Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:53, реферат

Описание работы

Развитие физических качеств школьников — одна из главных задач физического воспитания. Однако в последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня физической подготовленности и отдельных физиометрических признаков современных школьников [10, 16, 21, 24, 28 и др.].

Работа содержит 1 файл

сенситивное развитие.docx

— 19.90 Кб (Скачать)

Сенситивные периоды  в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения 

 Развитие физических  качеств школьников — одна  из главных задач физического  воспитания. Однако в последние  годы наметилась устойчивая тенденция  к снижению уровня физической  подготовленности и отдельных  физиометрических признаков современных  школьников [10, 16, 21, 24, 28 и др.]. Вероятно, одной из основных причин такой  тревожной тенденции является  отставание современной теории  и методики физического воспитания  от требований школьной практики. В настоящее время в научно-методической  литературе имеются различные,  порой противоречивые мнения  и рекомендации относительно  методических подходов, используемых  для повышения физической подготовленности  детей и подростков. Назовем лишь  некоторые из них: использование  концепции сенситивных периодов  в развитии физических качеств,  их комплексное развитие, преимущественное  развитие отстающих (наименее  развитых) физических качеств, приоритетное  развитие ведущих или опережающих  качеств. 

 В данной работе  мы остановимся на развитии  концепции сенситивных периодов, поскольку накопленный к настоящему  времени материал позволяет предположить, что данная концепция имеет  большое теоретическое и практическое  значение. Исследования в этом  направлении продолжают оставаться  особо актуальными в настоящее  время, когда специалистами в  области физической культуры  и физиологии мышечной деятельности  делаются попытки создания новых  научно обоснованных методик  и технологий в сфере физического  воспитания школьников, учитывающих  индивидуально-типологические особенности  их морфофункционального развития [1, 4-7, 11, 13, 22, 23]. 

 Большой вклад  в разработку теории сенситивных  периодов применительно к физическому  воспитанию внесли такие исследователи,  как В. С. Фарфель [26], З. И.  Кузнецова [8, 9], А. А. Гужаловский  [2, 3]. В результате исследований  данных авторов и ряда других  ученых [17-19] было выявлено, что различные  органы и системы организма  формируются, созревают и развиваются  на протяжении жизни человека  неодновременно и неравномерно. Периоды ускоренного роста периодически  сменяются фазами замедленного  развития различных двигательных  функций детей и подростков. Было  замечено, что в такие периоды  детский организм по-разному реагирует  на воздействие физических нагрузок. 

 Распространено  мнение о том, что если направленное  развитие двигательных качеств  осуществляется в период их  ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается  значительно выше, чем в период  их замедленного роста [2, 20]. В  связи с этим делается вывод  о том, что целесообразно осуществлять  направленное развитие тех или  иных двигательных качеств у  детей в те возрастные периоды,  когда наблюдается их наиболее  высокий естественный возрастной  прирост. 

 На наш взгляд, данное положение требует уточнения,  поскольку, как показали наши  исследования, в школьном возрасте  нередко встречаются периоды  ускоренного роста физических  качеств, при которых результаты  дополнительных педагогических  воздействий приводят иногда  к отсутствию позитивных приростов,  иногда к незначительному росту,  а иногда даже к некоторому  снижению темпов роста. 

 В связи с  этим необходимо дифференцировать  два понятия:

период естественного  прироста в развитии того или иного  физического качества, который представляет собой специфический период онтогенеза и не всегда отличается чувствительностью  к внешним воздействиям;

собственно сенситивный  период, характеризующийся наибольшим эффектом в ускорении темпов развития отдельных двигательных качеств  под влиянием физических упражнений, направленных на их развитие. 

 Поэтому, для  того чтобы выявить собственно  сенситивные периоды, нами была  поставлена задача оценки эффективности  воздействия физических упражнений  на степень приростов двигательных  качеств школьников разных соматотипов  в возрастном диапазоне от 7 до 17 лет. 

