам... житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2. жит. псих. знан. носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. ... научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3.Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов - выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.

4.Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

5. пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию. Но, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

30.Социальный конструкционизм  в психологии.

Ярким примером гуманитарного подхода является современный социальный конструктивизм. Социальные конструктивисты полагают, что система представлений о мире, существующая в любой культуре, фиксирована в языке. Овладевая речью, мы наследуем и соответствующую систему понятий, с помощью которой аморфный опыт личных переживаний структурируется, обретает форму четких представлений и идей.

Для социального  конструктивизма главное в человеческом языке -его вариативность. В отличие  от «языка» животных, понятного всем представителям вида и общего для  всех них, человеческий язык складывается в обществе, не наследуется биологически, существует как элемент культуры, в ее контексте. Существуют разные языки с разными понятийными системами. В данном смысле язык понимается как исключительно человеческое явление, социальное по своему происхождению. Язык постоянно изменяется, он представляет собой очень динамичную систему, которая отражает актуальные особенности жизни социума.

Социальный  конструктивизм видит в речи механизм активного формирования образа мира. В процессе обсуждения объекту могут быть приписаны различные языковые понятия, в зависимости от ситуации его восприятия субъектом. Обсуждая происходящие события, обмениваясь мнениями, люди и создают тот мир, в котором они живут, конструируют общий образ мира, используя систему речевых понятий. Создание альтернативных языковых описаний людей и событий рассматривается как способ изменения, конструирования образа мира и личности человека.

Достижения  таких направлений, как кросс-культурная психология и социальный конструктивизм демонстрируют огромные возможности изменения личности в результате культурных воздействий, социальную заданность самых базовых и глубинных свойств личности. В свете данных подходов личность предстает как культурно-специфическая форма организации психической деятельности. Если в контексте «биологизаторских» теорий структура и функционирование общности полностью определяется индивидом, фактически заложена в его генетической программе, то в контексте «социоло-гизаторских» теорий напротив, структура и функционирование человеческого «Я» полностью определяется программой социума, культуры.

 

37.Теоретическая  психология: предмет и объект (А.В.Петровский  и М.Я. Ярошевский).

Предмет теоретической  психологии – саморефлексия психологической  науки, выявляющая и исследующая  ее категориальный строй (протопсихические, базисные, метапсихологические, экстрапсихологические категории), объяснительные принципы (детерминизм, системность, развитие), ключевые проблемы, возникающие на историческом пути развития психологии (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая и др.), а также само психологическое познание как особый род деятельности. Анализу подвергались многие аспекты, касающиеся природы и структуры психологического познания. Саморефлексия науки обострялась в кризисные периоды ее развития. .. в конце XIX – начале XX столетия, разгорелись дискуссии по поводу того, на какой способ образования понятий должна ориентироваться психология – либо на то, что принято в науках о природе, либо на то, что относится к культуре. .. обсуждались вопросы, касающиеся предметной области психологии, в отличие от других наук и специфических методов ее изучения. Особенностью формирования теоретической психологии в настоящее время является противоречие между уже сложившимися ее компонентами (категориями, принципами, проблемами) и ее непредставленностью как целостной области, как системы психологических категорий.. В действительности мы имеем дело с "открытостью" этой научной отрасли для включения в нее многих новых звеньев. В контексте теоретической психологии возникает проблема соотношения эмпирического знания и его теоретического обобщения. проблема соотношения объективных методов исследования и данных самонаблюдения (интроспекции). Теоретическое знание является системой не только утверждений, но и предсказаний по поводу возникновения различных феноменов, переходов от одного утверждения к другому без непосредственного обращения к чувственному опыту. Выделение теоретической психологии в особую сферу научного знания обусловлено тем, что психология способна собственными силами, опираясь на собственные достижения и руководствуясь собственными ценностями, постичь истоки своего становления, перспективы развитияТеоретическая психология отвечает на этот вызов: она формирует образ самой себя, вглядываясь в свое прошлое, настоящее и будущее. . Теоретическая психология изначально ориентирована на построение системы общей по отношению к совокупному психологическому знанию и условиям его обретения научного знания в будущем

31.Кризис в психологии  и поиск общей методологии.

