Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:40, шпаргалка
Работа содержит овтеты на вопросы по "Конфликтологии"
I период — до 1924 г. Зарождаются и развиваются практические и научные знания о конфликтах, но как специальный объект исследования последние не выделяются. Источниками формирования конфликтол-ких идей в этот период выступают научные воззрения на конфликт, развиваемые в рамках философии, психологии, социологии, других гуманитарных наук; а также практические знания о конфликтах, отражение конфликтов в искусстве, религиях и в конце периода в средствах массовой информации. II период
— 1924—1992 гг. Конфликт начинает
изучаться как самостоятельное
явление в рамках сначала двух
(правоведение, социология), а концу
периода одиннадцати наук. Междисциплинарных
работ практически нет. Он III период
— 1992 г. — н. в. Конфликтология
выделяется в самостоятельную
науку как междисциплинарная
область 11 отраслей знаний, на
основе системного подхода |
Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны. Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении. Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов: 1) социальные; 2) внутриличностные; 3) зооконфликты. Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный). Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления вконфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины. Предмет
конфликтологии – совокупность закономерностей
и свойств возникновения, развития и завершения
конфликта. Предмет данной научной дисциплины
– это идеальная модель конфликтного
взаимодействия. Конфликтологию интересует
теория, понятийный аппарат категории
конфликта и конфликтного взаимодействия.
Характеристики и закономерности конфликтов
могут меняться, так как изменяется и развивается
общество и социальные взаимодействия
в нем. Предмет конфликтологии может меняться,
отражая наиболее актуальные стороны
исследования и теоретических интересов
науки в конкретный момент времени развития
самой научной дисциплины. | |
Условия возникновения: -наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной -значимость
ситуации для участников -неделимость объекта конфликта -наличие угрозы одного из оппонентов достижению целей одного другим участником -желание
участников продолжить Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т. д. Конфликтная ситуация является основой конфликта. Обязательными факторами любого конфликта являются: - субъекты конфликта; - объект конфликта; - предмет конфликта. Субъекты конфликта - участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. Объект конфликта - конкретная материальная, социальная или духовная ценность, на которую претендует каждая из конфликтующих сторон. Предмет
конфликта - объективно существующая или
воображаемая проблема, противоречие,
являющееся причиной спора. |
Определение основных структурных элементов конфликта Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность. Основные элементы конфликтного взаимодействия: 1) объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен. Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта. Человек
будет стремиться удовлетворить
эту потребность через 2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта; 3) участники конфликта – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме: – отдельная личность; – социальная группа; – организация; – государство. Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта; 4) социальнопсихологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками. Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения: 1) представление о самих себе; 2) восприятие других участников конфликтной ситуации; 3) понимание
образа внешней среды. | |
1.конструктивной - возникновения разноглассования интересов; - обсуждения разноглассования интересов; 2. игнорирования: - сглаживания; - игнорирования; - уклонения; 3. деструктивной: - предупреждающих ударов; - болевых ударов; - поражающих ударов. На первой стадии развития конфликт не выходит за рамки конфликтной ситуации и является легко разрешимым, так как партнеры относятся друг к другу конструктивно, ориентируясь на сотрудничество На второй стадии конфликт уже становится запущенным. Конструктивное отношение сменяется нейтральным – действующие лица стараются не замечать друг друга. На третьей стадии конфликт уже переходит в войну. Партнерские отношения друг к другу сменяются на враждебные. Конфликт на этой стадии является уже трудно разрешимым. Важно отметить, что на первых стадиях конфликт является следствием рассогласованности интересов: конфликт исчезнет сразу, как только интересы окажутся согласованными. Третья стадия конфликта является уже самодостаточной. Конфликт будет продолжаться до полной победы («уничтожения» или «капитуляции» противника), даже при исчезновении точек рассогласования. При переходе от стадии на стадию меняется отношение друг к другу, их девиз и логика. |
Определяют четыре основных группы причин. 1. Объективные причины. 2. Структурно-управленческие, или организационные. 3. Социально-психологические факторы. 4. Субъективные причины. Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни – примеры объективных факторов возникновения конфликта. Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты в межличностных взаимодействиях, – социально-психологические факторы . В межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин. Субъективные причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость | |
2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт, 3) направленность конфликта, 4) временные параметры конфликта, 5) результативность конфликтов. В зависимости от сторон конфликты делятся: • на внутриличностные, • межличностные, • между личностью и группой, • межгрупповые, • международные. В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на: • материальные, • статусно – ролевые, • духовные. По направленности конфликты подразделяются на: • горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе; • вертикальные — между подчиненными и начальством. По временным параметрам конфликты подразделяются на: • кратковременные, • быстротечные, • длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты. И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа: • конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации; • деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации. |
Отечественные конфликтологи А. Анцупов и А. Шипилов выделили 6 основных видов внутриличностного конфликта: – нравственный конфликт (конфликт между «хочу» и «надо»); – мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»); – ролевой конфликт (между «надо» и «надо»); – конфликт нереализованного желания («хочу» – «могу»); – адаптационный конфликт («надо» – «могу»); – конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»). Носитель внутриличностного
конфликта — отдельная | |
Конфликт между личностью и группой Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. Межгрупповой конфликт Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими. Межгосударственный конфликт Сторонами этого
типа конфликтов выступают отдельные
государства или группы государств.