 Для решения  данной задачи было проведено  исследование, в котором приняли  участие 1763 школьника мужского  пола г. Ульяновска. Все они  были распределены на две группы: 1) контрольную, к которой были  отнесены учащиеся, занимающиеся  физической культурой 2 раза в  неделю (1121 человек) и 2) экспериментальную,  насчитывающую 642 школьника, занятия  физической культурой с которыми  проводились 3 раза в неделю. Наряду  с этим учащиеся экспериментальной  группы дополнительно занимались  физическими упражнениями 2-3 раза  в неделю, что отражалось в  их дневнике самоконтроля. 

 В ходе исследования  уровень развития основных физических  качеств школьников определялся  по 5 двигательным тестам. Все школьники,  участвующие в исследовании, были  распределены на три группы  в зависимости от типа телосложения: учащиеся астено-торакального, мышечного  и дигестивного типов телосложения [27]. Полученные в ходе исследования  результаты подвергались статистической  обработке, которая осуществлялась  на основе использования разработанной  нами компьютерной программы  оценки и коррекции физической  подготовленности школьников [12]. 

 На предварительном  этапе исследования нами были  изучены особенности морфофункционального  развития школьников, имеющих разные  типы телосложения, разработаны  ориентировочные типологические  нормативы их физического развития  и подготовленности [14, 15]. Анализ  полученных результатов показал,  что по многим показателям  физического развития, мышечной  работоспособности (по величинам  PWC170, максимального потребления кислорода, интенсивности накопления пульсового долга) и состояния сердечно-сосудистой системы (по данным эхокардиографии, кардиоинтервалографии) учащиеся, имеющие разные типы телосложения, достоверно различались. Следовательно, особенности телосложения можно отнести к важному типологическому признаку, отражающему индивидуальное протекание нейромоторных и метаболических процессов в организме. 

 Это позволяет  использовать типы телосложения  как критерий для распределения  школьников на определенные группы  с целью реализации дифференцированного  подхода к их физическому воспитанию. 

 Понимая, что  морфофункциональные особенности  учащихся с разными типами  телосложения не могут не сказаться  на проявлении школьниками их  двигательных функций, на следующем  этапе мы перешли к реализации  основной задачи нашего исследования, направленной на выявление сенситивных  периодов в развитии физических  качеств учащихся, имеющих разные  типы телосложения. 

Периоды естественных приростов развития физических качеств. При дифференциации естественных периодов роста мы применяли подход, использованный ранее А. А. Гужаловским [3], в основе которого лежит определение условной единицы отсчета - среднегодового темпа  прироста за 10-летний период обучения в школе. На основе данного подхода  все периоды были дифференцированы по величине относительного сдвига на:

 периоды с невысокими  темпами роста (когда увеличение  результата теста было ниже  среднегодовых темпов его прироста);

 периоды с умеренно  высокими приростами (от 1,0 до 1,5 условных  единицы);

 периоды с высокими  темпами прироста (от 1,51 до 2,0 условных  единиц);

 периоды с очень  высокими приростами (более 2,0 условных  единиц). 

 На основании  анализа темпов естественного  прироста физических качеств  нам удалось составить хронологию  годичных периодов развития двигательных  качеств у школьников разных  типов телосложения. Отдельные двигательные  качества имеют естественные  ускорения в развитии в самые  различные возрастные периоды,  причем степень этих ускорений  отличается у каждого физического  качества. У детей с различными  типами телосложения динамика  естественных ускорений развития  качеств разнится в зависимости  от возраста, когда они наступают,  а также величины и продолжительности  ускорений в развитии каждого  из качеств. Так, например, естественный  высокий прирост быстроты у  школьников мышечного типа телосложения  возникает в 8-9 лет, в то время  как у детей с астено-торакальным  и дигестивным типами эти же  процессы выражены в меньшей  степени и происходят на год  раньше (в 7-8 лет). 

 Анализ полученных  в ходе исследования результатов  показал, что у школьников вне  зависимости от типа телосложения  наибольшие темпы прироста по  большинству изученных показателей  двигательной подготовленности  наблюдаются в младшем школьном  возрасте, а также у подростков 13-15 лет. При этом большая часть  естественных ускорений темпов  роста приходится на возраст  от 7 до 10 лет. 