Основные  симптомы кризиса:

• отсутствие единой, общеразделяемой теории;

• разобщенность  на психологические «империи», такие, как когнитивизм, психоанализ, бихевиоризм  и т.п., каждая из которых живет  по своим собственным законам;

• отсутствие универсальных критериев добывания, верификации и адекватности знания;

• некумулятивность знания, объявление каждым новым психологическим  направлением всей предшествующей ему  психологии набором заблуждений  и артефактов;

• раскол между  исследовательской и практической психологией — ситуция, когда «психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью как две субличности диссоциированной личности»;

• расчлененность целостной личности и «недизъюнктивной»  психики на самостоятельно существующие память, мышление, восприятие, внимание и другие психические функции;

• различные  «параллелизмы» — психофизический, психофизиологический, психобиологический и психосоциальный, которые психология осознает как неразрешимые для нее, говоря словами Т. Куна, «головоломки».

Отсутствие  прогресса в преодолении кризиса  воспринимается как отсутствие прогресса  психологической науки вообще.

кризис рационалистической психологии. Он проявляется в полной легализации и институционализации  парапсихологии, в появлении откровенно мистических школ и направлений, в распространении таких экстремальных вариантов гуманистической психологии, как христианская психология или психология душ. В основе этого явления лежат две причины — «внешняя» и «внутренняя» (по отношению к психологии): во-первых, общий кризис рационализма в современном мире, во-вторых, «позитивистское перенапряжение» самой психологической науки. Общий кризис рационализма охватил всю западную цивилизацию. А «позитивистское перенапряжение» психологии выражается в ее неспособности следовать позитивистским стандартам, оформившимся в результате неадекватного обобщения опыта естественных наук.

11.Психологическая  наука в контексте других видов  психологического познания: особенности  и взаимосвязи.

Объективно  происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической реальности как важной составной части развития жизненного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности образует психологическое познание.

Таким образом, можно констатировать, что научной психологии свойственен плюрализм способов познания, а основными источниками психологического знания служат: а) специально организованное в соответствии с научными стандартами - психологические исследование, б) психологическая практика, в) обыденный опыт. Традиционная психология в качестве собственно научного источника признавала только первый, что, разумеется, не было методологическим артефактом и сыграло немалую позитивную роль в становлении психологии как науки. Вместе с тем такое сужение «легальных» источников психологического познания существенно искажало его образ, во многом содействовало созданию и углублению разрыва между исследовательской и практической психологией, препятствовало экспликации истинной методологии этого познании и интеграции психологии. Новый образ психологического познания и соответствующая методология, формирующиеся в постнеклассической науке и основанные на размывании монистических принципов, — «методологический плюрализм» (Смирнов, 2004), «методологический либерализм» (Юревич, 2001а) и др., - включают не только новое отношение к психологическим теориям и т.п., но и новое отношение к источникам психологического знания, среди которых нет единственно правильного или «единственно научного». Этот образ предполагает не только признание различных, традиционно конфликтовавших друг с другом, систем психологического знания — когнитивизма. бихевиоризма, психоанализа и др. — как равно адекватных способов понимания и изучения психологической реальности, но и легитимизацию различных способов психологического познания как вполне научных, взаимодополняющих и обогащающих друг друга.

 
 
 
 
 
 
 
38.Современные  методологические дискуссии: Поп-психология (А. В. Юревич, И. А. Мироненко)

Поп-психология упрощает и делает понятными сложные академические психологические знания и наработки психотерапии для обывателя. Но, упрощая психологические знания, она неизбежно их извращает. И иногда предлагаемые ею рецепты могут оказаться вредными для человека.

Для поп-психологии несущественны разграничительные линии между знанием и не-знанием – мифами, заблуждениями и др. Ее главная задача – сформулировать наиболее интересную для обывателя версию психологического знания, предложить ему способы решения его психологических проблем в отсутствие особой заботы об адекватности и научной обоснованности этих способов Поп-психология обильно представлена в печатном виде (это все эти книги с советами вроде: «Как стать счастливой», «Думай и богатей» и др.), в виде различных ток-шоу на ТВ. Также многие поп-психологи проводят психологические консультации и тренинги.В поп-психологических текстах рядом сосуществуют и упрощенные академические знания, и наработки научной психотерапии и психокоррекции, и эзотерические или религиозные взгляды. Все это приправлено обращением к личному опыту пишущего (его родственников, друзей) или просто к здравому смыслу (иногда далекому от реальности).Во-первых, как уже было сказано, у поп-психологии своя функция, не сводимая к функциям академической или практической психологии. Это функция «пиара» (как говорит Юревич) психологической помощи (что само по себе и не плохо), и функция развлечения. Во-вторых, часть поп-психологических текстов пишется все-таки психологами с базовым психологическим образованием в лучших традициях популярной литературы. Ну и, в-третьих, поп-психология – это связующее звено между массовым сознанием и академической и практической психологией.

Поп-культура – ведущая тенденция нашего времени.Целесообразно  разделить и противопоставить традиционную научно-популярную психологию и поп-психологию: популярная психология представляет собой изложение знания, порожденного в контексте научной психологии, языком, понятным практически любому человеку. Поп-психология (псевдонаучная психология) представляет собой движение в противоположную сторону – это изложение вненаучных измышлений таким образом, что они уподобляются научному знанию. Это мимикрия вненаучной психологии под образ науки.Поп-психология враждебна научной психологии:1 опасна для общества – как механизм оглупления людей2 как механизм дискредитации психологической науки, под которую она усиленно маскируется3 опасна как конкурент на рынкеФормирование человека, способного жить в цивилизованном мире, обладающего соответствующим мировоззрением и культурой – практическая цель так называемых гуманитарных наук.Важнейшим фактором развития психологической науки и практики явилось радикальное усложнение проблемы адаптации человека к миру. Ускорение исторического процесса на рубеже 19-20 вв привело к тому, что смена поколений уже не успевала за изменениями в культуре.20 век прошел под знаком внимания к связи эмоциональных и когнитивных компонентов отражения. (если мы не можем изменить мир, следует изменить свое отношение к нему, т.е. способ взаимодействия с ним)

Рубеж 20 – 21 вв обнажил новые психологические проблемы:- смятение в отношении идеалов- противоречия между прогрессом материальным и духовным. (разрушает культуру)- утрата веры в благотворность развития науки для человечества- в конце 20 в то, что прогресс человеческого индивида, стало очевидным.- виртуализация современной цивилизации. Мамардашвили: «Аномальное знаковое пространство затягивает в себя все, что с ним соприкасается»Мир вокруг нас меняется быстрее чем человек ? выстроить картину мира, адекватную реальности, на основе которой станет возможной эффективная саморегуляция и деятельность.Мамардашвили: «зло делается само собой, а добро нужно делать специально и все время заново…»

12. Психофизическая  проблема психологии.

Психофизическая проблема— в широком смысле — вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае П. п. правильнее называть психофизиологической. Особую остроту П. п. приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе “машины тела” привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т.Гоббс и Б.Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но позитивно решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов (см. Эпифеноменализм). Спиноза, полагая, что порядок идей тот же, что и порядок вещей, трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы. Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Д.Гартли и других натуралистов. Психофизический параллелизм приобрел большую популярность в середине XIX в., когда с открытием закона сохранения энергии стало невозможно представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понимания психики как активного фактора регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У.Джеймс). В конце XIX — начале XX в. получила распространение махистская трактовка П. п., согласно которой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. Современный логический позитивизм рассматривает П. п. как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов.

11.Психологическая  наука в контексте других видов  психологического познания: особенности  и взаимосвязи.

Объективно  происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической реальности как важной составной части развития жизненного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности образует психологическое познание.

Таким образом, можно констатировать, что научной  психологии свойственен плюрализм  способов познания, а основными источниками психологического знания служат: а) специально организованное в соответствии с научными стандартами - психологические исследование, б) психологическая практика, в) обыденный опыт. Традиционная психология в качестве собственно научного источника признавала только первый, что, разумеется, не было методологическим артефактом и сыграло немалую позитивную роль в становлении психологии как науки. Вместе с тем такое сужение «легальных» источников психологического познания существенно искажало его образ, во многом содействовало созданию и углублению разрыва между исследовательской и практической психологией, препятствовало экспликации истинной методологии этого познании и интеграции психологии. Новый образ психологического познания и соответствующая методология, формирующиеся в постнеклассической науке и основанные на размывании монистических принципов, — «методологический плюрализм» (Смирнов, 2004), «методологический либерализм» (Юревич, 2001а) и др., - включают не только новое отношение к психологическим теориям и т.п., но и новое отношение к источникам психологического знания, среди которых нет единственно правильного или «единственно научного». Этот образ предполагает не только признание различных, традиционно конфликтовавших друг с другом, систем психологического знания — когнитивизма. бихевиоризма, психоанализа и др. — как равно адекватных способов понимания и изучения психологической реальности, но и легитимизацию различных способов психологического познания как вполне научных, взаимодополняющих и обогащающих друг друга.

13. Психофизиологическая  проблема психологии.

Психофизиологическая  проблема - проблема отношения души и тела или человеческого мышления и физиологических процессов. Данная проблема может быть сформулирована в различных аспектах:

1. Гносеологический  аспект проблемы - является ли  теория о теле достаточным  основанием для понимания души?

Существует  несколько подходов - а) физиологии достаточно для понимания всех закономерностей  психики, никакой другой теории нам  не надо (И.П. Павлов Лекции о работе больших полушарий); б) физиология и психология должны взаимно дополнять друг друга. Чтобы понимать работу человеческого сознания, необходимо использовать обе науки (В.М. Бехтерев Мозг и его функции); в) психология и физиология - два взаимонесовместимых предмета, имеющих собственную проблематику и собственный категориальный аппарат. Психофизиология - самостоятельная дисциплина, не являющаяся суммой первых двух (П.К. Анохин Философские аспекты теории функциональных систем); г) научное познание психики невозможно. Ни физиология, ни психология не могут претендовать на исследование человеческого сознания (это позиция экзистенциалистов либо крайнего религиозного идеализма).

2. Онтологический  аспект проблемы - является ли  сознание (душа) чисто материальным процессом или она по своей сути содержит некоторые компоненты, не обладающие материальной основой?

Существует  несколько подходов - а) сознание - это  материальный процесс и ничего нематериального  в душе нет (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев); б) сознание основывается на некоторой внефизической реальности, душа человека не может рассматриваться как феномен материального мира; в) сознание возникает на основе материальных процессов, но впоследствии в нем возникают закономерности, которые не могут быть объяснены на основе представлений о материи (так называемые эмерджентные свойства) (См.: Д.И. Дубровский, В.В. Орлов, П.К. Анохин); г) "сознание" и "материя" - это псевдопонятия не имеющие эмпирического денотата, т.е. их содержание не дано в наблюдении, и поэтому они не являются научными понятиями (см. работы неопозитивистов, в частности, К. Поппера).

Хочется отметить, что данная проблема не может быть решена на уровне научного (т.е. экспериментального) подхода. Ее решение лежит либо в  области философского конструирования, либо, чаще всего, решение происходит иррационально, без теоретического обоснования.

14.Психогностическая  проблема психологии.

Психогностической проблемы. (Ее обозначение произведено  от греч. "гнозис" – познание.) Поле ее исследований это познавательные процессы (ощущение, восприятие, воображение, мышление) и их продукты (чувственные и умственные образы) как феномены, которые рассматриваются исходя из основных объяснительных принципов психологии: детерминизма, системности и развития с целью выяснить, во-первых, причинные факторы, которые их порождают и регулируют, во-вторых, историю стадиального преобразования этих феноменов и, в-третьих, их (функцию в общей системе жизни субъекта. Исторический опыт свидетельствует, что их аналитическое изучение неизбежно вело к расширению проблемного поля психогнозиса. Эпицентром этого поля служила категория образа. Его разработка неизбежно вводила в круг представлений об ее содержании данные, относимые к другим категориям. Так, например, была открыта зависимость образа от действия как формирующей его детерминанты.

Философский подтекст данной проблемы, указывающий  не на место психики среди других явлений бытия (психофизическая  проблема), не на ее отношение к телесному  субстрату (психофизиологическая проблема), а на характер представленности объектов психической активности в ее собственном строе и составе, пронизан остро конфликтными отношениями между различными составляющими этого подтекста, прежде всего – идеалистической и материалистической ориентациями. Для первой – объект существует не иначе как в формах деятельности познающего его субъекта. Согласно второй чувственный опыт, его преобразование в рациональные "сценарии" гнозиса возможны только потому, что независимая от этого опыта и этих форм действительность (природная и социальная) служит основой ее воссоздания (согласно диалектическому материализму – активного отражения) в том, что конституирует психику. Говоря о психогнозисе, следует иметь в виду принципиально важный вопрос о способах приобретения знаний, о том психическом, которое непременно включает когнитивный компонент (то есть знание). К уникальным характеристикам психики (в тех случаях, когда мы переходим на уровень человека) относится известное каждому из собственного опыта различие между внутренними и внешними ее проявлениями. Первые – неотчуждаемы от переживающего их субъекта. Они открыты ему благодаря особой способности к самонаблюдению и самоотчету. Своеобразие этой способности стало предметом изучения древних философов (Плотин, Августин), заговоривших о поворачиваемости души от внешних объектов к себе самой. В дальнейшем сложилось понятие о рефлексии (от лат. "рефлексия" – обращение назад), которая выступила в качестве особой разновидности гнозиса. Она отлична от других его разновидностей направленностью на обзор и анализ субъектом своего духовного мира, его зримого "внутренним оком" (интроспекцией) наличного состава.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"