Причины этих конфликтов могут быть также
самые разнообразные (экономические, политические,
идеологические, территориальные и др.).
В основе межгосударственных конфликтов
лежат прежде всего противоречия интересов
стран. Одна из отличительных черт такого
конфликта в современных условиях — опасность
массового уничтожения людей в случае
развязывания военных действий между
государствами. |
Это расхождение
личностных смыслов и значений является
одной из основных причин конфликтов
и определяет линию поведения
в конфликте, его стратегию и тактику.
Так, если один из субъектов не особенно
заинтересован в объекте конфликта, то
скорее всего он выберет тактику избегания
или уклонения. Другими словами, он просто
пройдет мимо и не будет ввязываться в
конфликт. В лучшем случае он может проявить
великодушие и уступить предмет спора
другим. Если, например, человек состоятельный,
а премия, которая является предметом
спора, незначительна, то он не будет ввязываться
из-за нее в конфликт. Если же все обстоит
наоборот, то и линия поведения, очевидно,
будет избрана совершенно противоположная.
Здесь уже необходима тактика конкуренции. | |
|
Различия в
таких типах личностей, как “художник”
и “мыслитель” также могут
оказывать влияние на возникновение
конфликта из-за их различного восприятия
действительности и оценки явлений.
“Художник” — более общителен,
у него преобладают образное мышление
и эмоциональное отношение к реальности.
“Мыслитель” же будет считать, что эмоции
в разговоре или переговорах только мешают
делу. При обсуждении какой-либо проблемы
“мыслитель” будет требовать доказательств,
аргументов и фактов, тогда как для “художника”
может быть будет достаточно яркой, образной,
эмоциональной речи. |
|
1 Весьма важной причиной конфликта в рассматриваемом контексте является разрыв между ожидаемым и реальным результатом 2 Весьма распространенной
причиной разнообразных 3 Причиной конфликта может быть не только неадекватная оценка индивида со стороны других людей, но и неадекватная самооценка, являющаяся важным регулятором поведения личности. |
|
Но наиболее актуально эта проблема проявляется сегодня в сфере бизнеса и деловых отношениях. Основное противоречие между этическими нормами людей бизнеса обусловлено их отношением к фундаментальной этической проблеме: следует ли соблюдать этические нормы в бизнесе или нет. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанной проблеме существуют две основные точки зрения. 1 Первая точка зрения представлена теми, кто считает себя прагматиками. Они полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, “делать как можно больше денег”, всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях. 2 Другая позиция,
касающаяся противоречия между
этическими нормами в сфере
бизнеса, состоит в том, что
соблюдение этических норм в
деловом общении признается |
Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный. Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов: 1) предконфликтная ситуация (латентный период); 2) открытый конфликт (собственно конфликт): -инцидент (начало конфликта), -эскалация (развитие) конфликта, завершение конфликта; 3) послеконфликтный период. Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта. В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов. |
На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию. Однако и внутри этого — открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфл-гии обозначаются как: 1) инцидент, 2) эскалация и 3) завершение конфликта. |
На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся: -явное ослабление
одной или обеих сторон или
исчерпание их ресурсов, не позволяющее
вести дальнейшее -очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. -обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить -появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство. По своему характеру завершение конфликта может быть: 1) с точки зрения реализации целей противоборства: победоносным, компромиссным, пораженческим; 2) с точки
зрения формы разрешения мирным, насильственным; 3) с точки зрения функций конфликта: конструктивным, деструктивным; 4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения: полностью и коренным образом завершенным, отложенным на какое-либо (или неопределенное) время. |
Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин, который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. 1) чел находится м/д 2 положительными силами прибл. равной величины,2) чел находится м/д 2 отрицательными силами прибл. равной величины, 3)на чел одновременно действуют 2 ранонаправленные силы Теория А,Н, Леонтьева. Согласно его теории содержание и сущность конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Любой чел даже имеющий ведущий мотив поведение и основную цель в жизни не может жить одной какой-то целью или мотивом. Противоречивое взаимодействие этих мотивов в личности и образует внутренний конфликт Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления — американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является “Я-концепция” — представление личности о самой себе Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта Абрахама Маслоу (1908—1968). Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей: физиологические потребности;2) потребность в безопасности;3) потребность в любви;4) потребность в уважении;5) потребность в самоактуализации Теория В. Франкла Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским Виктором Франклом (р. 1905), создавшим новое направление в психотерапии — логотерапию По его определению, логотерапия “занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла”. |
|
1 Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями 2 Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями 3 Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью. 4 Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли. 5 Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле — как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека 6 Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. 7 Невротический конфликт — результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности. 8. Когнитивный (знания) конфликт – столкновение несовместимых представлений |
1) внутренние
причины, противоречия самой 2) внешние причины, положение личности в соц-ной группе; 3) внешние причины,
обусловленные положением Внутренние причины вн-го конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие: противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, возникающий на этой основе, классически описан 3. Фрейдом; противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться); противоречие социальных ролей (и па производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять); противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность “не убий” и долг защиты отечества на поле боя. |
Внешние причины вн-го конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих вн-ый конфликт: 1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей 2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности 3) биологические ограничения 4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших вн-ных конфликтов). 2 На уровне организации внешние причины, вызывающие вн-ный конфликт 1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации 2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания 3) противоречие между двумя взаимоискл-ми требованиями или заданиями 6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению 7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности. 3 Внешние причины вн-го конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни. |
1 В общем плане
можно выделить следующие -прекращение развития личности, начало деградации; -психическая и физиологическая дезорганизация личности; -снижение активности и эффективности деятельности; -состояние сомнения, психической подавленности, -появление агрессии 2 Отрицательные последствия вн-го конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе — в семье, школе, вузе, организации и т.д. -неожиданное обособление личности в группе, молчание, -отсутствие увлеченности, -повышенная чувствительность к критике; -пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства; девиантное поведение и неадекватная реакция на поведение других; неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство; -жесткий формализм — буквоедство, -формальная вежливость, слежение за другими; -поиск виноватых — обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание. 3 Если внутриличностный
конфликт вовремя не |
Выделяют три основные формы клинических неврозов: 1) неврастения. Основные ее симптомы: повышенная раздражительность, слезливость, неустойчивость эмоций и настроения, которое часто является пониженным, депрессия. В некоторых случаях появляются тревога и страх, расстройство сна, различные нарушения вегетативной нервной системы; 2) истерия. Истерические формы невроза весьма разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания. Наиболее частые из них: двигательные расстройства, параличи, нарушение координации движений, расстройства речи и т.д. Чаще всего они возникают у лиц с большой внушаемостью и самовнушаемостью; 3) невроз навязчивых
состояний. Помимо |
2 Следующий шаг
— выявление талантов и 3 Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Адекватно оценивайте себя Сформулируете смыслообразующие жизненные ценности Используйте свой жизненный опыт Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех Будьте принципиальны Будьте уверены в себе Соблюдайте этические
нормы и правила общения |
Типичные принципы и способы разрешения вн. конфликтов 1 Адекватно оцените ситуацию. Возьмите ее под контроль, 2 Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. 3 Локализуйте
причину конфликта. Выявите 4 Проявите смелость в анализе причин вн-го конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, 5 “Выпустите пар”. Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения. так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку. 6 Прибегните к расслабляющему тренингу. 7 Измените условия и / или стиль своей работы. 8 Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний, Может быть, ваши способности и/или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам. 9 Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. 10 Плачьте на здоровье. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение. |