Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит овтеты на вопросы по "Конфликтологии"

Работа содержит 1 файл

шпора по конфлитологии.doc

— 187.00 Кб (Скачать)
 

 

  1. Психологическая характеристика стресса.
Практически неизбежное последствие любого конфликта —  стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости  и пр.) проявляются мгновенно и  видны, что называется, не вооруженным  глазом.

тресс — это  неспецифический ответ организма  на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой  напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим  требованиям.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы: 

1) реакцию тревоги,  проявляющуюся в срочной мобилизации  защитных сил и ресурсов организма; 

2) фазу сопротивления,  позволяющую организму успешно  справляться с вызвавшими стресс  воздействиями; 

3) фазу истощения,  если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

  1. Физиологическая природа стресса.
Физиологическая и природа стрессов изучена к  настоящему времени достаточно хорошо. Схематично физиологическая “изнанка” стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, неожиданное событие и пр.) в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемая доминанта. Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается также одна из важнейших структур промежуточного мозга — гипоталамус, который в свою очередь активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутренней секреции — гипофиз. Гипофиз выбрасывает в кровь порцию специального гормона (АКТГ — адренокортикотропный гормон), под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают в конечном счете хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д. 
 
  1. Причины стрессов в деятельности менеджера.
Значительная  часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. ------перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

-конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

-неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

-неинтересная  работа ;

-плохие физические условия (шум, холод и пр.);

-неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

-плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных “страхов” работников:

-страх не справиться с работой;

-страх допустить ошибку;

-страх быть обойденным другими;

-страх потерять работу;

-страх потерять собственное Я. 

  1. Профилактика  стрессов в деятельности менеджера.
Значительную  часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой “вертикаль” деловых отношений: руководитель — подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта.

Антистрессовое руководство

-Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников.

-Не пренебрегайте “бюрократией”, то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

-Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

-Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным.

-Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

-При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

-Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

-Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

-Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

-Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

 

 

  1. Использование механизмов психологической  защиты в деятельности менеджера.
Начиная с раннего  детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают  и развиваются механизмы, традиционно  называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики",  Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению вн-ых конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Нередко все  предпринятые конструктивные попытки  не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает  замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит .

Примерами защитных типов поведения могут быть:

агрессия (или  нападение на "фрустратора");

аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");

репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");

сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")

забывание ;

самопрощение ("Да! А что?");

проекция собственной  вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Все защитные механизмы  обладают двумя общими характеристиками они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

  1. Диагностика конфликтов.
Диагностика конфликта - определение состояния развития конфликта. Диагностика конфликта  используется с целью:

- разработки  способов воздействия на участников  конфликтного взаимодействия;

- прекращения  или перевода конфликта в другую, более спокойную стадию. 
 

  1. Причины возникновения трудового  конфликта.
Трудовые конфликты — это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).

Сегодня основными  причинами трудовых конфликтов являются:

-задержка выплаты заработной платы;

-отсутствие индексации заработной платы в связи с нарастающей инфляцией;

-неудовлетворенность размером оплаты труда;

-взаимные неплатежи между предприятиями-производителями и потребителями;

-нарушения, связанные с реализацией трудового законодательства (нарушение принятых обязательств работником, нарушения законодательства о труде руководителем, нарушения коллективных договоров обеими сторонами);

-систематические задержки бюджетных ассигнований;

-ухудшение охраны труда и рост производственного травматизма;

-недостатки информатизацией ной связи между работниками и руководителями отдельных структурных подразделений.

  1. Стили поведения в конфликте.
    Стиль поведения  в конфликте – совокупность методов  и способов действия в конфликте, ориентированных на достижение определенных целей и реализацию интересов.

    Выделяют 5 основных стилей поведения в конфликте

    -соперничество

    -приспособление

    -уклонение

    -компромисс

    -сотрудничество

 

  1. Профилактика  конфликтов в организации.
Профилактика  конфликтов – совокупность направлений, методов управления организацией, которая  уменьшает вероятность возникновения  конфликтов

Оно предполагает умение управлять процессом разрешения конфликтной ситуации до перерастания ее в открытое противоборство.  

Управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить  ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению. 

Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии: 

1) восприятие  конфликта и первичная оценка  ситуации; 

2) исследование  конфликта и поиск его причин; 

3) поиск путей  разрешения конфликта; 

4) осуществление организационных мер. 

Конфликт в  организации практически всегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий  уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение  производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с поставщиками и покупателями и др. 
 

  1. Понятие семейных конфликтов и их особенности.
Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что  этот теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.

В жизни каждой семьи, которая существует продолжительное  время, есть периоды, когда в ней  происходят важные изменения, способные  вызвать конфликтные ситуации. Назовем  основные из них.

Первоначальный  период — происходит адаптация супругов друг к другу. По статистике в течение первого года совместной жизни разрушаются до 30% браков.

Второй период — появление детей, которым необходимо уделять много внимания, резко  ограничивает возможности супругов в профессиональном росте, в удовлетворении прежних увлечений, накапливается усталость, могут проявляться противоположные представления по вопросам воспитания и профессиональной ориентации детей. Такая обстановка может провоцировать межличностные конфликты.

Третий период — появление новых членов семьи  во взаимодействии — невест, зятьев, внуков, родителей другой стороны. Наступающие зрелый возраст и старость также создают свои проблемы.

Причины конфликтов

В первый период, период притирки супругов, наиболее типичными  причинами конфликтов являются:

-межличностная несовместимость;

-претензии на лидерство;

-претензии на превосходство;

-разделение домашних дел;

-претензии на управление бюджетом;

-следование советам родственников и друзей;

-интимно-личная адаптация.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"