Сенситивные периоды  в развитии двигательных качеств. Для  выявления сенситивных периодов в развитии двигательных качеств  мы решили использовать подход, в основе которого лежало выявление разницы  в приростах (в процентах) в развитии определенного физического качества у школьников экспериментальной  и контрольной групп, и сравнение  этой разницы со среднегодовым естественным приростом в контрольной группе. 

 Нами было принято  считать высокосенситивными такие  возрастные периоды, когда:

 при наличии  невысоких естественных темпов  развития двигательных качеств  разница в приростах между  контрольной и экспериментальной  группами составляла более 75 % от среднегодового естественного  прироста;

 умеренно высокие  темпы естественного роста сопровождались  разницей приростов в группах  свыше 50 %;

 в возрастных  периодах с высокими и очень  высокими темпами естественного  роста физических качеств разница  в приростах в группах составила  более 35 %. 

Умеренно сенситивными считали возрастные периоды, если:

 невысокое естественное  развитие двигательных качеств  сопровождалось разницей в приростах  результатов тестов между контрольной  и экспериментальной группами  в пределах от 60 до 75 % от среднегодового  прироста;

 при наличии  умеренно высоких темпов естественного  прироста разница в его темпах  в группах была в пределах  от 40 до 50 %;

 высокие и очень  высокие темпы естественного  роста сопровождались разницей  в темпах роста физических  качеств в контрольной и экспериментальной  группах от 25 до 35 %. 

 В результате  использования такого подхода  нами были определены сенситивные  периоды в развитии физических  качеств школьников с разными  типами телосложения. 

 Анализ результатов  исследования, направленного на  выявление сенситивных периодов  в развитии физических качеств  у школьников, имеющих разные  типы телосложения, свидетельствует  о том, что:

 вне зависимости  от морфофункционального типа  возраст 7 — 10 лет характеризуется  высокой степенью сенситивности  к воздействию физических нагрузок  и наибольшим количеством периодов  с высоким естественным приростом  двигательных качеств. Наименьшее  количество сенситивных периодов  и число высоких естественных  темпов роста двигательных качеств  выявлено в период 10 — 13 лет.  Вероятно, это связано с возрастными  особенностями развития энергетического  обеспечения мышечной деятельности, поскольку в младшем школьном  возрасте происходит поступательное  развитие всех механизмов энергообеспечения  и расцвет аэробных способностей, а для периода 10 — 13 лет характерно  отсутствие приростов аэробных  возможностей и умеренный рост  анаэробных [25];

 несмотря на  то что высокая концентрация  периодов с наибольшими естественными  приростами в развитии моторики  и сенситивных периодов развития  физических качеств приходится  на возраст 7 — 10 лет, эти  периоды совпадают лишь в 44,2 % случаев. На протяжении же  всего школьного возраста количество  совпадений составляет 20,5 % случаев;

 периоды высокого  естественного развития двигательных  качеств и сенситивные периоды  у школьников разных типов  телосложения довольно часто  различаются по времени их  начала, степени выраженности и  продолжительности протекания;

 наибольшее количество  сенситивных периодов в развитии  физических качеств выявлено  у школьников мышечного типа  телосложения, несколько меньше  их у учащихся, имеющих дигестивный  соматотип. У представителей астено-тора-кального  типа телосложения эти периоды  встречаются реже. 

Литература

Блинков С. Н. Методика реализации индивидуального подхода  в физической подготовке школьников-подростков/С. Н. Блинков, С. П. Лёвушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 1, с. 8—12.

Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. — Минск: Народная асвета, 1978. — 88 с.

Гужаловский А. А. Этапность  развития физических (двигательных) качеств  и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. докт. дис. / А. А. Гужаловский. М., 1979. — 23с.

Единак Г. А. Индивидуализация процесса развития двигательных качеств  юношей 15-17 лет разных соматических типов на уроках физической культуры: Автореф. канд. дис. / Г. А. Единак. М., 1992. — 25 с.

Информация о работе Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения